«Реконструкция набережной решена скромными средствами»
14.07.2014 906
Известный казахстанский архитектор Серик Рустамбеков рассказал e-history.kz о трудностях реализации первого этапа генплана Астаны, о задачах реконструкции набережной и строительства левого берега.

На столе в кабинете Серика Исаевича мы заметили стопку скрепленных бумаг огромного формата, которая оказалась планом реконструкции города до 2015 года.

Серик Исаевич, оказывается, вы по сей день занимаетесь реконструкцией набережной Астаны?

— Ну как же, почти 40 км реки, почти 20 из них уже прошли реконструкцию, около 6 км сейчас строятся, остального еще даже в проекте нет. Это работа на долгие годы.

До встречи с вами нам удалось побеседовать с Николаем Тихонюком, Фаридом Галимовым и Аманжолом Чиканаевым об этапах становления и преображения новой столицы. В связи с этим попрошу вас вспомнить 1997 год.

— Можно вспомнить и более раннее время. Впервые новость о том, что столица государства будет перенесена в тогдашнюю Акмолу, я услышал по радио, сидя в гостях у товарища. Это было 6 июля 1994 года. На кухне было громко включено радио, из него раздавался голос Назарбаева.

Это был исторический момент, когда на заседании Верховного Совета Нурсултан Абишевич впервые озвучил идею переноса столицы. Я бы сказал, что тогда, конечно, к этому отнеслись негативно, в том числе и депутаты.

Мы все знаем, что в это время экономика была не в самом лучшем состоянии, были проблемы с выплатой пенсий, зарплат бюджетникам, многие виды производства остановились, в стране появилось много безработных. В такой тяжелый для страны момент была озвучена абсурдная на первый взгляд мысль. Многие восприняли это скептически: когда-нибудь, но не при нашей жизни, возможно, столица и переедет.

Сейчас мы видим, что Астана как столица состоялась. А ко времени переноса столицы Алматы зарекомендовал себя как респектабельный город: прекрасные горы, много административных зданий, были и новые здания, в которых размещались центральные органы управления государством, быт чиновников налажен, они все были обеспечены квартирами. И вдруг объявили новую столицу, нужно куда-то ехать, чуть ли не в дикую степь.

Были возражения, но все-таки постановление было принято, после этого были сделаны конкретные шаги для реального переноса столицы. Никто не ожидал, что так быстро начнутся мероприятия по подготовке переноса столицы. Была создана государственная комиссия по передислокации высших государственных органов в Акмолу. Первым председателем этой комиссии назначили Н. Исингарина, тогда он был в должности вице-премьера. Затем на этом посту его сменил Н. Макиевский, на заключительном этапе комиссию возглавлял Ф. Галимов.

Комиссия занималась передислокацией столицы, размещением государственных органов и чиновников в Акмоле, также вопросами обеспечения жильем. Конечно, тогда о постоянном жилье здесь особенно никто не мечтал. Затем был создан Фонд «Новая столица», в которой начали появляться кое-какие деньги. Подключились зарубежные и казахстанские инвесторы.

Я уроженец здешних мест, хотя к тому времени уже более 30 лет работал в Алматы. Весть о переносе столицы, конечно же, меня вдохновила. Я сразу загорелся идеей переехать сюда, участвовать в переносе. Тогда же в 1995 году с группой моих однокурсников, достаточно известных архитекторов в Казахстане, мы специально приехали в Астану, чтобы изучить город и собрать материал. Вскоре мы инициативно сделали первый эскиз генерального плана новой столицы, нам никто ничего не поручал. В нем мы смоделировали, где может располагаться новый центр, где должны быть правительственные здания.

Это был подрамник размером полтора на полтора метра, на котором мы в цвете показали основную транспортную схему, расположение основных зон города. И тогда уже мы предполагали, что новый центр должен располагаться на левом берегу.

Этот эскиз генплана был показан Президенту, он поблагодарил нас. К сожалению, я сам не присутствовал на презентации. Но по рассказам коллег, Президенту очень понравилось, что в условиях всеобщего скепсиса, кто-то проявляет такую инициативу. Нурсултан Абишевич дал поручение министерству строительства и Союзу архитекторов Казахстана организовать конкурс.

Вскоре был объявлен конкурс на разработку генерального плана, его итоги подводили в 1996 году. В конкурсе участвовали 17 коллективов, но первое место отдали нашей творческой группе.

Надо сказать о том, что для стимулирования строительства в Астане Нурсултан Абишевич издал специальный указ, в котором предусматривались большие льготы для тех, кто занимался строительством и проектированием. Льготы были существенные: компании на пять лет освобождались от налогов на прибыль, имущество и землю. Это послужило хорошим толчком: многие известные казахстанские строительные компании открыли свои филиалы в Акмоле. Наш авторский коллектив в 1996 году также зарегистрировал здесь проектно-строительную компанию с громким названием «Акорда».

