Историки отмечают, что аргынское племя некогда перекочевало из улуча Джучи к Тимуридам, а позже в Сибирское и Казахское ханства. Портал Qazaqstan Tarihy, опираясь на исследования, приведенные в труде «Тайная история казахов», расскажет о неизученных моментах истории аргынов
Материал написан на основе трудов Бекжана Аденулы «Тайная история казахов»
Как известно, в III тысячелетии до н.э. на территории Центрального Китая располагалась народность жунди, с которыми соседствовали предки современных китайцев и народ хунь (хоныр). На сегодняшний момент известно лишь о четырнадцати племенах, составлявших народ жунди. Племена жунди, судя по китайских источникам, делилась на две категории: придерживавшихся веры в Тәнірі или динлины (ди) и не придерживавшихся.
Когда локальные китайские княжества объединились, образовав цельную империю, они сумели разбить силы жунди. Последних не спасли даже собственные каменные крепости, позже взятые за основу при строительстве Великой Китайской стены.
Потерпевшие поражение жунди пришлось перекочевать. Большая часть из них (не поклонявшиеся Тәнірі жунди под предводительством племени арын-аргын) в ІІІ веке до н.э. отправилась на запад, в земли Центральной Азии. Вторая часть (поклонявшиеся Тәнірі динлины-дилли) перекочевала к народу хунь, на север, а третья (также под предводительством династии арын-аргын) ушла на северо-восток, к племенам ху. Были и те, кто решил остаться: это жившие в Синьцзяне племена юэчжи (ошак) и племена жунди, жившие в Тибете. Видимо, оставшиеся в Тибете жунди позже приняли буддизм, ассимилировались с китайскими этносами и сформировали тибетскую народность. Оставшиеся в Китайской империи жунди сформировали союз Байды (байлы). Большинство из них также ассимилировалось с китайцами, но оставшаяся часть в І веке н.э. покинула Китай и присоединилась в состав Уйсунской империи в Центральной Азии (род байлы в племени ошакты и, возможно, часть племенного союза байулы младшем жузе).
Племя арын возглавило переселение не поклонявшихся Тәнірі жунди на запад. Об этом свидетельствуют основанное династией Араншах (арынсақ) в Центральной Азии Парфиянское царство, и племя хуаре (от слов «ху» и «арын»), которое завоевало территорию современной Кореи и от которого произошел корейский этнос, а также ассимилировавшийся с японцами народ айн (арын).
Народом жунди, переселившихся к побережью Амура, также руководило племя Арын. Они вошли в состав народа хунь (хоныр) и их стали называть «архунн» (арқұң), из-за чего река Аргунь (правая составляющая Амура) и получила свое название. Понятно, что позже племена, составленные из арын-архуннов, в конце концов сформировали род аргын (арғын).
К слову, о некоторых родах, ныне находящихся одновременно в составе нескольких племен. К примеру, ру таз есть в составе племени аргын, в составе уйсуньского племени ошакты, а также как отдельное племя в составе племенного союза байулы в Младшем жузе. Исходя из того, что племя ошакты и есть древнее жундийское племя юэчжи (ошак), о котором писали китайские летописцы, тогда род таз безусловно относится к народу жунди. Когда выходцы из народа хунь (сюну), покорив племя юэчжи-ошак, сформировало там княжество, оскорбительно называвшие хуннов «сюн»-ами («варвар») китайцы назвали это княжество как Ю-сюн («княжество Правителя-варвара), отчего, к слову, и появилось название Уйсуньское княжество. Таким образом, часть ру таз под предводительством арынов ушла к реке Амур, а вторая часть оставшихся в Уйсуньском княжества (земля племени ошакты-юэчжи) позже вошла в состав племени ошакты (третья часть, завоевав земли нынешнего Таджикстана, создало государство Тохаристан и позже вместе подданым народом – ираноязочным этносом образовало нацию тазжик (тажик)). То же самое касается и ру шакшак племени аргын и племени шакшам Старшего жуза. Оба они потомки племени шакша жундийского народа. К племени шекти народности жунди также относятся предки аргынского ру жоғарғы шекті и кіші шекті и ру шекти племени алим Младшего жуза.
Основанное арын-аргынами Парфиянское царство
Как уже было сказано выше, ушедших на запад в ІІІ веке до н.э. жунди возглавило племя арын. Жунди завоевали земли саков, на территории современного Туркменистана, которую древние иранцы называли словом «парны» (в значении «арғы жақ» или «в дальней/другой стороне»). Так слово «парны» трансформировалось в «парфие». Иными словами, ушедшие на запад в III веке до н.э. жунди прибыли в Центральную Азию, завоевали здесь земли называвшихся иранцами ранее «Парфие» и поэтому их государства получило названия «Парфиянское царство», а совсем немногим позже они захватили территорию современного Ирана и Закавказья.
