Годы Великого голода навсегда остались в исторической памяти казахстанцев
03.06.2014 2327
В календаре памятных дат Казахстана есть трагические страницы – 31 мая, День памяти жертв массовых политических репрессий.

Политические репрессии затронули не только казахский народ, но и все народы бывшего СССР. В каждой казахстанской семье есть свои воспоминания о трагедии прошлого, которые передаются из поколения в поколение. Доктор исторических наук, заместитель директора Института истории государства МОН РК Жанна Кыдыралина рассказала нашему порталу о противоречиях и жестокости XX века.

«С одной стороны, именно в XX веке произошел культурный прогресс наций бывшего Советского Союза, осуществился экономический подъем страны. Но вместе с тем были, безусловно, горестные страницы истории прошлого века. Они связаны с террором и устрашением населения по политическим мотивам, которые проводило сталинское руководство. Тема голода – одна из центральных в истории массовых репрессий: в результате последствий осуществления насильственной коллективизации жертвами голода стали миллионы людей. Коллективизация проводилась форсированными темпами и силовыми методами. Вся политика подчинялась идеям большевистского руководства, классовому принципу.

Преобразования в сфере экономики также были связаны с идеологическими задачами. На стремительную индустриализацию страны были брошены и аграрные ресурсы. Последствия неправильной политики, неумелое руководство, незнание законов аграрной сферы привели к плачевным результатам.  

Сегодня исследователями подробно изучаются страницы политических репрессий и голода. В Казахстане, как и в целом в Советской стране, голод был на протяжении нескольких периодов: после Октябрьской революции, в 20-х годах, затем в 1931-1933 гг.»

Исследователи часто используют слово голодомор, говоря о бедствии начала 30-х гг.

«Да, голодный мор. На Украине он называется голодомором, в генетической памяти казахстанцев эти страшные годы остались как Ұлы жұт – Великий голод. Это действительно была демографическая катастрофа, когда численность казахского народа сократилась почти на 40%. По разным подсчетам, цифры, которые дают казахстанские исследователи,  колеблются от полутора до двух миллионов человек. Ученые находят разные подтверждения таким данным в архивных источниках, статистических данных и переписи».

Массовый голод был обусловлен тем, что у народа отбирались продукты животноводства или неурожайными годами?

«Исследователи имеют об этом разные мнения, но большая часть отечественных и зарубежных ученых склоняется к тому, что в основе причин последствий насильственной политики коллективизации, которые привели к голоду, лежит комплекс причин, в том числе и последствия неурожайных годов. В основном главные причины лежат, конечно, в последствиях проведенной политики насильственной коллективизации. Руководство страны не имело опыта в проведении таких крупных сельскохозяйственных кампаний, оно не владело всеми тонкостями. Очень мало было профессионалов, которые знали бы аграрную сферу и управление в сельскохозяйственном производстве. Большевистский принцип: форсировать – преобразовывать быстрыми темпами экономику, переводить ее на социалистические рельсы для того, чтобы перегнать Запад, чтобы индустриализировать страну, при этом не допускать возражений и других мнений. Это все привело к голоду и откочевкам населения за пределы Казахстана и даже СССР. Люди спасались от голода бегством в Иран, Афганистан, Китай. Бежали не только казахи, но и представители других этносов, проживающих в Казахстане». 

Голод охватил весь Казахстан?

«Да, но особенно ужасающая картина была в определенных районах: на западе Казахстана, севере, центре – там, где казахи вели кочевой образ жизни и занимались скотоводством. В земледельческих районах последствия голода были не такими тяжелыми для народа. К голоду привела политика коллективизации, принудительного изъятия продукции животноводства и сельского хозяйства. Осуществлялись специальные заготовительные кампании, когда население должно было сдавать «излишек», которого на самом деле не было. Уполномоченные по этим кампаниям впоследствии стали предпринимать более жесткие меры, которые предусматривали изъятие уже подчистую. Скот, зерно, мука – все это сдавали в заготовительные пункты. Кто не сдавал, к тем применялись репрессивные меры: их выселяли в дальние неприспособленные для жизни районы, лишали избирательных прав.

В архивных документах 20-30-х гг. очень много таких списков «лишенцев», или лиц, лишенных избирательных прав: крестьяне, кулаки, служители религиозного культа. Классовая дифференциация пронизывала все советское общество. Это исходило из классовой идеологии большевизма, когда шла четкая разделительная линия между эксплуататорами и эксплуатируемыми. С момента установления советской власти и на протяжении всего периода существования СССР политические репрессии никогда не прерывались. В какие-то периоды они носили более жесткий характер, становились массовыми. Пик репрессий пришелся на 1937-1938 гг., когда был истреблен цвет интеллигенции Советского Союза».

Дикое противоречие, как Советский Союз намерен был обогнать Запад, уничтожая интеллигенцию?

«У ученых на это есть несколько взглядов. Одни объясняют это тем, что Советское руководство, исходя из необходимости защиты своих интересов, молодой страны в окружении мирового империализма, должно было осуществлять эти жесточайшие меры. Тем не менее, какими бы целями не мотивировались репрессии, они не объясняются моральными соображениями. Никогда нельзя оправдать противоправные действия, которые идут в ущерб человеческим правам и жизням целых этносов.

Поэтому отдавая дань памяти людям, пострадавшим от политических репрессий, страшного явления истории Советского государства, мы всегда должны осознавать, что уроки истории напоминают нам о необходимости не допускать подобные трагедии. Никогда и никакими политическими и другими целями нельзя оправдать беззаконие, попрание человеческих прав, гуманных принципов человеческого общества. Поэтому каждый год 31 мая мы вспоминаем тех, кто безвинно пострадал от политических репрессий, издаем книги памяти жертв репрессий, продолжаем исследовать историю голода, депортацию народов».


Людмила Выходченко


Статьи по теме Ж.У. Кыдыралиной: 

Исследование проблемы политических репрессий и голода 30-х гг. ХХ века в Казахстане

Алимхан Ермеков и Каныш Сатпаев: пути в науке и линии судеб