Об экспедиции «По путям казахских ханов»
09.09.2015 1498
Надеюсь, что эта экспедиция станет только началом новой традиции нашего Института, тем более что интересных мест для людей, любящих историю, в Казахстане очень много

За 8 дней в ходе экспедиции, посвященной 550-летию Казахского ханства, мы с коллегами из Института истории государства проехали почти четыре с половиной тысячи километров. В состав участников экспедиции вошли сотрудники нашего Института: директор, профессор Б.Г. Аяган, заместитель директора Р.Д. Темиргалиев, младший научный сотрудник А. Абилов и водитель Д. Жакупов. 

Выехав из Астаны 3 августа 2015 г., мы через Караганду направились в Улытау. Улытауский регион имеет особое значение в истории, издревле являясь одним из значимых экономических, политических и культурных центров на территории Казахстана. Этому способствовали богатые запасы природных ресурсов, условия для развития скотоводства и земледелия, удобное расположение в самом центре казахской степи, облегчающее административное управление, торговлю и иное взаимодействие между различными группами населения. Остатки многочисленных древних поселений, колодцев, запруд, оросительных систем, плотин, штолен, рудников, святилищ, гробниц, датируемых разными периодами истории; сведения, содержащиеся в письменных источниках, устном народном творчестве, убедительно подтверждают особую роль Улытау в истории Казахстана. 

4 августа с утра мы начали осмотр местных достопримечательностей с мавзолея Алаша-хана. Как гласят народные легенды, он был первым правителем казахов, объединившим их в единый народ. Историки выдвигают различные версии, кто из реальных исторических деятелей являлся прототипом этого легендарного героя. Мне лично, наиболее обоснованной кажется версия, отождествляющая Алаша-хана и Урус-хана. Как бы то ни было, посещение мавзолея Алаша-хана исстари считалось у казахов особым ритуалом, и как нам поведали местные жители, по поверью, считается правильным именно с него начинать осмотр местных памятников. Величественный мавзолей производит очень сильное впечатление. По специальной лестнице можно подняться на его крышу и окинуть взором окрестности. 

Вторым памятником истории, который мы посетили, стал мавзолей Джучи-хана. О том, что старший сын Чингисхана Джучи-хан погиб именно в Улытау, повествуют не только устные предания, но и письменные источники. «Когда Йочи-хан отправился в вилайет Дашт-и Кыпчака, он достиг Улуг-Тага, который известен. Однажды, когда он охотился в горах, ему повстречалось стадо марал-кийиков. Преследуя его и пуская стрелы, он свалился с коня, свернул себе шею и умер», – пишет в своем сочинении Утемиш-хаджи. Поэтому есть серьезные основания полагать, что широко известный мавзолей действительно был воздвигнут (возможно, позже) над реальным местом захоронения старшего сына Чингисхана Джучи-хана. 

Третьей точкой стал мавзолей Домбаула. Ученые-специалисты считают, что этот памятник относится к огузско-кыпчакской эпохе. Вероятно, он был возведен над местом погребения какого-то известного в свою пору представителя знати – хана или батыра. В казахских преданиях Домбаул выступает в роли знаменитого охотника-мергена и… отчима Чингисхана. 

В Улытау мы также увидели собственными глазами гору Алтын Шокы, где по приказу эмира Тимура в 1391 г. на камне была выбита памятная надпись, и гору Едыге, на вершине которой, по народным преданиям, похоронен знаменитый персонаж степной истории. К сожалению, мы не располагали временем, чтобы взойти на вершины, но буду надеяться, что мне еще доведется это сделать. 

Рано утром 5 августа мы двинулись на юг. Обычно люди, желающие попасть в южные области из Жезказгана, едут по трассе Жезказган-Кызылорда, но мы решили проехать маршрутом «Жезказган-Мибулак-Кыземшек», по самому центру Бетпак-далы, выйдя тем самым в Созакский район Южно-Казахстанской области. Степная дорога таила много неожиданностей, и однажды, не заметив объезда, мы просто увязли в песке. К счастью, совсем рядом находился дом фермера, располагавшего необходимой техникой и с готовностью оказавшего нам помощь. К вечеру мы вышли на отличную трассу, не обозначенную на карте, но проложенную Казатомпромом для собственных нужд, и заночевали в древнем Созаке. 

Утром 6 августа, осмотрев местные достопримечательности, мы выехали в путь по живописной дороге через Каратауские горы. Эти горы запечатлены в полной печали народной песне «Елім-ай», появившейся на свет в годы джунгарского нашествия. Можно себе представить, каких трудов стоило нашим предкам преодолевать эти горы на лошадях и верблюдах, но мы практически не заметили, как доехали до Туркестана. 

Туркестан был столицей Казахского ханства, с начала XVII века отобрав пальму первенства у других городов. Во многом тому способствовала постройка эмиром Тимуром мавзолея над могилой суфийского проповедника Кожи Ахмета Яссауи. Он был одним из самых почитаемых мусульманских подвижников во всем Центрально-Азиатском регионе, и посвященный ему величественный архитектурный памятник способствовал резкому увеличению численности паломников и, соответственно, значения самого города. Во второй половине XVI века в среде казахской знати возникает обычай захоронения прославленных людей при мавзолее. Как известно, это один из немногих древних городов Казахстана, сохранившийся до нашего времени. 