«В результате пятивековой борьбы жуны были разделены на две части: основная была оттеснена на запад, к горному озеру Кукунор, а другая – на восток, в горы Хингана, где и растворились среди восточных ху, затаив вражду протиы китайцев. В это же время вновь ожили и вернулись к активной исторической жизни народы западной части Степи. В 250г. до н.э. парфяне, возглавив иранское освободительное движение, выгнали из Мидии завоевателей македонян, а родственные им сарматы завоевали Скифию, т.е. причерноморские степи. Как будто каким-то мощным толчком были приведены в движение степные народы в середтне III века до н.э. История народа Хунну / Л.Гумилев
Ученые, опирающиеся на греческие и иранские письменные источники, утверждают, что название правящей династии Парфиянского царства Аршак (аршакиды). Закавказская группа этой династии носит название Араншах, из этого выходит то, что «аршак» укороченный вид названии арыншак. Скорее всего изначальное названия арыншак была «Арынсақ». Почему «Арынсак»? Жунди завоевали саков Центральной Азии и основали Парфиянское царство. Древние иранцы хоть и называли эти земли «парны», но населяющих этих степей всегда звали саками. Вероятно, они считали, что жундийское племя Арын являлось сакским племенем, а потому хозяев царства стали называть «арансак». В Закавказье это же название трансформировалось в «араншах».
Что касается самого названия государства Парфия, то в китайских источниках оно и вовсе называется Царством Анси. Если учесть, что китайский язык лишен звука «Р», то «Анси» вполне вероятно трансформируется в «Арынсақ». Все эти наименования араншахов, аршаков, арынсаков имеют четкий корень – «Арын», что говорит о том, что правителями Парфии была династия Арын.
«После завоевания Персидской империи Александром Македонским, одна из групп сакских племён вторглась в пределы сатрапии Селевкидов Парфиены (III в. до н. э.) и сыграла значительную роль в образовании Парфянского царства. В китайских летописях Чжан Цянь Парфия и династия Аршакидов называлась Анси. Армия Парфии была сформирована при первых Аршакидах из нерегулярного племенного ополчения кочевых племен Центральной Азии. Парфиянское Царство
Во II веке до н.э. центральноазиатская часть Парфиянского царства была завоевано пришедшими из Синьцзяня племенем юэчжи. Их силами на этой территории появилось новое государство – Кушанское царство (Уйсунская империя). Что касается самого Парфиянского царства, то оно сумело сохранить лишь территорию современного Ирана и Закавказья. Поэтому основным населением царства были древние иранцы. Жундийская династия, правившая Парфией, в конце концов ассимилировалась с местным народом, а сами иранцы под влиянием названия царства стали называться персами. Как бы то ни было фактом остается то, что правители Парфии были тюркоязычны.
Родство армянской нации и династии арын-аргын
В предыдущей статье мы уже писали, что о формировании армянского этноса. Считающийся народом с глубокой и древней историей, армянский народ произошел при власти Парфийской династии арын-аргын (аршак-араншах), что объясняет почему древние летописи христианского народа велись на тюркском языке. Их также называют кипчакскими, что еще громче говорит о своем родстве с казахским языком, нежели с огузским.
Родство корейцев и династии Арын
Племя арын-аргын также возглавил народ, отправившийся на восток, в земли народа ху. Кого из себя представляла народность ху? Ху и хунь (хоныр) были соседствующими народами. Скорее всего, название народу ху (қу - «хитрый») дали именно хунь. Китайские легенды гласят, что некогда древний народ Ся отправился на север, где обитали два народа, хунь (қоңыр) и народ ху. Там народ ся смешался с частью народа ху, сформировав народность Сяньби. Оставшаяся часть народа ху в то время стала называться Дунху (восточный ху). Лев Гумилев в своих трудах, опираясь на конкретные факты из китайских источников, указал, что сяньби и дунху были родственными народами. Ныне известно, что японцы и корейцы – это потомки народа ху или дунху, а потомками сяньби являются современные халха-монголы. Наши слова подтверждает не только схожесть корейского, японского и монгольского языков, но и большое количество китайских слов в вышеуказанных языков.
Народ сяньби был в составе Хуннской империи на протяжении 500 лет. Встречающиеся ныне в монгольском языке казахские слова вошли в его состав именно в этот период. Казахские слова в монгольском языке ни в коем случае не говорят о родстве этих языков, лишь только то, что предки монголов сяньби переняли часть казахских слов от главенствующего над ними хуннского народа.
Китайские летописи говорят, что «часть жунди присоединилась к народу ху в III веке до н.э.». Эта часть жунди за триста лет сформировала т.н. «народ пяти племен». Этот «союз пяти племен» или когурё появился на сцену мировой истории в І веке н.э. на востоке современной Маньчжурии. Правильное название народа звучит как «хуаре», именно так называли правящее племя Арын («ху-арын»). В истории Кореи народ остался под названиями «когурё» или «хокугурё», возможно из-за влияния местного этноса.
Китайские летописи говорят, что союз пяти племен когурё (хуаре) во ІІ веке завоевала земли современной Кореи и продолжила распространять свое влияние на свои южные границы. Позже, в ІХ веке, слово когурё сократилось до «корё», тем самым сформировав современной наименование стран и его населения. Также китайские летописцы сообщали, что представители когурё (хуаре) были крупными, имели оружие, которое ничем не уступало оружию китайцев и хуннов, одежда их ткалась из шелка и золота, а их государственное устройство и культурное развитие было намного выше чем у сяньбийцев. Этот документ говорит о том, что предки основателей этого государства были из числа жунди, некогда правителей китайского народа, а немалое количество «казахских» слов в корейском языке говорит, что правителями государства было жундийское племя Арын.