Первый этап разработки генплана новой столицы

Затем вышло следующее постановление, в котором за нашим авторским коллективом, ставшим юридическим лицом, закреплялись права проектировщика генерального плана города. С этого периода началась наша работа над генпланом столицы.

На первом этапе работа финансировалась слабо, тем не менее, мы сделали изыскания и провели топографическую съемку, геологическую разведку, натурные обследования всего города, изучили природно-климатические условия и многое другое. Проект генерального плана начался с создания опорного плана. Тогда же в 1997 году мы впервые создали электронную карту Астаны — опорный план, на котором фиксировалось существующее состояние города, подкрепленное собранными материалами по инженерной инфраструктуре, социально-культурному состоянию и т. д.

Началась работа над первым эскизом генерального плана столицы. Для того чтобы город перенести на левый берег, планировалось строительство мостов, новых трасс, которые соединили бы старый город с новым. Хотя в это время работа по переносу столицы кипела в основном в старом городе. Левый берег представлял собой голую степь, перемежающуюся дачными участками, берега Ишима практически полностью были забиты дачами, на тот момент в городе было около 25 тысяч дач.

Необходимо было решить проблему размещения города на левом берегу реки. Река — это один из определяющих природных факторов, который надо было, конечно, обыграть. Уже в эскизах генерального плана были наброски, в которых воплощалась идея превращения берегов Ишима в сплошную парковую зону, то есть сделать линейный парк для проведения досуга и отдыха. Своего рода это должен был получиться водно-зеленый экокоридор.

Кроме того, первоначальный генеральный план учитывал суровые природно-климатические условия города, поэтому предлагалось создать зеленый пояс столицы, чтобы защитить горожан от пыльных бурь, окраины города от метелей и в целом оздоровить экологическую ситуацию. На эскизе генплана вся округа Астаны была окрашена зеленым цветом. Президенту эта идея сразу понравилась, он вызвал ученых и поставил перед ними амбициозную задачу создать леса вокруг Астаны, тем самым если не кардинально изменить климат, то хотя бы смягчить его негативные факторы.

Было создано государственное предприятие «Жасыл аймақ» («Зеленая округа»). На сегодняшний день посажено уже около 70 тысяч га лесов. Президент продолжает развивать эту идею — он поставил задачу довести зеленый пояс Астаны до 150 тысяч га и соединить его с боровской зоной.

На первых порах финансирование генплана было слабым, поэтому мы брали дополнительные работы по реконструкции зданий для размещения правительства. Так, к первой презентации столицы мы реконструировали Центральную площадь старого города, там впервые появилась брусчатка, гранитные бордюры. Мы также сделали реконструкцию здания обкома, гостиницы «Москва», мы превратили ее в здание МИДа, затем у нас был проект реконструкции Дворца целинников.

Возвратимся к разговору о генеральном плане. В 1998 году состоялся официальный переезд столицы и большое празднество по этому поводу. К международной презентации столицы мы провели реконструкцию первого участка набережной: от моста около «Рамстора» до улицы Сарырка (чуть дальше пешеходного моста). Набережная стала одним из главных мест празднования по случаю международной презентации города.

 «Во время прогулки по набережной реки Есиль, 7 июня 1998 года». Фото: news.nur.kz

Откуда вы черпали идеи для реконструкции зданий?

— Дворец целинников, к примеру, был проектом широкоформатного кинотеатра литовского архитектора. В те времена, когда город был центром целинного края, Н. С. Хрущев сделал широкий жест в виде этого кинотеатра. Это был самый крупный зал республики, когда еще не было Дворца культуры имени В. И. Ленина в Алма-Ате, рассчитанный на 2,5 тысячи мест.

Переезжала столица, а это был самый большой зал в городе, хотя и совершенно не предназначенный для проведения концертов. В здании не было артистических уборных, глубина сцены также была не подходящей для проведения концертов и спектаклей. Мы сделали проект реконструкции здания, в его реализации участвовала чешская фирма «ТехноАРТ», затем подключился «Мобитекс». Мы уменьшили количество мест в зале, за счет этого увеличили глубину сцены, сзади пристроили артистические комнаты. Фасад здания, сочетание штукатурки с цветными керамическими вставками, мы полностью одели в керамогранит, который тогда впервые появился в Астане.

Международный конкурс на разработку генплана столицы

Первый этап генерального плана, который заключался в сборе данных и эскизе развития города до 2005 года, практически был выполнен. После того, как состоялись празднества по случаю переезда столицы, мы провели большую выставку своих работ: генеральный план, макеты, выполненные по его схеме, макеты отдельных зданий и сооружений, которые мы к этому времени спроектировали, проект реконструкции центрального железнодорожного вокзала и т. д. Эту выставку во Дворце «Жастар» посетил Президент. Он положительно воспринял все наши предложения, и вместо запланированных 20 минут пробыл с нами полтора часа. Радостные, мы отпраздновали это событие.

