Корни қазақ күресі уходят в древнейшую историю
29.06.2014 1812
Когда мы говорим о древней истории қазақ күресі, возникает вопрос: насколько справедливо использовать это название применительно к древнейшим видам борьбы на территории современного Казахстана?

Конечно, название могло изменяться на протяжении тысячелетий, но основные принципы и особенности қазақ күресі можно проследить примерно с середины II тысячелетия до н.э. О существовании особого вида борьбы уже в эпоху бронзы (середина II тысячелетия до н.э.) свидетельствуют многочисленные наскальные изображения в Центральном Казахстане, в горах Каратау, а также на территории Жетысу.

Борьба в наскальных изображениях 

Изображение борьбы в наскальных рисунках XVI-IVX вв. до н.э. 


Подобные изображения также встречаются на территории Монголии, Кыргызстана и Южной Сибири.

Нами проведены многолетние исследования древних воинских святилищ и наскальных изображений Казахстана. Мы изучили этнографические материалы, немногочисленные письменные свидетельства древних авторов и опыт исторической реконструкции древнего и средневекового боя с оружием.

Древнейшие изображения поединков датируются VI-XIIвв. до н.э., это период эпохи бронзы. Иногда это время называют «эпохой боевых колесниц». На скалах в древних святилищах изображали многочисленные сцены поединков. Выделяются три типа ведения боя: бой на оружии, кулачный бой и борьба.

Изображение поединков: бой на оружии (1-4), кулачный бой (5-8), борьба (9-11)

Бой на оружии


Кулачный бой, для которого кулаки обматывались специальной тесьмой, редко можно встретить в святилищах, где сохранилось много изображений поединков на оружии. Рядом со сценами вооруженного боя мы находим изображения борцов, и это не случайно. Борьба неразрывно была связана с боевой подготовкой.

Именно в эпоху бронзы в қазақ күресі наряду с общими принципами появляются особенности, отличающие это древнее искусство от многочисленных национальных единоборств других регионов. Во многом это определялось особенностями степной жизни и необходимостью специальной подготовки колесничих воинов.

Практически во всех древнейших видах борьбы встречаются общие для древних культур черты.

Во-первых, это ограничение площадки для борьбы. Ограничение может быть в виде квадрата или круга. Квадрат в данном случае символизирует мать-землю, а круг – отца-небо. В древности борьба всегда посвящалась богам и добрым духам, поэтому все действия борцов должны были совершаться на специально очищенной от зла и огороженной от злых сил территории.

В случае қазақ күресі, вероятно, использовалась площадка круглой формы. В древних святилищах наряду со сценами поединка встречаются солярные знаки, изображающие колесо, которое символизировало круговорот жизни и являлось своеобразной моделью мира.

Изображение колеса, Боралдай (Каратау)


Во-вторых, это общие правила: необходимо положить соперника на лопатки или вытеснить за ограничительную линию.  В-третьих, это равные условия борцов, то есть единое снаряжение, одежда и т.п. В-четвертых, борьба позволяла выяснить, кто сильнее, и проводить подготовку к реальному бою, не причиняя тяжелых повреждений сопернику.

Необходимость специальной подготовки колесничих воинов и особые условия жизни в середине II тысячелетия до н.э. приводят к появлению специфических отличительных особенностей қазақ күресі от других единоборств.

Судя по материалам исследованных погребений и наскальных изображений в эпоху бронзы не было наследственного принципа в распределении социального положения. Люди рождались и умирали равными.

Юноши входили в элиту, то есть становились колесничими воинами или общинниками, после обряда инициации – посвящения во взрослые члены общества. Уже на этой ранней стадии выделяется первая особенность қазақ күресі. Для колесничего воина требовалось свободное владение любым оружием как правой, так и левой рукой. Во время движения колесницы воину практически все время одной рукой приходилось держаться за поручень, а другой держать попеременно то вожжи, то оружие.

Колесничий 


В зависимости от того, с какой стороны появлялся противник, колесничий должен был вести бой то правой, то левой рукой. Отсюда и все приемы, начиная с основ борьбы, обязательно отрабатывались как в правой, так и в левой стойке. Это было важно и в связи с тем, что все смертельные поединки проводились исключительно на парном оружии, которое занимало обе руки. Это могли быть топоры, специальные серпы, дубины или палицы. На таком же парном оружии проходили и итоговые поединки, завершающие обряд посвящения.

