Казыбек би - великий дипломат казахского народа
11.03.2015 3968
В 1665 году в Каркаралинской степи в семье бия Келдибека из племя аргын, рода каракесек, появился сын, которого нарекли именем Казыбек.

Счастливая мама Токмеил тогда предсказала:


Я выращу тебя с лаской, любовью,

Не обделю тебя ни молоком, ни кровом.

Ты будешь преклоняться только чести,

Твоим признаньем станет Слово.

Но могли ли тогда предки предположить, что из этого неуемного мальчишки вырастет известный оратор и великий дипломат, к советам которого станут прислушиваться ханы и авторитетные султаны. Казахский народ прозвал его «Каз дауысты» («Казбек превосходный в слове и слоге»). 

Высокоэрудированный, с необыкновенной памятью, целеустремленный, готовый за свой народ «лечь костьми» — такой был Казыбек би — всенародный оратор, предводитель и фактически долголетний страж государственности и закона в Среднем Жузе. Знаменитость бию Среднего Жуза в казахской степи принесла не только его судейская деятельность. Точное слово и умение дать отпор в вербальном бое — качества, которыми отличался Казыбек би будучи судьей. 

Эти качества оказались нужными не только для судейства, но и для дипломатической службы. Никак не уступая по храбрости знаменитым батырам, бии-дипломаты часто определяли и ход политики государства. Так, благодаря усилиям Казыбек бия, между калмыкским и казахским народами был установлен мир. 


Казыбек би входил в состав первой посольской миссии, направленной к джунгарскому правителю. Переговоры эти имели успех, и джунгары вернули пленных и похищенный скот. Предание сохранило его речь, обращенную к джунгарскому правителю: «Мы — казахи, в степи пасем скот. Никому не угрожаем, мы — мирный народ. Чтоб счастье и удача не покинули нас, чтобы враг невзначай не ринулся на нас, мы держим копье наготове и знаем цену доброго слова. Мы — народ, верный в дружбе, мы гостеприимны и щедры, а в грозный час, когда это нужно, ханские юрты обрушим мы! Сын, рожденный от достойного отца, никогда рабом не станет. Дочь, рожденная честной матерью, рабыней не станет. Мы вольные люди, дети степи, сыновей и дочерей своих в неволе содержать не станем. Вы, калмыки, отчаянный народ, но в честном бою мы вам не уступим. Если вы железо, мы расплавим вас. Мы за мир, не за вражду, коль надо — схлестнемся в открытом бою. И клинком, и мечом отстоим свою честь. И храбрых джигитов в степях не счесть. Ты — леопард-каблан, я — лев-арыстан. Ты — скакун-тулпар, я — горный сокол-сункар. И спуску вам не дадим. С добром пришли — добром ответь! Не хочешь мира — получишь войну!» 

После этого визита было еще несколько поездок к джунгарам в составе с казахским оратором и было установлено соглашение «впредь жить в согласии и мире». В одной из поездок, проявив большую настойчивость, Казыбек бию удалость вызволить из джунгарского плена Абылая, который позже стал ханом Сарыарки. Бий видел в Абылае очень крепкий характер и преданность казахскому народу. За освобождение Абылая правитель джунгар Галдан Цэрен выдвинул два условия. Во-первых: самые известные люди казахской земли должны были отдать в аманаты-заложники по одному своему сыну, во-вторых: джунгары требовали прервать всяческие отношения с Россией и принять подданство Джунгарии. Казыбек би собрал совет из представителей всех казахских родов. Посоветовавшись, они пришли к единому мнению пойти на уступки джунгарам и отдать в заложники своих сынов, но при этом пока воздержаться от подданства как от джунгарского так и российского. Они предупредили Галдана Цэрена, если он не согласится с их решением, то они объединятся с русскими и пойдут войной на джунгар. Это был хитрый маневр. Казыбек би таким образом решил припугнуть Галдана Цэрена и обезопасить себя. Итогом этих переговоров стало освобождение батыра Абылая, возвращение города Туркестана и еще тридцати двух казахских поселений. 

Казыбек бий в судьбе казахского народа сыграл очень важную роль: он стал одним из инициаторов образования и укрепления единого централизованного казахского государства, отстаивания его суверенитета и территориальной целостности. В 1680 году при хане Тауке Казыбек би был признан главным бием Среднего жуза. Он вместе с Толе бием и Айтеке бием вошел в историю как инициатор объединения трех жузов,и одним из авторов свода законов «Жеты жаргы». 

Правильно расценивая историческую обстановку, Казыбек би постоянно призывал к единству казахского народа, к прекращению межродовых распрей, к дружеским взаимоотношениям с джунгарами, русскими и узбеками. Всю жизнь Казыбек би желал своему народу честности, порядочности и мира. Его судейская деятельность отличалась справедливостью и красноречием, его слова превращались в пословицы и афоризмы. Не случайно в народе Казыбек би был прозван «правдиво рассуждающим». В устном народном творчестве сохранилось множество ораторских изречений, о которых можно уверенно сказать: «Это сказано звонкоголосым Казыбеком». 

Скончался Казыбек би зимой 1764 года у подножья горы Семизбуга у источника Теректи. Его сын Бекболат поставил юрту и четыре месяца хранил в ней тело отца. Когда сошел снег, он перевез его в Туркестан, где похоронил его в мавзолее Ясауи.