Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Хронология

Казахское ханство.

Казахское ханство.

Казахское ханство.

Аягузская битва


Основание г. Усть-Каменогорска.
Курултай казахов в Ордабасы

Крупной победой казахов завершилась битва с джунгарами весной 1728 года в предгорьях Улутау в междуречье Буланты и Белеуты на широком плато Карасиыр. Эта битва носит название “битва при Буланты”, а данная местность позже стала именоваться “калмак кырылган” — место гибели калмыков (джунгар). Важную роль в организации сопротивления играли батыры Кабанбай, Жанибек, Наурызбай, Бугенбай, Есет, Малайсары и др. Значительный вклад в объединение казахского народа в тот период внесли влиятельные бии трех жузов — Толе-бий (Толе Алибек-улы (1663-1756) — бий Старшего жуза из рода дулат; Казыбек-бий (Казыбек Келдибек-улы (1667-1764) — бий Среднего жуза из племени аргын, прозванный Каздаусты Казыбек (Красноречивый с непревзойденным голосом); Айтеке-бий (Айтык Байбек-улы (1644-1700) — бий Младшего жуза, помощник и советник хана Тауке, батыр). Они были сторонниками создания единого централизованного государства, отстаивания его суверенитета и территориальной целостности.

Выдающимся событием в освободительной войне казахского народа против джунгарских агрессоров стала Аныракайская битва. Она произошла весной 1730 года в местности Аныракай в 120 верстах на юго-восток от южной оконечности озера Балхаш у озера Алакуль, известное у казахов под названием “итишпес Алаколь” (озеро Алакуль, воду которого не станет пить собака, т. е. плохая — горько-соленая). Сражением руководил хан Абулхаир. Битва началась с поединка батыров. Вот как его описывает Шакарим Кудай-берды-улы: “Придя на поле брани, Сабалак (прозвище Абылая) видит: казахи и калмаки стоят на холмах друг против друга, а посередине перед войсками один лишь сын джунгарского хунтайши, зять самого Галдан Церена, батыр Чарыш казахских батыров на поединок вызывает. Абильмансур (имя Абылая), спросив разрешения у хана выйти на поединок и получив его благословение, разогнал коня и, издав клич: “Аблай! Аблай!”, налетел и сразил Чарыша. Одним махом отрубив ему голову, он с криком “Враг сражен!” увлек за собой казахских воинов. Калмаки дрогнули, побежали и были рассеяны казахами. В память о поединке с Чарышем народ присвоил ему имя Аблай.

В Аныракайской битве, театр военных действий которой занимал около 200 километров, казахи одержали победу, но ее успех закрепить помешали разногласия среди правящей верхушки.

Внезапно умер хан Болат. Возник спор, кому же быть старшим ханом. Главнокомандующий объединенными силами хан Младшего жуза Абулхаир откочевал к западным границам Казахстана.


Битва на реках Буланты и Болеути

Полем боя казахской конницы с джунгарами оказались долины маленьких рек Буланты, Карагайлы, Белеуты. Здесь же были горы Майтобе и Курайлы. По этому поводу специалист по казахским фольклорным источникам А. Диваев писал, что с севера через реки Жыиланшик и Торгай, через горы Арганата и Улытау джунгарские захватчики «бежали на Белеуты-Буланты, понеся полный погром, причем самый блистательный бой одержан киргизами в местности Карасиыр».

А. Диваев лично не был на Улутау и записал название речек в том порядке по которому ему сообщили информаторы - Белеуты, Буланты. Река Карагайлы выпала. Именно Белеуты (Калмаккрылган) находилась ближе к караванной дороге по которой продвигались казахские отряды. Военные действия разворачивались по Белеуты, в долине Карагайлы, у подножья гор Майтюбе, Курайлы, Байконыр. А затем уже на Карасиыре и Буланты. Именно эта последовательность событий в записях А. Диваева. И она точно совподает расположениями исторических объектов на картах. Об этом  писалось  ранее (Мысль, 2000, №6, С. 61 – 64; История Казахстана. Т.3. Алматы, 2000. – С. 139 – 143).

Начало сражения, его ход, основные места гибели джунгар помогают восстановить не только фольклорные данные, опубликованные статьи исследователей прошлого, но и картографические источники. Именно они подтверждают мысль о выходе казахских дружинников с гор Каратау и течении Сарысу в исходный регион к реке Белеуты.

