Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Специальные экономические зоны в Казахстане в период независимости

4130
Специальные экономические зоны в Казахстане в период независимости - e-history.kz
В науке наряду с термином «специальная экономическая зона» также используется термин «свободная экономическая зона», которые считаются равнозначными, что на наш взгляд является не совсем верным.

Аканов К.Г.

Институт истории государства КН МОН РК,

младший научный сотрудник, магистр гуманитарных наук

Специальные экономические зоны (СЭЗ), по мнению специалистов, представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, которая не применяется в остальных частях страны. Таким образом, СЭЗ являются в той или иной степени обособленной географической территорией [1]. Однако, существуют и другие определения данного термина. К примеру, в хрестоматии «Современная история Казахстана», указывается, что «специальная экономическая зона – это ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей» [2, с. 536].

В научной литературе наряду с термином «специальная экономическая зона» также используется термин «свободная экономическая зона», которые считаются равнозначными, что на наш взгляд является не совсем верным. Так как под термином «свободная экономическая зона» подразумевается любая территория, в пределах которой действуют какие-либо льготные условия хозяйственной и предпринимательской деятельности, таможенного, валютного, налогового, визового характера [3, с. 502]. Из вышеуказанного можно сделать вывод, что эти два термина всё же имеют небольшие отличия друг от друга и их значения следует различать.

Однако в Казахстане понятие «специальная экономическая зона» законодательно появилось не сразу. В начале 1990-х гг. применялся термин «свободная экономическая зона», официально закрепленный в законе Казахской ССР.В законе термин значил следующее: «Свободная экономическая зона в Казахской ССР – это специально выделенная территория с четко определенными административными границами и особым правовым режимом, создаваемая в целях привлечения иностранного капитала, прогрессивной зарубежной технологии и управленческого опыта для ускоренного социально-экономического развития территории зоны» [4; 5, с.8].

Лишь в середине 1990-х гг. в законе Республики Казахстан от 26 января 1996 года «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан» было законодательно введено понятие термина «специальная экономическая зона» представлявшего собой ограниченную территорию Республики Казахстан, на которой действует особый правовой режим [6; 7, с.177].

 Следующим законом, регулирующим деятельность СЭЗ, был закон РК от 6 июля 2007 года «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан», в котором данный термин определялся как ограниченная территория в Республике Казахстан с точно обозначенными границами, где создавались благоприятные условия для осуществления приоритетных видов деятельности [8].

Впоследствии данный закон утратил силу в соответствии со следующим законом РК от 21 июля 2011 года «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан», который на данный момент является действующим. Согласно этому закону термин «специальные экономические зоны» означает часть территории Республики Казахстан с точно обозначенными границами, на которой действует специальный правовой режим для осуществления приори­тетных видов деятельности. Осуществляет управление в СЭЗ специально назначенная управляющая компания. Кроме нее, участниками зоны являются юридические лица, осуществляющие на данной территории приоритетные виды деятельности. Главной целью создания подобных зон является обеспечение благоприятных условий инвесторам для создания в данной местности высокотехнологичных производств. Все участники действуют в рамках специального правового режима. Решение о создании СЭЗ, принимается Президентом Республики Казахстан по представлению Правительства в форме соответствующего указа, к которому дополнительно разрабатывается положение. Срок действия СЭЗ обычно не превышает 25 лет [9].

В 1991 году Постановлением Верховного Совета Казахской ССР от 18 июня была создана Жайрем-Атасуйская свободная экономическая зона в существовавшей тогда Джезказганской области ставшей первой зоной подобного типа в Казахстане [5, с.8].

11  января 1992 года постановлениями Верховного Совета Республики Казахстан были созданы: Восточно-Казахстанской свободная экономическая зона в пределах административно-территориальной границы Восточно-Казахстанской области [7, с. 32];Алакульская и Жаркентская свободные экономические зоны в пределах административно-территориальных границ Алакульского и Панфиловского районов Талды-Курганской области и свободная экономическая субзона в Талды-Кургане на базе предприятия «Талды-Курганвнештранс» [5, с.8].

