Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Художественная литература.

4330
Художественная литература. - e-history.kz
Творчество художественной интеллигенции четко отража­ло классовое и идейно-политическое расслоение казахского общест­ва, утверждало приоритет классовых принципов над общечеловечес­кими.

За годы советской власти художественная культура Казахстана не раз переживала взлеты и падения. Если к моменту победы Октября литература и музыкальная культура казахского народа имели доста­точно богатую историю развития, то изобразительное, театральное и киноискусство находились в зачаточном состоянии или вовсе отсут­ствовали. Творчество художественной интеллигенции четко отража­ло классовое и идейно-политическое расслоение казахского общест­ва, утверждало приоритет классовых принципов над общечеловечес­кими. Надолго прекратились связи Казахстана со странами Цен-тральноазиатского региона, Китаем.

В 20—30-е гг. широкой известностью пользовались произведения Ж. Аймаутова, А. Байтурсынова, М. Жумабаева, Ш. Кудайбердиева, С. Сейфуллина, С. Торайгырова, И. Джунсугурова, Б. Майлина. Лите­ратурное движение обогатилось именами М. О. Ауэзова, С. Муканова, Г. Мусрепова, Т. Жарокова, Г. Орманова, У. Турманжанова, яркими представителями устного народного творчества были Дж. Джабаев, Н. Байганин, О. Шипин, К. Азербаев, И. Байзаков и др.

Признанным лидером тех, кто без колебаний встретил победу Октября, был революционер и поэт С. Сейфуллин, принявший актив­ное участие в установлении Советской власти на Акмолинщине. Будучи председателем СНК КАССР он вел большую научно-педаго­гическую деятельность.

Верность идеям революции С. Сейфуллин сохранил до конца жизни26.

Поэта М. Жумабаева современники еще при жизни называли казахским Блоком. Его лирика отличалась тонкостью, новаторством, глубоким постижением чистоты и красоты человеческой души. Импереведены на казахский язык произведения Гете, Гейне, М. Ю. Лермонтова, М. Горького и др. Но поэтический талант М. Жумабаева не всегда получал правильную оценку. Так, 24 ноября 1924 г. состоя­лось собрание студентов-казахов, обучавшихся в Коммунистическом университете народов Востока в Москве. Предметом обсуждения был сборник избранных стихов М. Жумабаева с предисловием С. Ходжа-нова. Вывод участников обсуждения был категоричен: «Магжан в большинстве рисует прошлое, ищет старое, воспевает национализм, эгоизм, распущенность... его стихи, по существу, имеют явно контрре­волюционную направленность», его творчество направлено «не на объединение трудящихся Казахстана с пролетариатом и крестьян­скими массами других стран, не на интернациональное единство, а, наоборот, на их разобщение и совращение с революционного пути, блуждание в потемках...»27.

В стихотворениях и поэмах М. Жумабаева предпочтение отдано общечеловеческим ценностям, гуманизму, нежели принципам партийности и классовости. Поэт открыто выражает свою любовь к родной степи, ее жителям, обычаям и традициям, выдержавшим испытание временем, не без подозрений воспринимает расширение границ урбанической, городской культуры, восхищается неповтори­мой красотой восточной женщины и богатством ее духовного мира.

Во второй половине 20-х гг. зарождается профессиональное теат­ральное искусство и казахская национальная живопись. Певец А. Кашаубаев с большим успехом выступил в концертных залах Парижа, Франкфурта-на-Майне. Накануне Великой Отечественной войны в Казахстане работали Казахский государственный академи­ческий драматический театр, Республиканский русский театр драмы, Казахский государственный театр оперы и балета, Оркестр нацио­нальных инструментов, Симфонический оркестр, Республиканский театр кукол, Союзы художников, писателей Казахстана. Свыше 600 человек обучались в шести учебных заведениях по искусству.