На карте-схеме показан район начало военных действий и ход сражения казахских дружинников против джунгарских отрядов. Сражение начиналось именно с местности, прилегающей к слиянию Белеуты с Карагайлы. Это ближе к Сарысу и караванной дороге из Каратау по которой продвигались казахские конники. Помогают в ориентации на этой местности и старые дорожники. Так, П. Небыльсин указывал, что торговые караваны шли от озера Теликуль до озера Арыстуз полтора дня, дальше до урочища Еспе тоже полтора дня, до речки Калмаккырылган еще полтора дня. Здесь и начинались военные действия. Дальше через местности Молдыр, Кайдаул, Каргайлы до озера Тущыколь нужно было три дня. Однако озеро Тущыколь намного северо-западнее Буланты. Таким образом, от речки Калмаккырылган до Буланты было около одного дня перехода для торговых караванов. Это вполне соотноситься с боевыми возможностями казахских кавалеристов и коней.

У реки Калмак-Крылган в начале сражения джунгары понесли первые значительные потери. На карте-десятиверстке Западной Сибири изданной в 1920 году содержится важная информация о местности при впадении притока Карагайлы в речку Белеуты. Здесь захоронения носят название Калмак-чангара. Другое место обозначено так «Калмак крылган» по течение речки УлкенеспеБелеуты. Однако оба эти топонимы расположены при слиянии реки Белеуты с притоком Карагайлы. Именно Белеуты, точнее ее среднее течение, проходящее среди джунгарских захоронений получила название Калмаккырылган.

Как известно понятие «Калмаккырылган» было введено в события казахско-джунгарских воин и М. Тынышпаевым. Причем это понятие автор связывал с «Актабан шубырынды», периодам Отечественной войны 1723-1730 гора. Более того оно было локализировано и отмечено как одно из крупных сражений на реке Буланты-Белеуты и отнесено к 1726 году. Буланты-Белеуты мелкие прилегающие речки в южных склонах Кишитау. Тем не менее, они особо отмечены на карте 1831 года приложенной к книге А.И. Левшина. Другие водные источники на карте не обозначены. Значит, составители считали необходимым отметить именно эти объекты. А известно было это место как «Калмак крылган».

Казахским дружинникам удалось развить успех. Естественно, направление отступление джунгар диктовал характер местности. Основная часть джунгар после тяжелого поражения отступила в долины горы Жезды, Ушкагыла, Кокпекты, Кара-Кенгира. Казахские ополчение прорвались к горам Киши-Тау. О воинственности казахских ополченцев Я. Гавердовский писал: «Облачившись в панцири, они - согласно тем же преданиям, сражались отчаянно, и поле битвы оставляли часто под твердыми своими стопами. Иногда же, подобно ужасной буре, поражали они скопища неприятельские и след их бегства покрывали трупами».

Среди стремительно продвигавшихся конников был хан Абулхаир, батыр Тайлак (из Младшей орды) с племянником батыром Санырак (Большая орда, Ошекты, род тас-журек). На горячий призыв сбросить джунгарское иго откликнулись все казахи. Об этом периоде борьбы с джунгарами  П.М.  Вяткин отмечал: «Огромные потери людей и скота заставили казахов сплотиться. Любопытно отметить, что первый удар ойратам казахи нанесли не под руководством султанов, а под предводительством батыра Тайлака - Малого жуза, Бокебая - Среднего и Санырака - поколения Ошакты Большого жуза. Это столкновение имело то большое значение, что послужило началам массовой организации казахских сил всех трех жузов». Многие казахи могли сказать словами батыра и жирау Актамберды, что «позор поражения с джунгарами стал глотком воды из Сарысу в жажде борьбы. В награду каждый казах получил меч и с благословением двинулся на врага».

Нужно было упредить отступление джунгар через горы Кишитау и Улу-Тау. Казахские кавалеристы прошли наперерез и быстрым маневром перекрыли джунгарам дорогу к отступлению.

Произошло это в районе гор Карасыртау. Именно так названы отдельно расположенные горы в группе Кишитау, южнее горы Улытау на указанной карте Западной Сибири. Безусловно, этноним Карасиртау ко второй половине содержит слово «тау-гора». В таком случае и первая половина должна читаться как казахское слово «Карасиыр». Само название речки «Карасиыр» есть на многих картах, в том числе на карте Казахской ССР издания 1989 года. Это название местности горы и речки Карасиыр имеет прямое отношение к названию указанному А.Диваевым. Она и есть Карасиыр. В нее входят одноименные гора и речка.

Однако сохранилось и специальная карта этих мест, составленная в 60-х годах XIX века. Тематическая карта посвящена разграничительной черте казахов Оренбургского и Сибирского ведомства. На ней севернее рядом с горами Карасиыр и Кудеремты проходят речки Джеты-Миюр, Орта-Миюр, и Туще-Миюр. Все они сливаются с Белеуты-Миюром.