13 апреля 1992 года постановлением кабинета министров Республики Казахстан «Вопросы свободных экономических зон в Республике Казахстан» было утверждено положение о созданий Алакульской, Восточно-Казахстанской, Жайрем-Атасуйской, Жаркентской, Карагандинской и Мангистауской свободных экономических зон [7, с.47].

30 июня 1992 года постановлением Верховного Совета РК была создана Лисаковская свободная экономическая зона [7, с. 57].

5 марта 1994 года указом Президента Республики Казахстан «О мерах по упорядочению деятельности свободных экономических зон» были признаны имеющими силу решения Верховного Совета Республики Казахстан по созданию Атырауской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Мангистауской свободных экономических зон.В том же году18 апреля указом  Пpезидента Республики Казахстан была создана свободная торговая зона «Атакент» в городе Алматы, в границах территории Казахстанского центра делового сотрудничества [7, с. 113, 119].

В 1996 году следующими указами Президента Республики Казахстан были созданы:

- от 23 августа – Лисаковская специальная экономическая зона в пределах города Лисаковска Кустанайской области, с предполагаемым сроком действия до 2010 года пришедшая на смену существовавшему ранее режиму свободной экономической зоны [7, с. 199; 10, с. 46];

- от 8 октября – Кызылординская специальной экономическая зона на территории города Кзыл-Орда Кзыл-Ординской области с предполагаемым сроком действиядо 2007 года [7, с. 202];

- 9 октября – Акмолинская специальная экономическая зона. Впоследствии в указ были внесены изменения в соответствии, с которыми зона была переименована в «Специальную экономическую зону города Астаны». Первым председателем СЭЗ был назначен А.К. Булекпаев. Зона стала мощным импульсом для интенсивного формирования инфраструктуры столицы и застройки районов города. К примеру, благодаря действию СЭЗ в Астане были построены микрорайон «Самал», 9-й микрорайон, спортивный комплекс «Казахстан», многие правительственные здания [7, с. 202; 11, с. 95 – 108];

-14 ноября – Жайрем-Атасуйская специальная экономическая зона пришедшая на смену существовавшему ранее режиму свободной экономической зоны с предполагаемым сроком действия до 2007 года. Зона была расположена в Жезказганской области и включала в себя территории города Каракал, поселков Жайрем и Шалгинский, а также земли запаса Жезказганской области. В результате действия СЭЗ Жайремский горно-обогатительный комбинат впоследствии стал крупнейшим предприятием Казахстана по производству железорудных и марганцевых концентратов. Кроме того в области была запущена обогатительная фабрика по переработке марганцевых руд и осуществлено строительство собственного металлургического завода производящего цинк и свинец [7, с. 206; 12, с. 155].

Однако, по мнению специалистов первые результаты действия большинства образованных в 1990-х годах СЭЗ поставили под угрозу срыва налаженные в регионах хозяйственные связи, ослабили позиции отечественных товаропроизводителей и способствовали росту недобросовестной конкуренции. В связи, с этим было принято решение о закрытии Атырауской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской и Мангыстауской свободных экономических зон.Главной причиной закрытия зон исследователи считают то, что решения об их образовании были приняты без тщательного анализа экономических возможностей регионов, кроме того отсутствовали должным образом разработанные правовые и организационные механизмы использования зон, а администрация зон была несамостоятельна в решении финансовых, налоговых и организационных вопросов [13].

 31 марта 1999 года вышел указ Президента Республики Казахстан «Некоторые вопросы специальных экономических зон в Республике Казахстан» по которому были досрочно упразднены:Лисаковская, Кызылординская Жайрем-Атасуйская специальные экономические зоны. В итоге из всех действующих в 1990-е годы зон, к 2000 году действующей осталась только одна – специальная экономическая зона города Астаны [7, с. 298;13]. 

К середине 2000-х годов функционировали следующие СЭЗ: «Астана – новый город», «Морпорт Актау», «Парк информационных технологий «Алатау»». Также, были созданы индустриальные зоны в Карагандинской области и в Астане, где велось строительство высокотехнологичных производств [14, с.37].