Крупным явлением в казахской литературе военных лет стала первая книга романа-эпопеи М. Ауэзова «Абай». Г. Мусрепов опуб­ликовал повесть «Солдат из Казахстана», Центральная объединен­ная киностудия, организованная на базе эвакуированных «Мосфиль­ма», «Ленфильма» и Алма-Атинской киностудии, создала фильмы «Секретарь райкома», «Русские люди», «Жди меня», «Григорий Ко-товский», «Георгий Саакадзе» и др. Казахский академический театр оперы и балета осуществил постановку оперы Пуччини «Чио-Чио-Сан», Чайковского «Евгений Онегин», балетных спектаклей «Бахчи­сарайский фонтан», «Жизель» Минкуса и др. Композиторы Е. Бруси-ловский, М. Тулебаев, Л. Хамиди написали Государственный гимн Казахской ССР.

В послевоенный период художественная литература республики обогатилась новыми творениями писателей А. Нурпеисова, Т. Ахта-нова, Б. Момыш-улы, С. Муканова, Г. Мустафина, поэтов К. Аманжо-лова, X. Ергалиева, Ж. Мулдагалиева, X. Бекхожина, драматургов А. Абишева, А. Тажибаева и др. Всемирное признание получил роман-эпопея М. Ауэзова «Путь Абая». Академик К. И. Сатпаев отметил, что это не только выдающееся художественное произведе­ние, но и огромный по ценности научный труд. «Мимо этой книги, —подчеркнул он, — не пройдет ни один историк, изучающий прошлое казахского народа, ученый-филолог почерпнет из него богатый мате­риал как из области формирования и становления казахского лите­ратурного языка; ученый-этнограф найдет здесь интереснейшие де­тали жизни и быта, ныне уже ушедшие в прошлое; главы романа, посвященные описанию охоты с беркутом на лисиц, свадебных и поминальных обрядов казахов, обстановки и картин суда биев, могли бы явиться, каждая в отдельности, законченной научной работой в этнографическом отношении; ученые-экономисты получат яркую и правдивую картину структуры скотоводческого хозяйства Казахстана XIX века, своеобразных форм классовой борьбы в нем; ученые-юристы почерпнут здесь ценнейшие сведения о правовой жизни степи — от шариата до суда биев...»-8.

В 60—80-е гг. казахская литература добилась серьезных успехов благодаря творчеству И. Есенберлина, М. Макатаева, Т. Айбергено-ва, О. Сулейменова, М. Шаханова, К. Мырзалиева, Ф. Онгарсыновой, А. Кекильбаева, О. Бокеева и др.

В золотой фонд музыкальной культуры Казахстана вошли оперы М. Тулебаева «Биржан и Сара», Е. Брусиловского «Дударай», К. Кожамьярова «Назугум», песни композиторов Ш. Калдаякова, Л. Хамиди, Н. Тлендиева, А. Еспаева, И. Жаханова и др.

Добрые традиции, заложенные еще А.Кашаубаевым, приумножи­ли Б. Тулегенова, Е. Серкебаев, А. Днишев, Р. Бапов, Р. Багланова, Р. Рымбаева.

Лучшими творениями киноискусства республики стали «Бота-гоз», «Его время придет», «Меня зовут Кожа», «Кыз-Жибек», «Конец атамана», «Транссибирский экспресс», «Султан Бейбарс». Успехи казахского кино во многом связаны с творчеством артистов Н. Жантурина, И. Ногайбаева, А. Ашимова, А. Боранбаева, режиссеров Ш. Айманова, М. Бегалина, С. Ходжикова, А. Карсакпаева, Т. Теменова и др.

В послевоенные годы появились такие мастера изобразительного искусства, как К. Тельжанов, М. Кенбаев, Н. Нурмухамедов, Е. Сидоркин, Н. Гаев, X. Наурызбаев, С. Мамбеев, Р. Сахи и др.

© Институт истории и этнологии им.Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК, 2013

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?