Батыры – опора государства
29.10.2014 5285
Воинская доблесть казахских батыров веками воспевалась народом. У батыров была своя культура, искусство, идеология и моральные нормы, обычаи и традиции, верования и поверья.


Герой не будет один,Если сделал он для народа хорошее,Не зря сказано в истории, что«Батыр – это сын народа»

Батыр, несмотря на свою значимость для всего рода, в наскальных рисунках изображался очень скромно. Ученые находят очень простые, невыразительные рисунки, повествующие о батырах. Зачастую грудь, руки, ноги воина показывались черточками, иногда – прямоугольниками. Очень часто народных героев изображали как фигуру, ноги которой были преувеличены широкими голенищами сапог с войлочными чулками и высокими каблуками. 

Остановимся на кладбище Сейсем-Ата, на котором установлена скульптура воина. У воина различимы неброские черты лица, голова его в теплом зимнем головном уборе. Верхняя часть его сапог окаймлена рельефным узором в виде треугольников. Плечи его изображены как округленная трапеция, грудь воина и подставка, на которой установлена его фигура, отделаны ракушечником. 

По бокам подставки имеются прерывистые линии. Некоторые из них, соединенившись с прямыми черточками (линиями), образовали тамгу -  родовой знак племени адай, похожую на «стрелу». Подобные родовые знаки можно увидеть и на плечах воина. Мужчина изображен с оружием: это меч, секира, длинноствольное оружие, приходящее в действие от фетиля, а также колчан с луком и стрелами, различные виды оружия «молниеносного действия». 

Батыр – это не только геройствующее на войне лицо, это сильный духом и телом человек, обративший искусство войны в свою профессиональную деятельность, проводивший всю жизнь на войне и продолжавший династию воинов. Это особая прослойка кочевого общества, активно вмешивающаяся в государственные дела, будучи в тесной связи с ханской властью. У батыров была своя культура, искусство, идеология и моральные нормы, обычаи и традиции, верования и поверья. 

Военное ремесло было основным занятием батыра в жизни. Поэтому представители этой общественной прослойки не расставались с оружием до тех пор, пока не состарятся, всю свою жизнь они проводили на войне. Для батыра умереть на войне считалось честью. Доказательством тому может послужить толгау (сочинение-размышление) Актамберди жырау:

«Расскажу-ка я все мои мечты и чаяния,
Я грезил умереть батыром в сражении,

Но не умер, что же делать?»

Во время джунгарского нашествия Олжабай лежал в постели и нервно постукивал пальцами: «Пристала ко мне словно вестник смерти болезнь, словно меня кто-то осуждает, лежу я, растянувшись, в постели, умру я, наверное, от этого проклятия».

Военное дело передавалось по наследству от отца к сыну. Родившийся в семье батыра ребенок с малых лет приучался к военному делу и был обязан участвовать в сражениях. Юноши из таких семей должны были отомстить за отцов, погибших на поле битвы. Для батыра не отомстить за погибшего отца считалось равносильным распрощаться с жизнью.

Нужно также отметить, что батыры уважали честь и достоинство друг друга: «...Если я и умру, то я исполнил все свои мечты. Я оставлю после себя троих сыновей и одну дочку. Если ты умрешь, то после тебя не останется никакого семени, ты останешься без наследников, возвращайся в страну, познай радость отцовства... пусть после тебя останутся те, кто станет мстить за тебя» (Жалғыз жігіт ұрпақтары, сказки, 1989).  Из этих слов ясно видно, что воин предупреждает своего противника о том, что нужно оставить после себя наследника, который сможет отомстить за него.

Главная задача батыров была в том, чтобы защищать честь отца и своего народа. Именно поэтому имена батыров, которые на протяжении всей своей жизни занимались тем, что мстили врагам-обидчикам своего народа, не выпуская оружия из рук и не слезая с лошади, сохранились в памяти народа, в его эпосах...

Защита страны от внешних врагов и сохранение порядка внутри страны сосредотачивались в руках военных. Имено поэтому ханами и правителями  страны становились представители именно этой социальной прослойки. Например, хан Абылай и Кенесары – оба были батырами, они жили в одно время и родились в семьях батыров.

Батыры нередко выполняли функции послов. Они были членами военного совета при хане, занимали различные высокие должности, активно вмешивались во внутреннюю и внешнюю политику страны, международные отношения.

«Ты – железо и я – уголь,
Пришел, чтобы тебя раскалить,
Мы, словно дети двух косулей,
И я хочу приучить сосунка к чужой матери,
Если выйдет враждующая страна,

То я и ее прогну»

Эти слова сказал Казыбек джунгарскому хану, чтобы прекратить войну между двумя государствами и установить мирные торговые отношения.

«Если со мною будешь не согласен,
Тогда назначай место для битвы,
Ты – кабан и я – лев,

Пришедший, чтобы драться» (Торекулов, 1993).

Послы добивались своего любыми средствами. Порою они запугивали своего противника ложными сведениями о своей силе и могуществе (Козин, 1947), иногда неожиданно, молниеносно, громко выкрикивая боевой клич, вступали в схватку, тем самым они старались уничтожить авторитет своего противника (Липец, 1984).

Мало кто знает, что жырау – это представители прослойки батыров, все они родились в семьях батыров и жили во времена их существования. Творчество жырау тесно связано с идеологией батыров. В качестве примера можно привести полководца Казтугана жырау, военнокомандующего при хане Есиме – Жиенбет жырау, батыра Темир бия – Шалкииза, а также участвовавшего в сражениях Доспанбета (Ай заман-ай, заман-ай, 1991).

Через эпос батыры-жырау поднимали дух воинов перед сражением, исполняли хвалебные эпосы о полководцах и прославившихся своим героизмом батыров (Турсынов, 1976), т.е. были сказителями батырского духа, восхвалителями идеологии батыров.

Батыры были и охотниками, однако охота не являлась их основным промыслом, но при некоторых обстоятельствах батыры могли заниматься только охотой, когда после джута нужно было растить и кормить семьи и односельчан; нужно было убить хищных зверей, которые наносили вред скоту; нужно было в мирное время не терять военную подготовку и совершенствовать ее.


Перевод статьи из книги «Қазақ петроглифтері (көне тамыры мен сабақтастығы)», авторы З. Самашев, Ж. Жұмаш, Алматы, 2005 г.