Тенденции в развитии парламентаризма и их реализация в РК
19.01.2016 1381
Зарождение Парламента в Казахстане уходит корнями в глубь веков, что следует из исторического прошлого.

Обратившись к истории, можно увидеть, что еще с незапамятных времен в казахском обществе существовал своеобразный «Парламент», не оформленный тогда еще в соответствующий государственный институт, но выступающий непременным атрибутом государственности. 

Выработка основ законодательства осуществлялась Курултаем под руководством всеказахского хана, в который входили представители всех регионов и политических сил казахского народа. Курултай как прототип современного Парламента являлся всенародным собранием, в котором решались наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики, в том числе объявление войны и мира, распределение земель, территорий, размера и сроков уплаты всеобщего налога. 


Таким образом, в Казахстане, как и в любом другом государстве, представительные органы создавались историческим путем, в тех или иных формах (народное собрание в Древней Греции, Сенат в Риме, Новгородское вече и тому подобное), по сути, основная роль которых заключалась в отправлении власти через учет многообразия социальных интересов разных слоев населения. 


Казахстанский парламентаризм в современности — сравнительно новое явление в политической системе нашего общества. За свой исторический период мы прошли путь от Советов народных депутатов в профессиональному двухпалатному Парламенту. Нам пришлось столкнуться с большими трудностями после распада Советского Союза. Практически всю систему необходимо было перестраивать. Этот было огромным вызовом для всей страны. Сегодня ориентированная на мировой опыт двухпалатная структура Парламента позволяет соединять в себе общереспубликанские и региональные интересы. 


Мировой прогрессивный опыт выявил основные преимущества двухпалатной системы: 

— Наличие второй палаты обеспечивает более тщательную проработку законопроектов. 

— Вторая палата действует в качестве гаранта конституционности, поскольку удлиняет сроки прохождения спорных законопроектов, что дает дополнительное время для его обсуждения в обществе. При этом присутствует здоровый дух соперничества между палатами, что приводит к еще большему желанию депутатов сотрудничать на благо избирателей, искать лучшие пути решения и достигать необходимых компромиссов. 


На сегодняшний день Парламент Республики Казахстан вступил в новую фазу своего развития и приобрел новый статус в системе государственной власти. Республика сделала шаг от президентской к президентско-парламентской форме правления, что выражается в целом в ряде положений. Решающим фактором стали изменения основного закона — Конституции страны, являющейся логическим результатом политики главы государств по развитию демократии и гражданского общества в Казахстане. И, как следует из Послания народу Казахстана «Через кризис к обновлению и развитию», эта генеральная линия будет и впредь проводиться, поскольку такой подход позволит справиться с вызовами времени, мировым экономическим кризисом и гарантирует движение страны в число ведущих держав. 


Так, парламент, наряду с классическими законодательной и контрольной функциями, начинает играть другую важную роль в современном обществе — коммуникативную. На трибуне парламента мотивации принятых правительством решений объясняются и делаются прозрачными в сравнении с предложенными альтернативными проектами. Сама необходимость разъяснений становится важным процедурным элементом рационализации принимаемых решений. Кроме того, на трибуне представительных органов исполнительная власть приобретает важную для себя привычку — быть публичной и открытой. 


Наряду с этим члены парламента также обязаны поддерживать течение коммуникации и противоположных взглядов для того, чтобы способствовать процессу принятия решений через включение политической воли максимального количества людей. 


Таким образом, современные политические инновации со стороны власти создают необходимые условия для развития в Казахстане сильного института парламентаризма. Новая роль и возможности Парламента ведут к расширению общественного поля для обсуждения насущных вопросов государственного развития, так и эволюции казахских парламентских традиций и партийной системы государства. И как сказал Глава государства Н.А. Назарбаев: «У нас есть шанс сделать все необходимое в законодательном поле и правовой реформе для дальнейшего развития страны. И этот шанс упускать нельзя». 


Клебанова Д.В., депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан 

Представительная власть в Казахстане: Сборник научных статей, под общ. ред. Б. Байкадамова, Астана