В современный период в Казахстане функционируют 10 специальных экономических зон: «Бурабай», «Астана – новый город», «Морпорт Актау», «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк», «Оңтүстік», «Парк инновационных технологий», «Павлодар», «Сарыарка», «Химический парк «Тараз»», «Хоргос – Восточные ворота». У всех СЭЗ исследователи выделяют следующие общие преимущества привлекательные для инвесторов:

- Обложение НДС по нулевой ставке реализации товаров, потребляемых участниками зоны для осуществления деятельности, отвечающей целям СЭЗ;

- Предоставление земельных участков и строительство инфраструктуры за счет бюджетных средств;

- Освобождение от уплаты за пользование земельных участков для участников СЭЗ на срок до 10 лет и от уплаты налога на имущество;

-Уменьшение корпоративного подоходного налога на 100% по доходам от видов деятельности, соответствующие целям СЭЗ;

-Отсутствие таможенных пошлин и способствование снижению административных барьеров [15].

Остановимся на некоторых примерах благоприятного действия СЭЗ в Казахстане.

На территории специальной экономической зоны «Астана – новый город» были реализованы следующие успешные проекты:

-Компания ALSTOM (Франция),осуществляющая выпуск электровозов. Преимуществами электровозов действующей здесь компании, является то, что они позволяют снизить расход электроэнергии на тягу поездов, уменьшить их отрицательное воздействие на железнодорожный путь, значительно сократить расходы на техническое обслуживание и ремонт [14, с.37; 15].

-Компания General Electric (США)выпускающая дизельные локомотивы. В июле 2009 года состоялось торжественное открытие нового локомотивосборочного завода. В декабре 2009 года был выпущен первый локомотив серии «Эволюшн».Пуск первого в Казахстане высокотехнологичного завода по сборке локомотивов свидетельствовал о реальных возможностях нашей страны и её привлекательности для инвесторов. Произведенные здесь локомотивы нового поколения соответствовали нормам Евро-3, в результате чего расход топлива и масел был на 17 процентов ниже, чем у старых, а процент вредных выбросов в атмосферу понизился до 40. Кроме того, были созданы комфортные условия для работы локомотивной бригады. К примеру, в кабине машиниста были предусмотрены шумоизоляция и регулятор микроклимата [14, с.56; 15; 16, с. 228].

-ТОО «Astana Solar» – дочернее предприятие «Национальной атомной компании «Казатомпром» – мирового лидера по добыче урана, реализующего проект «Создание производства фотоэлектрических модулей на основе казахстанского кремния «KazPV». Деятельность компании – пример реализации концепции перехода Казахстана к «зеленой экономике» и программы «Энергосбережение – 2020». Построенный компанией завод оснащен европейским автоматизированным оборудованием нового поколения, позволяющим производить готовые фотоэлектрические модули общей мощностью 50 МВт в год с расширением в перспективе до 100 МВт [15;17].

В СЭЗ «Морпорт Актау» с 2006 года велось постепенное расширение порта Актау, что увеличило его пропускную способность в 2 раза – с 11 до 23 млн. тонн в год. Впоследствии в городе Актау компанией «Арселор Миттал» был построен завод по производствунефтяных труб [12, с.165;18, с. 75].

СЭЗ «Парк информационных технологий «Алатау»» или «Алатау IT City» стало первым объектом индустрии High-Tech в Центральной Азии.  Помимо общеизвестных для всех зон преимуществ, в СЭЗ существуют следующие дополнительные бонусы:уменьшение социального налога для софтверных компаний сроком до 5 лет;увеличение предельной нормы амортизации с 15% до 40%, применяемой для программного обеспечения. Это первый крупный проект по созданию технопарка национального уровня в Казахстане. Действующие здесь предприятия занимаются производством жидкокристаллических телевизоров, мониторов, персональных компьютеров, ноутбуков, серверов, разработкой программных продуктов, полупроводниковых приборов и др. изделий электронной техники [15].

