Культурная прогулка: Музей истории космодрома Байконур
10.09.2014 2267
НИИП №5, или космодром Байконур навсегда изменил ход истории человечества, запустив первый искусственный спутник Земли, а потом и вовсе отправив человека в космос.

7 ноября 1967 года в здании городского Дворца культуры развернулась экспозиция о боевой и трудовой славе военных-строителей космодрома Байконур, которая впоследствии расширилась до размеров музея истории полигона. А началось все гораздо раньше, в середине 50-х гг., когда и города такого в помине не было, да и в космос человек еще не летал.

«… С берега Вселенной, которым стала священная земля нашей Родины, не раз уйдут в еще не известные дали космические корабли. Каждый их полет и возвращение будут великим праздником нашего народа, всего передового человечества, победой Разума и Прогресса», - напишет главный конструктор ракетно-космических систем С.П. Королев. К середине 50-х годов XX века СССР располагал ракетами средней дальности Р-1, Р-2, Р-5, Р-5М, которые обладали ограниченным радиусом действия. Действующий ракетный полигон «Капустин Яр» не позволял провести испытания ракет нового поколения с дальностью полета 8-10 тысяч километров и даже более. Для запуска многоступенчатой баллистической ракеты с межконтинентальной дальностью 8000 километров и термоядерной головной частью массой до 5,5 тонны необходим был новый испытательный полигон. Главным разработчиком сверхсовременной космической ракеты Р-7 был определен Сергей Павлович Королев, а местом ее создания и испытания был выбран Казахстан.

Именно Королев при поддержке Главного маршала артиллерии Митрофана Ивановича Неделина убедил высшее партийное и военное руководство страны в необходимости и реальности осуществления грандиозного технического проекта. Место строительства было выбрано неслучайно: малонаселенность полупустынной местности, благоприятствовавшая запуску ракет, наличие крупнейшей реки Средней Азии Сырдарьи, развитая сеть транспортного сообщения, а самое главное близость к экватору, что давало возможность использовать для запусков дополнительную скорость вращения Земли.

Весной 1955 года в казахстанской степи близ полустанка Тюра -Там началось строительство первых объектов полигона под руководством генерал-майор Г.М. Шубникова. На возведение нового полигона были брошены силы военных строителей, большинство из которых прошли через фронты Великой Отечественной войны.

Стройка новой космической гавани Земли шла тяжело. Люди столкнулись с суровым резко-континентальным климатом, неустроенностью быта и сжатыми сроками брошенного самим себе вызова. Но больше всего осложнял работу тот факт, что к возведению космодрома подошли практически не имея опыта строительства подобных объектов.

Один из организаторов и участников создания космодрома М.Г. Григоренко вспоминал: «...Нигде в мире не было опыта проектирования и строительства столь сложных, по существу, уникальных сооружений и комплексов, как космодром. Требования к точности и долговечности конструкций были предельно высокими. Без повседневной изобретательности, творчества, инженерной смелости, без умения идти на риск успеха добиться было бы невозможно. И, я думаю, не случайно руководящий состав строительства составляли фронтовики - люди, прошедшие тяжкие испытания войны, закалившиеся в ее горниле, люди, которых никакие трудности не могли ни испугать, ни остановить».

И несмотря на все трудности, летом этого же года Генеральным штабом Советской Армии была утверждена организационно-штатная структура Научно-исследовательского испытательного полигона №5 МО СССР, или другими словами, космодрома Байконур.

Космодром Байконур сегодня 


В конце 1955 года на полигоне работали 1900 военнослужащих и 664 рабочих и служащих. В это же время в полную силу началось строительство жилого поселка для испытателей космодрома. В разное время он носил разные названия: «Ташкент-90», поселок «Заря», поселок «Звездоград», город Ленинск и только в декабре 1995 года превратился в город Байконур.

Поехали!