Из Туркестана мы взяли курс на Сыгнак. Это был один из главных городов Казахского ханства в XV-XVI веках. Казахские ханы считали его своим законным наследием, и владение им, в значительной мере, было вопросом политического престижа. Хафиз-и Таныш писал, что Сыгнак «издревле был стольным городом государей Дашт-и Кипчака». Ибн Рузбехани сообщает, что «из именитых ханов Дашта гроб каждого, кому наступал час предопределенной смерти, обязательно доставляли в Сыгнак, и над могилой его воздвигали здание, похожее на купол». 

В то же время Сыгнак был и одним из самых крупных торговых городов. По преданиям, на многочисленных городских базарах в день жарилось и продавалось мясо 500 верблюдов. Исходя из этого, можно представить себе, какой большой оборот имела торговля. «Купцы областей Туркестана, Мавераннахра и с Востока до пределов Кашгара, Хотана привозят в Сыгнак товары этих стран и совершают с людьми Дашта торговые сделки и обмен. Поскольку эти торговые сделки совершаются в Сыгнаке, то он постоянно является местом пребывания купцов из [разных] стран, и добра и товаров всех стран там в изобилии», – пишет ибн Рузбехани. В данное время в Сыгнаке ведутся реставрационные работы и мы имели возможность понаблюдать за работой специалистов, восстанавливающих мавзолей Сунак-Ата. 

Заключительной точкой нашей экспедиции в Южном Казахстане стал Сауран. Остатки мощных бастионов и стен этой крепости и сейчас производят очень сильное впечатление, и легко можно представить себе, какое значение она имела в средневековую эпоху. Хафиз-и Таныш писал: «Крепость Сабрана является сильно укрепленной твердыней, такой сильной и мощной крепостью, что рука вращения судьбы никогда не достигала подножия ее вала… Высота ее была такой, что лучи солнца никогда не доходили до [подножья] ее вала. Прочность ее была такова, что никому не приходила мысль разрушить башни и вал [ее]». Сауран считался отдельным и престижным владением, правителем которого являлся один из авторитетных и влиятельных казахских султанов. 

После ночевки в Шымкенте мы выехали в Тараз, на территорию древнего Могулистана, где и нашли себе некогда убежище Керей и Жанибек. Мавзолеи Кара-хана, Айша-биби, Бабаджа-хатун, конечно, относятся к более ранней эпохе, а Тараз в эпоху становления Казахского ханства находился в запустении, но тот факт, что эти памятники сохранились до нашего времени, несмотря на множество войн и других катаклизмов, показывает, какое огромное значение они имели в духовной жизни казахов. 

Утром 7 августа мы выехали в Хантау, где, как предполагается, находилась ставка Керея и Жанибека, в то время когда они были провозглашены ханами, почему эти горы и получили такое торжественное название. В этих же краях в 1730 г., по мнению многих историков, состоялось знаменитое Аныракайское сражение, в ходе которого объединенное войско всех трех казахских жузов под командованием Абулхаир-хана нанесло решающее поражение джунгарским войскам 

К вечеру того же дня мы были уже на берегу Балхаша или Кок-тениза, как называли его раньше казахи, где устроили себе небольшую передышку. 

Вечером 8 августа мы выехали в Актогай, где, заночевав, с утра стали знакомиться с местными историческими достопримечательностями. Здесь очень много исторических памятников, начиная с времен неолита, древнетюркских скульптур-балбалов и заканчивая могилами казахских и ойратских батыров. Однако больше всего знатокам отечественной истории это место знакомо, пожалуй, как родина трех выдающихся казахских деятелей партии Алаш – Алихана Букейханова, Жакыпа Акбаева, Алимхана Ермекова. 

Собственно говоря, нас больше всего интересовала фигура Алихана Букейханова. В следующем году в Казахстане будет отмечаться стопятидесятилетний юбилей этой без преувеличения великой личности, и мы посчитали неправильным не посетить по дороге его родные места. В то же время он как чингизид в какой-то мере олицетворял собой последнюю традицию Казахского ханства. Мы увидели большой мазар, построенный самим Алиханом Букейхановым для своих родственников, установленные им же надгробные памятники и даже посаженное им дерево. Сохранились также и останки зимовки, в которой родился лидер движения «Алаш». 

Вечером 10 августа мы вернулись в Астану. Такой оказалась наша экспедиция, которая, безусловно, дала нам огромный объем информации для осмысления. Излишне, наверное, говорить о неполноценности кабинетной работы без реального контакта с историческим наследием. Какие-то вещи надо просто чувствовать самому, в источниках этого не почерпнешь. Надеюсь также, что эта экспедиция станет только началом новой традиции нашего Института, тем более что интересных мест для людей, любящих историю, в Казахстане очень много. 

В заключение хочется отметить, что экспедиция была бы намного сложней, если бы на всем ее протяжении нам не оказывали самую разнообразную помощь. Хочется выразить большую признательность: акиму улытауского района Хамиту Омарову, акиму поселка Мибулак Жангельды Конурбаеву, мибулакскому фермеру Кадырпатшаеву, созакским полицейским Нурадилю и Газизу, директору Института археологии им. А.Х. Маргулана Бауржану Байтанаеву и его сотрудникам, таразскому ученому Аскару Абдуалы, сотруднице нашего Института Бекеновой Маржан, актогайскому краеведу Тунгышбаю Мукану и многим другим людям, чьи имена я, к сожалению, не запомнил и не догадался записать. 

Радик Темиргалиев, заместитель директора Института истории государства