Бой на топорах во время обряда посвящения (Каракыр)


Из такой особенности появилось правило, согласно которому разрешены все захваты до пояса, а ноги могут действовать против ног соперника. Такое правило позволяло бойцу легко использовать приемы борьбы в реальном сражении, когда в руках у него оказывалось оружие.

Именно эти две особенности қазақ күресі позволяют проследить развитие этой борьбы на протяжении тысячелетий.

Древние авторы пишут, что саки и скифы свободно владели стрельбой из лука правой и левой рукой. В средние века многие тюркские воины владели редчайшей для других регионов системой фехтования на парных мечах и топорах, что подтверждается многочисленными находками парных боевых топоров IX-XII вв. в Талхизе (Талгар). И наконец, тяжеловооруженный воин с мечом никогда не использовал захваты ног в бою, так как с использованием оружия любые нижние захваты теряют смысл.

Благодаря сохранившимся в древних святилищах наскальным изображениям, мы можем реконструировать некоторые методы подготовки борцов и воинов в древности. На рисунках часто можно увидеть борцов, действующих одной рукой, другая рука у них при этом зацеплена сзади за пояс.

Борьба одной рукой 


Такая борьба позволяла развивать как правую, так и левую руки и добиваться реального свободного владения приемами в любой стойке. Все это подготавливало борца к ситуации, когда придется продолжать бой, будучи раненым в руку. Для воина владение такими навыками было обязательным.

Борцов обучали ведению поединка на неудобной дистанции: короткой, средней или длинной, используя связывание поясов веревкой.

В целом борьба являлась основой подготовки степного воина. В степи даже простые общинники были воинами. Колесничих было немного, а защищать небольшие поселения, рассредоточенные на большой территории, приходилось часто.

С самого раннего возраста, едва научившись ходить, дети начинали бороться. Это не только развивало их физически, но и становилось основой системы обучения и воспитания. Ребенок учился слушать наставника – тот, не слушал, не мог побеждать соперников. С детства борцы учились уважать и ценить соперников, им не прививалось отношение к сопернику как к врагу. Каждый знал, что в будущем придется вместе сражаться, чтобы защитить свой аул.

Поселение эпохи бронзы


Борьба позволяла отработать боевые стойки и развить необходимое для боя на колеснице чувство равновесия. Одним из основных условий победы как в борьбе, так и в боевом поединке было умение правильно использовать свой вес и вынудить соперника потерять равновесие.

В дальнейшем в средние века такое умение станет еще более весомым в связи с распространением тяжелых доспехов. На стадии выделения воинского сословия у большинства народов единый вид древней борьбы разделяется на элитарную боевую подготовку воинов-профессионалов и народную борьбу, отрывающуюся от практичной боевой системы. Но как раз в этот период (I тысячелетие до н.э.) степная цивилизация переходит к кочевому образу жизни. Военная подготовка становится необходимой для каждого мужчины, а не только профессионального воина. Это определило дальнейшее развитие қазақ күресі. Уникальный вид древней борьбы не разделился на отдельные ветви, а сохранился как основа боевой подготовки кочевника.

В древнетюркский период қазақ күресі получает дальнейшее развитие. Применение средневековыми всадниками тяжелой брони выдвинуло еще более высокие требования к умению сохранять равновесие в бою, правильно распределять силы, предвидеть действия противника. Необходимо учитывать, что средневековые турниры в Европе и Великой степи существенно отличались. На территории Казахстана не было специального турнирного оружия и доспехов. Не было ограничений и в применении оружия. В поединке кочевники использовали весь набор вооружения начиная с лука, стрел и заканчивая ножом. И если оружие не могло решить спор воинов, то они завершали поединок борьбой. Описаний такого рода поединков множество в эпосах казахского народа и произведениях средневековых авторов. Эта особенность позволила сохранить значимость древней борьбы. Кочевник знал с детства, что воином человека делает не оружие, а умение сражаться в любых условиях.

До наших дней дошли некоторые методы подготовки, которые использовались в қазақ күресі в средневековье. Борцы захватывали руку соперника в районе локтя, а его свободную руку убирали за свой пояс. В таком захвате нужно было свалить соперника на зеилю. Подобное упражнение применялось и в подготовке всадников. Также в этот период добавилось упражнение на подсечки в ходе боя на тяжелом оружии без захватов.

Нельзя не отметить, что берущая начало в глубокой древности борьба қазақ күресі способствовала распространению в Казахском ханстве некоторых общих гуманистических и морально-этических принципов, редко встречающихся в средневековых обществах.


С.А. Потапов

археолог, научный сотрудник Института археологии имени А.Х. Маргулана