Родство японцев и династии Арын
Часть жундийского племени Арын, добравшиеся до крайней восточной точки континента, сформировали народность Айн. Опять же из-за отсутствия звука «Р» китайском языке названия народа «Арын» стало как «Айн». Из-за большого влияния китайцев в жизнь японцев и корейцев, 40% лексики последних представлены словами китайского происхождения. Айн-арыны называли японские острова «жапан» («место находящихся вдали от основной части»). Под этим названием и сформировалось название его жителей, народа - «Жапон» (Япония).
Древние японские летописи указывали, что у народа айн были волосатые лица. Это говорит о том, что айны были выходцами из жундийского племени Арын. Айны ассимилировались с японцами, полностью утратили свой язык. Тем не менее, вполне возможно, что казахское «присутствие» в японском языке произошло именно благодаря айнам.
В том регионе немало географических наименований имеют тюркоязычное происхождение. К примеру, «Сахалық» (местность, где живут якутское племя, племя саха) стало Сахалинском, «Құрлық» стало Курильском, а «Кәмшәт» (из-за наличия выдр в регионе) стало Камчаткой. Как бы то ни было, сходство японского, корейского и монгольского языков указывает на наличие общего предка - народа ху, а наличие в указанных языках «казахских» слов говорит о влиянии на них древних жунди и хуннов (хоныр).
Выше мы писали, что часть племени Арын, отправившаяся к реке Амур, ассимилировалась с народом ху и стала архуннами. Они же после падения Хуннской империи в І веке как часть хуннского народа отправилось на запад, в земли современного Казахстана, где и стали племенем Аргын (арғын). Часть из них, что отправилась на Северный Кавказ, оставила факты своего там присутствия в виде топонимов – река и город Аргунь.
Можно предположить, что и дагестанский тюркоязычный народ даргинцы тоже имеет непосредственное отношение к племени архунн-Аргын. Если так, то вероятно кумыки-христиане могли назвать «Дагестан» словом «Тағыстан» в значении «страна диких безбожных народов». В то время христиане называли представителей иных конфессий словом «тағы» (дикий), к слову, и китайцы называли соседей хуннов словом «сюн» в значении «дикий». А о том, что до XI века кумыки были христианами и населяли земли современного Азербайджана, говорил арабский историк Аль-Масуди. Христиане-кумыки вполне могли называть находившихся на Северном Кавказе племя архунн «тағы арғын», что позже трансформировалось в народность даргин.
Перекочевавшие в земли современной Венгрии в IX веке мажары начали путь из земель пред Кавказом. Сам ру мажар, к слову, присутствует как в племени Аргын, так и у племени Кыпчак. Российские ученые утверждают, что венгерские мажары из племени кыпчак. Для доказательства они приводят названия местности «кунзак» на земле Венгрии. На самом деле названия «кунзак» осталось там со времен Аварского каганата, центром которого были земли современной Венгрии. Доказательством этого служит название исторической родины дагестанских Аварцев - плато Хунзах и древное городище Хунзах. Невооруженным глазом видно то, что «Кунзак» и «Хунзах» родственны, также родственны названия кавказкого народа Авар и Аварского каганат, а просуществовавшие на современной территории Венгрии между VI-IX веками нашей эры. Плюс к этому: «Хунзах» на аварском имеет смысл «земля хуннов», а Венгрия на самом деле называется «Хуньгрия», т.е. Венгрия назывется «страной хуннов». Как выше отметили, мажары пришли Венгрию в IX веке, а племя с названием кыпчак появляется на исторической арене конкретно только в IX веке и то на земле нынешней Монголии. Из всего этого следует, что мажары Венгрии являются выходцами из племени аргын. Российские истории всегда использовали название «кыпшак» для скрытия существования нашего народа. Известно, что они названия «казак» или «кашак», встречающиеся в арабо-персидских и грузинских источниках, переводили или объясняли как «кипшак». В многочисленных писменных источниках, начиная с VII века и по XV век, названия нашего народа встречается виде: «казах», «кашак», «касах», «касог», «казак», «касогта» и этот народ встречается повсеместно от Дуная до границы Китая, от Москвы до Турции, от Сибири до Тегерана. Поэтому российской империалистической политике нужно было любой ценой доказать существование на этих территориях в указанном промежутке времени народа или племени под названием «кипчак». Для этого они утверждали, что казахская степь, простиравшаяся от нынешней Монголии до Восточной Европы, в XI веке называлась «Дешти Кипчак». Таким же образом были сфальсифицированы понятия, что «половцы – это кипчаки» и «куманы – это кипчаки». Для этой цели, т.е. для доказательства сушествования племени кипчак в IX веке, в степях Северного Кавказа были использованы венгерские мажары из племени архун-аргын.
Материал написан на основе трудов Бекжана Аденулы «Тайная история казахов»