Это маленькое чудо-карта в развернутом виде легко вмещается на письменном столе. Вглядываюсь на знакомое и незнакомое место. И сразу нахожу речку Калмаккырылган. Начало ее немного восточнее за краем карты, там где сливаются речушки из сопок-Кумола и Карагайлы (Дуйсен). Так показано на карте разграничения территории казахов Оренбургского и Сибирского ведомства. С соседнего распада гор вытекает еще один приток. Из самой подошвы горы Жидели выходит навстречу к речке Кумоле  Белеуты и дальше она идет полудугой обращенной к югу в озеро Шубар-Тениз. На карте середины XIX века все течение речки показано как узкое, но водное русло. Речка на старых картах значится как Белеуты и Калмакырылган. На карте 1987 года название Калмак-Крылган. Это севернее пересечения местности современной высоковольтной линии электропередач.

От реки Сарысу на север идет множество урочищ и гор. Среди возвышенностей надо выделить Саплункия, Обалытам, Киик-Нуратау, Бестамтакыр, далее река Белеута сливается с р.Дуйсен (Карагайлы). Севернее еще мелкие горы Жеделенын бат-чеку, Ишке-кырган, Карасиртау, Кишытау, Миюртау. Далее речка Буланты. Именно в этой последовательности двигались казахские ополченцы от реки Сары-су до реки Буланты.

В годы обильных осадков Белеуты впадает в Буланты (Калмаккырылган). Это рядом с озером Карасу и до озера Шубар-Тенгиз. Здесь было одно из основных мест разгрома джунгар. Именно эта местность носила название Карасиыр. Здесь казахские отряды теснили джунгаров вниз, к пескам и разбили  основную часть джунгарских войск.

Также имеется еще существенные данные к ходу сражения в местности Карасиыр. На карте Туркестанского генерал-губернаторства и Семиреченской области (Спб., издании Ильина) есть важная деталь. С южной части горы Майтобе выходит речка Калмаккырылган.

Это совершенно четко локализуется отдельно от реки Белеуты, которая на многих картах проходит и под названием Калмаккырылган. Нет ничего удивительного, что в народной памяти из мало заселенного района обе речки стали восприниматься как одно и тоже. Необходимо  иметь в виду, что топографические съемки в этой местности проводились редко и не все детали топонимики привлекали внимание.

Возможен здесь и другой вариант смещения исторической памяти. Название речки Калмак-Крылган стало смещаться полностью в адрес Калмакырылган (Белеуты). Тем более, что оттуда начиналось сражение. И возник плавающий термин. Но все эти соображения приводят к подтверждению того, основное поле битвы были в местности Кара-Сиыр, где проходит речка Калмаккырылган.

Однако основная часть джунгар вытесненная с ровного пространства Карасыир оказалась у каньона реки Буланты. На современной карте пятикилометровке военного ведомства «Косколь» L-41-Б (12-41-2) указаны пятиметровые обрывы. Здесь местность из скальных структур. Надо полагать, что за три столетия этот участок каньона значительно обмелел за счет земляных наносов. На карте пятикилометровке легко определяется длина этих обрывов – они тянутся около двадцати километров.

Более конкретно об этом месте можно прочитать по карте двухкилометровке Генерального штаба СССР. «Казахская ССР. Джезказганская область. Пикет №11. Секретно. 12-41-12. L-41-XII». Здесь четко указано урочище Карасиыр. Западнее большое урочище Ойшубар. И с севера проходит речка Буланты. Только название реки Буланты топографы изменили на Ащимуир. Это легко понять – сюда стекаются множество мелких речек, название которых идет корневое слово Мюир. По военной карте прочитывается расстояние от речки Калмаккырылган до Буланты около двадцати километров. Это вполне реальное пространство для прохождения его вооруженными конниками как большими группами, так общей массой. Таким образом, топографические карты, во многом помогают сориентироваться в военных действий казахского войска.

Здесь в этих обрывах и расщелинах реки Буланты нашла погибель основная масса джунгасрких войск. Об этом можно повторить дословно запись А. Диваева: «Война длилась свыше трех лет. Наконец, калмыки бежали на Блеуты-Буланты, понеся полный погром, при чем самый блистательный бой одержан киргизами на местности Карасиыр. Местность эта и по сие время называется Калмаккырылган, т.е. «гибель Калмыков».

Личной храбростью и бесстрашием отличились батыры из окружения Абулхаира. В сражении при Буланты показали маневренность и отвагу казахские ополченцы под предводительством самого Абулхаира и батыров Богенбая, Тайлака, Санрыка, Малайсары, Байгозы, Тама Есета, Бака Мыктыбек улы, Шерубая, Акша и других.