Но не прошло и недели, Глава государства проводит совещание, на котором было принято решение об организации международного конкурса. С одной стороны, я так понимаю, что окружение Президента настаивало на объявлении международного конкурса, чтобы привлечь ведущих зарубежных архитекторов, которые, может быть, предложили бы еще более креативные идеи, а не опираться только лишь на свои внутренние силы. С другой стороны, Астана нуждалась в инвестициях.

По правилам международных финансовых институтов проекты городов не будут инвестироваться, если нет утвержденного генерального плана. К этому времени такого плана Астаны не было, потому что мы проделали только первый этап.

Вообще для того, чтобы разработать генеральный план, тоже нужны приличные деньги. Естественно этих средств не было в бюджете, и в Фонде новой столицы таких денег не было. Очевидно, это было одной из причин, чтобы привлечь иностранных инвесторов.

Объявили международный конкурс на лучший генплан Астаны. Я участвовал в подготовке документов, связанных с проведением этого конкурса, в частности, разработал программу и условия конкурса. Была создана специальная государственная комиссия по проведению конкурса, возглавлял ее А. Джаксыбеков, тогдашний аким города, создан аппарат комиссии, который занимался организационными вопросами. На это были найдены средства, деньги были выделены и на призовой фонд.

Первым откликнулся Кисё Курокава

Это известнейший архитектор, который был одним из наших кумиров еще со студенческих лет. Он решил приехать сюда. Мы подготовились для встречи с ним: в центральном парке специально к его приезду поставили юрту, украсили ее, пригласили музыкантов, приготовили угощения.

Курокава приехал не с пустыми руками. Он привез предложение от премьер-министра Японии, в котором японская сторона выразила готовность выделить грант на проектирование генерального плана. Грант готово было предоставить японское агентство по международному сотрудничеству (JICA). Это агентство обладает очень большим бюджетом, основной задачей которого является помощь развивающимся странам в развитии их инфраструктуры.

Через несколько месяцев в Конгресс-холле состоялась выставка. Была организована международная экспертная группа. В нее входили как иностранные эксперты, так и эксперты из Казахстана, России, Узбекистана, Киргизии, которые провели предварительное изучение проектов и подготовили доклад для членов жюри. В состав жюри наряду с известными казахстанскими градостроителями и архитекторами вошли известные зарубежные архитекторы, к примеру, от России был академик А.Ю. Розанов, был также советник премьер-министра по архитектуре и градостроительству Турции, из США приехал Гесс Холл. В результате жюри отобрало три проекта: Кисё Курокавы, российский проект группы Неустроева и казахстанский проект авторской группы, которая работала в составе нашей фирмы. В этом конкурсе я не участвовал, так как выступал в качестве организатора. Из этих трех проектов Президент должен был выбрать один. В результате он остановился на проекте Курокавы. Так началась работа над генеральным планом.

У японского агентства по международному сотрудничеству есть обязательные правила: при освоении грантов в зарубежных странах в обязательном порядке должны привлекаться местные фирмы. И Кисё Курокава предложил сотрудничество моей фирме. К этому времени мы уже сменили название, потому что Акордой все чаще стали называть резиденцию Президента. Мы остановились на скромном названии нашей фирмы «Орта» и оставили самостоятельную работу по генеральному плану.

Мы подписали договор по созданию консорциума двух японских фирм и одной казахстанской, которую возглавлял я. Японская сторона арендовала офис, и началась конкретная работа по разработке генерального плана. Японская группа в полном составе находилась в Астане, поэтому мы плотно сотрудничали: с казахстанской стороны я был как бы официальным консультантом, третьим человеком в команде Кисё Курокавы. Несколько разделов генерального плана под руководством Курокавы делали мы, но основную работу, конечно, делали японцы.

По тем материалам, которые мы готовили для первого этапа генерального плана, мы разработали раздел по экологии, также раздел, связанный с историко-архитектурным наследием. В этот план вошли места и здания, которые необходимо было сохранить в старом городе.

Затем подготовленный план прошел общественное обсуждение и экспертизу. Я присутствовал, когда Курокава представлял макет нового центра Нурсултану Абишевичу. Впервые японский архитектор показал объемы и структуру центра на левом берегу. Курокава выделил место на плане и сказал Президенту, что вот тут необходимо поставить монумент высотой 97 метров, который будет символизировать перенос столицы.

Для разработки идеи этого монумента также проводился конкурс. В итоге остановились на одном эскизе, выполненном по наброскам Президента, который создал мой младший брат Акмурза.

