Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Дороги Акберлы

1150
Дороги Акберлы - e-history.kz
Петроглифы Акберлы. Наскальные рисунки в виде дорог и всего что с ними связано. То есть транспорт, путешественники, животные, встречающиеся по пути, населенные пункты

Акберлы - гора, что находится неподалеку от села Бургон (Урджарский район ВКО), имеет сложный характер. Здесь все непросто: многочасовой подъем, ветер, дождь с градом, а на тропах случаются даже обвалы. Но и это еще не все - если ты относишься с уважением к хозяину горы, можно надеяться, что все будет хорошо. Но если нет, то тогда вини только себя - Акберлы обязательно это заметит. По крайней мере, таковы легенды. 

 Нам, скажем сразу, пока везло - мы поднимались и спускались без особых потерь. Более того - даже с приобретениями. Ведь гора - это еще и галерея наскальных рисунков, где встречаются редкие экземпляры наскального творчества. И основная тема, так как Акберлы в прошлом один из важнейших перевалов через хребет Тарбагатай, конечно же, дороги и все что с ними связано. То есть транспорт, путешественники, животные, встречающиеся по пути, населенные пункты и упомянутые в нашем предыдущем материале карты-схемы

 За годы обследования наскальных рисунков можно было заметить такую особенность - при общих стилистических решениях, характерных для каждого крупного исторического периода (эпоха бронзы, раннее средневековье и т.д.), все-таки каждое скопление петроглифов имеет свой особый дух, тематику и художественные приемы. Не является исключением и галерея наскального искусства на горе Акберлы. 

Так, основная тематика рисунков Акберлы - это дороги. Все самые большие и удобные для нанесения рисунков камни буквально испещрены лабиринтами извивающихся двойных полос. По некоторым из них едут всадники, они же соединяют постройки, и между ними вписаны дикие или домашние животные. Для современного человека кажется обычным, что две полосы - это след от колесного транспорта. Однако на найденных нами картах-схемах, точнее на изображенных дорогах, колесниц мы не обнаружили. На самом ли деле это двухколейные пути повозок или же так авторы изображали основную, крупную дорогу? Пока это остается для нас загадкой. Впрочем, изображения колесниц на Акберлы имеются, но находятся на отдельных камнях. 

Интересно, что древнейшие колесницы были обнаружены в погребениях в районе знаменитого городища Аркаим (погребение Синташта) - ровесника Стоунхенджа, откуда, как считается по одной из гипотез, эти колесницы с движением индоевропейских племен (пояс культур эпохи бронзы - ямная, срубная и андроновская) распространились почти по всему Старому Свету. К тому же в нашем регионе, как показали исследования в местности Ботай (Северный Казахстан) впервые была одомашнена лошадь. Восточный Казахстан также входит в ареал андроновской культуры (II тысячелетие до н.э.), и, судя по многочисленным изображениям, здесь колесницы не были в новинку уже в эпоху бронзы. 

Существует мнение, что даже китайский иероглиф “колесница” имел истоки в степной традиции и сформировался на основе древних петроглифов. Как показали исследования на Акберлы, возможно, и не он один - нас заинтересовало часто повторяющееся стилизованное изображение архара. Отличительная черта - рисунки сделаны как по принятому канону. Это изображение горного барана (архара) в вертикальном положении очень сильно напоминает один из вариантов китайского иероглифа “овца”. Как утверждают исследователи, за длительный период существования китайской письменности иероглифы, в которых узнаются предметы, изменялись до неузнаваемости и, превратившись в абстрактные символы, даже изменили свое первоначальное положение - “легли” на бок. Но некоторые избежали этой участи, в том числе и рассматриваемый нами иероглиф - причина этого, вероятно, кроется в его узнаваемости. Есть единый признак - округлые рога. 

Но вернемся к картам-схемам. Реальные ли это дороги, которыми люди пользовались повседневно, с их подъемами, спусками, поворотами и различными пунктами? Возможно, эти петроглифы служили для передачи конкретной информации о местности, то есть были древними руководствами как попасть из пункта “А” в пункт “В”. Или это все же пути, но мифические, хранившие сакральные знания о возникновении и устройстве мира, путешествиях по верхним и нижним мирам шаманов, о встречах с духами. Не исключено, что именно в это время родилась присказка “тридевятое царство, тридесятое государство”... Впрочем, как отмечал еще французский антрополог Люсьен Леви-Брюль, все, с чем имело дело архаичное мышление, не было обыденным в нашем понимании - даже дорога была живым существом со своим мистическим характером. И этот принцип пронизывал все мировоззрение наших предков. Конечно же, особый интерес этих людей вызывали дороги Акберлы - здесь издревле был один из основных перевалов через хребет Тарбагатай. Так что наверняка плоская вершина горы служила местом встречи, отдыха и общения многих поколений путников. Это, по всей видимости, и было запечатлено ими в камне.

Еще одной находкой, привлекшей наше внимание, стало изображение лабиринта. Рисунок очень сильно похож на известные его изображения, встречающиеся по всей Евразии (изредка в Казахстане). Оказывается, эта тема волновала и завораживала человека с древности и до средних веков, от Скандинавии и до Тихого океана. Как наиболее яркий пример всплывает миф о Минотавре в бессмертной литературе Древней Греции. Вообще-то незабываемые образы древних мифов и саг удивительно близки между собой, несмотря на принадлежность к различным культурам и, казалось бы, непреодолимые расстояния между ними. Эта первая глобализация случилась задолго до нашей эры. Отзвуки этих мифов всплывают и в наши дни в литературных обработках. Так, например, Пушкин сумел собрать из мифов “детства человечества” основу для детских сказок. Остров посреди моря с дубом - оказывается, находит параллели в древнейших мифах о сотворении земли из вод Мирового океана с Мировым древом в центре. А путешествие царевича в бочке неожиданно находит аналог в библейских сказаниях о младенце Моисее. Или Крокодил Чуковского, который проглотил солнце, - он походит на так называемое Чудовище Бездны, рисунок которого был найден академиком А.П.Окладниковым на одной из сибирских писаниц. 

Все это еще раз говорит о том, что основные сюжеты были созданы действительно давно. Причем они затрагивают такие глубинные пласты подсознания, что до сих пор не оставляют равнодушными. Конечно, в данный момент мы не можем расшифровать все, что найдено, но через древние образы ощущаем нити, связывающие череду поколений. Работа в этом направлении продолжается.

Алан Байтенов
Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?