На территории СЭЗ «Оңтүстік» были реализованы следующие инвестиционные проекты: ТОО «Хлопкопром-Целлюлоза» – организация производства гигроскопической ваты, хлопковой целлюлозы и технической карбоксиметилцеллюлозы из хлопкосодержащего сырья; ТОО «Oxy Textile» – комплексная автоматизированная прядильно-крутильная фабрика; ТОО «АГФ Групп» – ткацкая фабрикат; ТОО «Kagaz Shahary SEZ» – завод по производству бумаги [15].

Действующие на территории СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк»проекты вошли в перечень прорывных проектов программы «30 корпоративных лидеров Казахстана». Первый проект это строительство интегрированного нефтехимического комплекса мирового уровня, а второй – сооружение комплекса по производству бензола на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе. Кроме того, компанией  «Шеврон» было развернуто производство полиэтиленовых труб. Сегодня на территории СЭЗ реализуется строительство следующих прорывных проектов: интегрированного газохимического комплекса, комплекса по производству аммиака и карбамида и заводов по производству поливинилхлорида, бутадиена, полибутадиеновогокаучука и метанола [12, с. 164; 18, с. 75,].

Кроме экономической функции, в истории независимого Казахстана специальные экономические зоны сыграли роль испытательного полигона для воплощения в жизнь архитектурных идей и градостроительных планов. На это обратил внимание в своем труде «В сердце Евразии» Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев. К примеру, в Астане благодаря интенсивной деятельности СЭЗ были построены: исламский культурный центр «НұрАстана», жилые комплексы «Отрар» и «Алматы», монумент «Астана-Байтерек», дипломатический городок, здание национальной компаний «Казмунайгаз», зал совместных заседаний Палат Парламента Казахстана, новая резиденция Президента Республики Казахстан и многие другие. Также была проложена магистральная автодорога «Центр левого берега – пр. Абылай хана». Территория города увеличилась в 2,5 раза. У столицы появился большой экономический потенциал в следующих отраслях: гостиничный бизнес, сфера  услуг и туризма [11, с. 153 – 161; 18, с. 43].

Кроме того, механизм деятельности зон стал одним из факторов для создания благоприятного инвестиционного климата. Государству в достаточно короткие сроки удалось создать устойчивые потоки иностранных инвестиций. В период 1991 – 2010 гг. было привлечено около $ 140 млрд. иностранных инвестиций. Основными странами-инвесторами были Нидерланды, США, Франция, Китай, Япония, Великобритания. К 2012 г. сумма привлеченных в страну иностранных инвестиций составила более $160 млрд. [19, с. 175 – 176].

Из вышеуказанного можно сделать вывод, что для должного функционирования СЭЗ в нашей стране за годы независимости была создана достаточно крепкая законодательная база. Несмотря на первые неудачи, казалось бы, поставившие под угрозу сам процесс существования и последующего создания свободных, а позднее специальных экономических зон, правительство не прекратило действие процесса создания подобных зон в Казахстане. Наоборот, извлеча уроки из ошибок 1990-х годов, руководство страны сделало соответствующие выводы, позволившие впоследствии добиться положительных результатов. Был укреплён законодательный механизм действия СЭЗ, привлечены надёжные инвесторы, налажен процесс предоставления льгот, осуществляющим здесь деятельность предпринимателям. Впоследствии процесс увеличения количественной и качественной стороны процесса создания подобных зон позволил развить инфраструктуру в регионах, открыть новые отрасли в производстве, наладить процесс выпуска новых видов продукции, создать новые рабочие места, способствовал развитию строительного бума, что благоприятно сказалось на подъеме промышленности и развитии экономики Казахстана в целом.

Список использованных источников и литературы:

1.  Кайгородцева Т.Ф. Специальные экономические зоны Казахстана[интернет-портал G-global]. URL: http://www.group-global.org/ru/publication/view/1759 (дата обращения: 15.01.2014).