Тайлак и Санрык - два выдающихся батыра периода Отечественной войны. Санрык Токтыбайулы происходил из рода Ошакты, со стороны матери был племянником батыра Тайлака. Санрык батыр в 30 летнем возрасте принял участие в великом совете - на съезде в Кара-Кумах.

Тайлак батыр был выходцем из низовьев Сыр-Дарьи, он принадлежал к одному из родов Малого жуза. Жизнь и деятельность его были связаны с низовьем Сыр-Дарьи, горами Улытау, Киши-Тау, песками Кара-Кумы. Байгозы Наймантайулы был из рода таракты, Есет происходил из рода тама, Малайсары - из аргынов. Богенбай-батыр был одним из тех, кто руководил казахскими ополченцами. Умбетей-жирау и другие поэты воспели подвиги Богенбай-батыра.

С низовьев реки Сыр-Дарьи был и батыр Жаныбек. Он участвовал в вытеснении джунгар с родного края. Отсюда перешел в Улутау. В 1723 – 1725 годах был в гуще событий.

Об этих событиях так писал специалист по казахскому фольклору А. Диваев: «Между киргизами Учакты из отделения Таш-джурек (камен­ное сердце) был богатырь по имени Санрык, который приходится, со стороны матери, племянником означенному выше Тайлак-Батыру. Сапрык был еще в цветущем возрасте, (ему было всего лишь 35 лет от роду), когда он получил приглашение от дяди своего Тайлака принять  участие в великом совете, на котором потом было решено избавиться от калмыкского ига, путем изгнания их. Совет состоялся. Тайлак-батыр и Санрык, окружили себя храбрыми и достойными людьми и пошли со своими киргизами против калмыков. Война длилась около трех лет. Наконец, калмыки бежали на Блауты-Буланты, понеся полный погром, при чем са­мый блистательный бой одержат, киргизами на местности Кapa-Сиир. Местность эта и по cиe время называется Калмаккырылган, т. е. «гибель Калмыков. Далее в предании повествуется, что весть о Карасиырском поражении калмыков дошла до сведения трех рабов, сыновей трех Алаче (богатырей). После того все киргизы сплотились с ними вместе и решили окончательно  изгнать калмыков».

Наряду с Абулхаиром не меньшей известностью пользовался Кабанбай-батыр. Во всех этих сражениях он принимал участие.  Участвовал Кабанбай-батыр при обороне Туркестана в 1724 г. О его жизни и деятельности повествуют различные источники, в том числе повествуют жирау-сказители ХVIII в. Актам Берды, Таттикара,  Умбетей, Бухар, Котеш. С именем Абулхаира связывают еще одно столкновение после Буланты-Белеуты. Преследуя противника, казахская конница достигла озера Шубар-Тенгиз. Здесь казахов встретили значительные  силы джунгар. Состоялось еще одно сражение. Казахская конница сходу  разгромила джунгар. Победа была полной.


Годы жизни Райымбек батыра

Уже в 17 лет он был признан «батыром»! А в те времена людей ценили за реальные подвиги, а не за происхождение и богатство.

К 1723 году Райымбек был уже сложившимся лидером, и во времена джунгарского нашествия возглавил отряды ополченцев. При его активном участии и с помощью батыров Утегена, Малайсары, Сатая и Наурызбая удалось спасти от гибели тысячи казахских семей.

Перелом в войне с джунгарами наступил во второй половине 20-х годов. Одно из крупных сражений произошло в 1726 году на берегу реки Буланты, в местности Кара-Сыйыр. Казахи, заманив врага в глубь своих территорий, внезапно нанесли удары с правого и левого флангов. Затем сокрушительный удар был нанесен с тыла. Джунгары потерпели поражение.

В 1729 году произошло еще одно крупное сражение казахских сарбазов с джунгарскими завоевателями на юго-востоке, в низине Балхаша, в местности Аныракай. Здесь объединенные силы трех жузов одержали блестящую победу над противником.

В ходе этих битв казахские воины, учитывая важность сражения, нападали под утро, умело используя момент внезапности. Аныракайская битва была продолжительной, это было множество поединков различных отрядов, они захватывали и отступали от господствующих высот. К решающему сражению казахи подтянули свежие войска, и тогда началось общее наступление. Были тщательно подготовлены атаки конницы, продуманы стремительные контратаки, применялся рассыпной конный строй, в необходимых случаях – плотное построение пеших колонн. Эти тактические приемы принесли успех.