В 1957 году о космодроме Байконур узнал весь мир, когда 15 мая со стартовой площадки полигона был произведен пуск новой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, сконструированной С.П. Королевым. С того времени фантастические романы Жюля Верна стали воплощаться в жизнь – человек подчинял себе космос. И каждый последующий выход за пределы нашей планеты, превосходящий понимание разумом, осуществлялся с космодрома, расположенного на казахстанской земле. 

4 октября этого же года со стартовой площадки №1 5-го НИИП ракетой Р-7 на околоземную орбиту был выведен первый в мире искусственный спутник Земли. Так начался отсчет космической эры.

Макет 1-го ИСЗ (искусственного спутника Земли) в масштабе 1:1


Вскоре между США и СССР завязалась гонка к Луне, которая успешно была завершена опять же на Байконуре. 2 января 1958 года впервые в истории ракета-носитель Королева «Восток» прошла в 5 тысячах километров от Луны и запустила искусственный спутник этого небесного тела.

Еще через несколько лет казахстанская земля отправит в космос первых живых «испытателей» – Белку и Стрелку. А спустя год 12 апреля 1961 года в 9 часов 07 минут знаменитую фразу «Поехали!» бросит и первый человек, побывавший в космосе, Юрий Гагарин.

Об истории космонавтики и в частности полигона №5 можно писать бесконечно много. До сих пор, возможно, человек не до конца осознал, что 108 минут полета навсегда изменили жизнь не только Гагарину, но и всему человечеству, открыв «дорогу в неизвестный мир». В музее первого космического порта Земли нашли пристанище почти все космические аппараты и ракеты-носители, побывавшие в космосе.

Макет стартового комплекса РН «Союз» или «Гагаринского старта» в масштабе 1:50 (с него проведено около 500 пусков начиная с 1957 г.)

Макет МТКС (многоразовой транспортной космической системы) «Энергия-Буран» в масштабе 1:50


Модель международной космической станции представлена в музее в полной конфигурации, включая и два энергетических модуля, которые еще не запущены на МКС.

Макет МКС в масштабе 1:50


Скафандры, в которых привыкли видеть космонавтов, называются спасательными. 

Это спасательный скафандр «Сокол-К» для транспортно-пилотируемого корабля «Союз». Он предназначен для создания нормальных гигиенических условий космонавту при полете в герметичной кабине. В случае разгерметизации кабины корабля он сохранит жизнь одетому в него испытателю. Скафандр изготавливается для каждого космонавта индивидуально - с учетом позы в амортизационном кресле корабля. Как правило, его надевают на наиболее опасных участках полета: выведении, стыковке, спуске.

В музее можно подробнее узнать и о питании космонавтов. Тубы с сублиматами (пища из которой выбираются молекулы воды) обеспечивают испытателям и первое, и второе блюда, и даже десерт.

Как рассказывают экскурсоводы, Юрий Гагарин впоследствии всегда присутствовал при отправке испытателей в космос. Останавливались первые космонавты в гостиничном комплексе, который был построен в 1959 году на берегу Сырдарьи. Там же находится и так называемая Гагаринская беседка, где 10 апреля 1961 года было объявлено, что первым в космос полетит Гагарин.

Гагарин с главным конструктором С.П. Королевым

Юрий Гагарин выступает на центральной площади города (тогда еще поселка Ленинский), август 1962 года


Сегодня экипажи МКС по сложившейся традиции посещают музей истории космодрома Байконур. На фотографии в стенах музея запечатлен экипаж «Союза ТМА-22» - Геннадий Падалка, Сергей Ревин, Джозеф Акаба (экспедиция МКС 29/30). 

Основной и дублирующий экипажи прибывают на космодром за две недели до полета. Проживают они в гостинице «Космонавт», где есть все условия для отдыха и занятий спортом. Традиционно перед полетом они смотрят фильм «Белое солнце пустыни», высаживают саженцы деревьев и оставляют автографы на двери гостиничного номера.


Музей истории первого космического порта Земли расположен в здании городского Дворца культуры в г. Байконур Кызылординской области. Дополнительная информация о возможности посещения музея по тел.: 8 (33622) 50620


Людмила Выходченко