Развитие парламентаризма в Казахстане и мировой опыт
21.01.2016 2314
Известно, что во всем мире продуктивная деятельность Парламента всегда была и остается важнейшим условием политической стабильности общества.

В системе государственной власти парламент занимает особое место. Его появление связано с поиском институционального механизма стабилизации власти. 


Юридический статус парламента зависит от многих причин: имеют значение особенности существующей формы правления, сложившегося варианта разделения властей, конституционного закрепления парламентской деятельности, а также особенности партийной системы, политическая культура населения и т.д. Все эти обстоятельства оказывают существенное влияние на практику парламентаризма в той или иной стране, начальный общественный статус парламента. 


В свое время еще английский политический мыслитель Д. Локк выявил существенную специфическую особенность института парламентаризма. В частности, но отметил, что «в конституционном государстве... может быть всего одна верховная власть, а именно законодательная, которой остальные подчиняются и должны подчиняться». Это существенно важно, поскольку, «законодательная власть по необходимости должна быть верховной и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей». 


Поэтому, как показывает историко-политический опыт многих государств мирового общества, парламент как важный политический институт представляет собой своеобразный легитимный символ нации, который персонифицирует демократический и политический режим. 

В этой связи рассмотрение опыта становления и развития парламентаризма в Великобритании, которая считается родиной парламентаризма, является уместным. 

Органический рост парламента как института в Англии начинается с XIII в. — здесь парламент медленно, шаг за шагом, приобретал новые функции, постепенно вытесняя королевскую власть из фискальной сферы, затем устанавливая контроль над деятельностью правительства, и, наконец, овладевая государственным суверенитетом и оставляя монархии чисто церемониальные функции. Этот процесс протекал относительно мирно. На протяжении всей политической истории Великобритании существенно реформировался институт представительства, что было во многом обусловлено изменением как общественно-политического строя, так и в результате проведения социально-политических реформ. В частности, Парламент Англии усилил свои позиции после принятия в 1867 году акта о народном представительстве. 


Следует отметить, что начало реализации принципа всеобщего избирательного права в Англии относится лишь к 1832 году. Благодаря деятельности общественного движения парламент принял «Билль о реформе парламента». В 1867 году в Англии была проведена новая политическая парламентская реформа по совершенствованию избирательной системы, в 1888 году была проведена демократическая реформа местного самоуправления. Однако нельзя считать, что именно с этого периода в Англии установилось всеобщее избирательное право. Оно окончательно утвердилось только после 1928 г. 


Принято считать, что с этого момента Парламент в Великобритании был наделен функциональными законодательными, контролирующими и иными политическими обязанностями. 


Сегодня в большинстве стран мира существуют двухпалатные парламенты, что связано не только с заимствованием структуры парламента, сколько с опытом становления американской демократии и системы разделения властей. 


В Республике Казахстан Парламент также является двухпалатным, по Конституции 1995 года выступает в качестве высшего представительного института страны, посредством которого казахстанский народ выражает свою политическую волю, а также осуществляет законодательные функции. Следовательно, он занимает важнейшее место в политической системе государства. 


Известно, что во всем мире продуктивная деятельность Парламента всегда была и остается важнейшим условием политической стабильности общества. Парламент Казахстана, пройдя сложную эволюцию, стал профессиональным, доказал свою состоятельность, как орган, создавший правовую базу реформам, содействующий укреплению политической стабильности, гражданского мира и национального согласия в стране. 


В этой связи можно утверждать, что в Казахстане развитие парламентаризма пошло по верному пути, его основы базируются на своевременном реагировании системы даже на малые возмущении, которые гипотетически могут привести в последующем к прогрессирующим напряжениям и угрозе дестабилизации. Роль политико-правового координатора социально-экономических, политических процессов казахстанский Парламент успешно выполняет. Устойчивость достигается тем, что главный смысл и содержание предусмотренных Конституцией полномочий Парламента сводится к законотворческой деятельности по принятию законодательных актов стабильного, долговременного действия. 


Постепенные политические реформы необходимы, даже английский Парламент не в одночасье пришел к своей идеальной модели. Конечно, общество осознает необходимость взвешенного, поэтапного подхода ко всему комплексу вопросов, касающегося проведения политических реформ. 


По сравнению со странами, имеющими многолетнюю историю демократии, парламентаризм в Казахстане молод, он только набирает силу, и. казалось бы, следует поторопиться с приближением его к мировым образцам. Но вопреки советам со стороны, создать, перенять и импортировать некую идеальную модель парламентаризма мы не имеем права. В Казахстане институт развивается по своим правам и законам, целенаправленно и поэтапно. Эффективность развития парламентаризма в Казахстане обусловлена органическим единством его современного состояния и историческими предпосылками. Практика показала, что для нашего общества, приближенной к идеальной, может быть только та модель, в которой учтены экономические, социальные особенности страны, ментальность ее народа и выработавшаяся на протяжении веков культурная традиция. 


Безусловно, в нашей стране все еще продолжается процесс становления подлинного парламентаризма. Следовательно, Казахстан в ближайшем будущем должен усилить общественно-политическую значимость Парламента. И здесь есть единственный путь — максимально стремится к тому, чтобы вся законотворческая деятельность активно способствовала разрешению проблем, стоящих перед страной, была эффективной и, в конечном счете. Содействовала улучшению социального самочувствия казахстанцев.

Алтыбасарова М.А., доцент ПГУ им. С. Торайгырова