В этих битвах под началом Абылая и Абулхаира участвовали Кангельды Сырымбетулы и Райымбек, возглавлявшие вместе с батырами Богенбаем и Кабанбаем казахское ополчение. Еще более активное участие Райымбек принимал в изгнании джунгар из Жетысу. Его имя стало знаменитым на всю степь. По свидетельству современников, он был 77 раз ранен в боях, и только железное здоровье, огромная сила воли, да находившиеся рядом верные соратники, 33 года удерживали воина в седле.

Мощь Джунгарской империи постепенно ослабевала к 40-м годам XVIII века. Теснимые с востока китайской армией императора Канси, а с запада – казахской армией, джунгары, особенно после смерти Галдан-Цэрена, были вынуждены оставить Жетысу и уйти к Алтайским горам.

Но военные гарнизоны врага цепко держали в своих руках долины рек Каскелен, Текес, Или. Нужно было иметь огромную силу воли и энергию, чтобы очистить эти земли от захватчиков. Отступая, джунгары отчаянно сражались, по пути нападая на близлежащие аулы. Значительные территории вокруг современного Алматы находились в руках джунгарских владетелей Аганаса и Арысхана. На военном совете казахов Старшего жуза было принято решение освободить захваченные земли. Узнав через доверенных лиц о готовящемся нападении Аганаса, Райымбек принял решение неожиданным ударом опрокинуть противника. Ворвавшись во главе своих войск в стан неприятеля, он обратил джунгар в бегство, и в ходе битвы убил Аганаса.

Следующей взятой крепостью стала ставка Арысхана. В темноте воины Райымбека находили друг друга по кличу «Райымбек». Позже он стал кличем всего рода албан. Потерпев поражение, воины Арысхана вынуждены были пойти на унизительный мир. Эта передышка была крайне нужна и самим казахам. Война принесла немало страданий простым людям, появились раненые, вдовы, сироты…

В последующем казахско-джунгарские отношения вновь обострились. После ожесточенных сражений в 50-х годах с одним из могущественных джунгарских князей Тореханом Райымбеку, Бакай батыру и Кабанбай батыру удалось вытеснить неприятеля за Хоргос и Нарынкол. В создавшихся условия джунгары вновь запросили мира. Казахи согласились, поскольку большая часть территории уже отошла к ним. Согласно договоренности стороны в течение двух месяцев должны были обменять пленных, а богатства оставались казахам. Были определены границы землепользования. Возможно, уступчивость джунгар объяснялась и тем, что, начиная с 1753 года, в руководстве страной произошел раскол, усилились междоусобицы. В 1757 году Джунгарию охватил сильнейший политический кризис, а в 1758-м она пала под ударами китайской армии.

В таких условиях Райымбеку пришлось проявлять особую отвагу и самоотверженность, чтобы защищать свой народ. Со временем его имя стало символом целого рода и приобрело священный ореол. В боях и походах с ним были любимый конь Кокмойнак и огромный белый верблюд-атан. Райымбек сыграл большую роль в окончательном вытеснении джунгар с юго-восточных рубежей казахских земель. При его активном участии были определены границы по рекам Текес и Каркара. Воздвигнутая им огромная красная стела в Нарынколе стала памятным знаком при определении казахско-китайской границы.

Райымбек проявил себя не только как отважный воин, но и как искусный дипломат. Понимая, что конфликты между народами могут вызвать кровопролитие, Райымбек убеждал враждующих мудрым словом. Так он вел долгие переговоры с китайским ставленником Манжу ханом. Где посулами, а где применяя силу, Райымбек добился значительных уступок со стороны Манжу.

Жизнь батыра Райымбека прошла на переломных этапах казахской истории. Вступив с детских лет в народное ополчение, Райымбек был очевидцем трагических событий Великого бедствия, джунгарского владычества. Он стал свидетелем и участником крушения Джунгарского ханства. Много лет Райымбек жил в походах, не слезая с коня, не расставаясь с оружием. Он познал и горечь поражений, и радость побед, когда вместе с Абылаем, Кабанбаем, Карасай батыром и многими другими соратниками высоко поднял падающее знамя Казахского ханства. При жизни он был признан «аулие — святым».

Старые раны, полученные в боях, дали о себе знать в последующем. Точная дата смерти Райымбека не установлена. Но источники тех лет сообщают, что, почувствовав приближение смерти, он пригласил своих соратников со всего края и попрощался с ними. Кончину его оплакивала вся степь. Райымбек прожил достойную жизнь и был похоронен с почестями близ Алматы. Его захоронение стало объектом паломничества казахов. Позже это место вошло в восточные границы города. В 1981 году на его могиле была установлена гранитная стела, а в 1994 году в торжественной обстановке был открыт мавзолей выдающегося воина-освободителя.