В прогнозах роста населения столицы очень осторожничали

Возвращаясь к созданию генерального плана, хочу сказать, что в то время высказывались очень осторожные прогнозы по развитию города. Как правило, основополагающим документом для генерального плана является прогноз роста численности населения. Генплан разрабатывается на перспективу — на 20–30 лет. Это глобальный документ, который после утверждения, является основой развития города. Для того чтобы знать, как и за счет чего будет расти населения города, делаются прогнозы. Был в то время оптимистический прогноз, предполагающий бурный рост, пессимистический и средний.

Столичные функции города представлялись такими: сюда переедет 5 тысяч чиновников, допустим, с их семьями это будет 20 тысяч. Также 20 тысяч человек переедет для обеспечения сферы обслуживания. Все полагали, что в Астане не будет быстрого роста населения, поэтому остановились на прогнозе в 800 тысяч человек к 2020 году.

А на момент расчетов какое было население города?

— В городе проживало 274 тысячи человек. Экономика Казахстана только поднималась, также Президент высказал мысль, что он не хочет большой мегаполис, что он видит столицу небольшим компактным городом с невысокой застройкой, удобным для проживания. Отсюда в генплане Курокавы такая невысокая плотность населения.

Расскажите, пожалуйста, о своей работе над реконструкцией набережной Астаны.

— Почему раньше левый берег не развивался? Потому что исторически город был расположен на правом более высоком берегу. Вы знаете из географии — левый берег всегда ниже правого, это связано с вращением Земли, влиянием Луны и так далее. Левые берега рек всегда подвержены затоплению. Мы тоже обратили внимание, что территория левого берега Астаны подвержена затоплению.

Недалеко от города протекает река Нура, объем стоков которой в два раза превышает стоки Ишима. История знает случаи, когда происходит одновременный паводок и воды обеих рек сливаются. Расстояние между реками — 30 км, и эта территория может заливаться водой. Так как центр новой столицы переносился на левый берег, то в генеральном плане сразу была поставлена задача предусмотреть мероприятия, связанные с инженерной защитой левобережья от затопления паводковыми водами. Поэтому уже при реконструкции первого участка набережной мы должны были обеспечить безопасность города во время даже самого катастрофического паводка.

Мы привлекли ученых, специалистов, затем была принята государственная программа по инженерной защите территории города от затопления: мы углубили и расширили реку в черте города. Даже если Ишим сделать шириной 200 метров и глубиной 5 метров, все равно река не способна принять все стоки, которые могут образоваться. Поэтому в разработанной схеме инженерной защиты важную роль играет дамба, протяженность которой почти 38 км. Эта дамба огораживает город с юго-восточной стороны.
Во время паводка основной объем воды скапливается и спускается по реконструированному руслу. То есть дамба пропускает только тот объем, который способно пропустить русло реки. Высота плотины местами достигает 11 метров.

Серик Исаевич, почему создается ощущение, что в Ишиме, протекающем на территории города, воды не так много?

— Воды действительно в реке мало. Питьевая вода поступает в город из Вячеславского водохранилища, которое расположено на реке Ишим в 55 км от Астаны. Излишек из водохранилища спускают в реку. Таким образом, вода в русле реки в черте Астаны регулируется Вячеславским водохранилищем и защитной дамбой.

Как вам кажется, ваша идея реконструкции набережной Астаны реализована в полной мере?

— Архитектурное решение опирается на инженерное решение. Как я уже сказал, на отдельных участках мы должны были расширить, углубить реку и, кроме того, закрепить берега. Поэтому мы сделали дамбы по обоим берегам набережной, откосы, ведущие к воде, также проложили пешеходные дорожки. Это все и создает набережную.

Возвращаюсь к уровню воды в реке, он зарегулирован. Есть плотина, которая держит на одном уровне объем воды в реке, излишек воды перетекает, а необходимый запас остается. Средняя ширина Ишима от 80 до 150 м, глубина — 3 м, вот этих параметров и придерживаемся.

Хочу сказать, что реконструкция набережной решена скромными средствами, потому что в первую очередь перед нами стояли инженерные задачи. Как могли, мы украсили набережную. Сделали ротонды в национальном стиле, кстати, они были первой визитной карточкой Астаны. Мы также работали над дизайном мостов, в частности, разработали дизайн пешеходного моста.

Также мы реализовали проект судоходства на реке Ишим. Впервые идея судоходства была озвучена Президентом. Мы разработали концепцию, презентовали ему, и этот проект стал государственной программой. Две очереди судоходства сегодня реализованы, у нас восемь судов. Также мы разработали проект речного порта со всей необходимой портовой инфраструктурой: судоремонтные мастерские, зимние и летние стоянки, административные помещения и так далее. Но этот проект пока не реализован, это третья очередь развития судоходства на реке Ишим. В будущем флот судов достигнет 17 единиц, и возможно, даже составит альтернативу другим видам общественного транспорта.


Людмила Выходченко