2.  Современная история Казахстана: Хрестоматия / Сост. А. Ауанасова,   А. Сулейменов. Под ред. Б. Аягана. – Алматы: Раритет, 2010. – 560 с.

3.  Большой юридический словарь. 3-е изд. доп. и перераб. / под ред. проф.  А.Я. Сухарева. – М.: ИНФРА – М; 2009 – VI, – 858 c.

4.  Закон Казахской ССР. О свободных экономических зонах в Казахской ССР от 30 ноября 1990 г. N 360-XII (в соответствии с изменениями внесёнными Законом РК от 18.01.92 г.; Указами Президента РК, имеющими силу закона, от 30.10.95 г.; от 5.11.95 г.) [Cайт «Таможенный форум Республики Казахстан»]. URL: http://new.keden.kz/ru/zakon_view.php?id=2597 (дата обращения: 20.01.2014)

5.  Сарсембаев М.А. Правовой статус экономических зон Казахстана и мира: – Астана: Данекер, 2002 – 100 с. 

6.  Закон Республики Казахстан N 2823 от 26 января 1996 г. «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан»[Сайт «Pavlodar.com»].   URL: http://www.pavlodar.com/zakon/?dok=01146&all=all (дата обращения: 20.01.2014)

7.  Хроника Независимости Республики Казахстан. События и факты (1991 – 2011 годы) – Павлодар: Типография Сытина, 2011. – 764 с.

8.  Закон Республики Казахстан № 274-III от 06 июля 2007 г. «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан». [Cайт информационно-аналитической системы  «Epravo»].  URL: http://www.epravo.kz/urist/detail.php?ELEMENT_ID=9351&SECTION_ID=9351(дата обращения: 20.01.2014)

9.  Закон Республики Казахстан «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан» № 469-IV от 21.07. 2011. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.12.2014 г.). [Cайт информационной системы «Параграф»].  URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31038117 ( дата обращения: 21.01. 2014)

10.  Независимый Казахстан: день за днем. Хроника событий: Сборник документов / Сост. Б.Г. Аяган, А.М. Ауанасова, И.А. Мухтарова. Под ред. Б.Г. Аягана. – Алматы: Раритет, 2011. IIт. (1996 – 2000 гг.) – 320 с.

11.  Назарбаев Н.А. В сердце Евразии. – Алматы: Атамұра, 2005. – 192 с.

12.  История независимого Казахстана: монография/ Под общ. ред.   Х.М. Абжанова, Л.Н. Нурсултановой. – Алматы: «Қазақ энциклопедиясы», 2011. – 400 с.

13.  Балабекова Д.Б., Медетова Д. Х. «Типология свободных и специальных экономических зон». [Сайт института экономики и права Ивана Кушнира]. URL: http://www.be5.biz/ekonomika1/r2012/2980.htm ( дата обращения: 26.01. 2014)

14.  Аяган Б.Г., Ауанасова А.М., Сулейменов А.М. Новейшая история Казахстана: устойчивый Казахстан. IIIтом: Научно-популярное издание. Сер. «Летопись независимости». – Алматы: ТОО «Литера-М», 2011. – 320 с.

15.  [Интернет-портал G-global]. URL: http://www.group-global.org (дата обращения: 22.01. 2014)

16.  Независимый Казахстан: день за днем. Хроника событий /Сост. Б.Г. Аяган, А.М. Ауанасова, А.М. Сулейменов. Под ред. Б.Г. Аягана. – Алматы: Раритет, 2011. IVт. (2006 – 2011 гг.) – 320 с.

17.  [Cайт компании «Аstanasolar»].URL:  http://astanasolar.kz/ru/o-nas (дата обращения: 25.01.2014)

18.  Президент Н.А.Назарбаев и современный Казахстан. Том I. Н.А. Назарбаев и социально-экономическое развитие Казахстана: сборник документов и материалов в трех томах. / Отв. ред. Б.К. Султанов – Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2010. – 256 с.

Казахстан: 20 лет независимости: Монография/ Под общ. ред. Б.К. Султанова – Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2011 – 408 с. 
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?