Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Анна из Петропавловска. Из истории деятельности директора Центрального музея Казахстана (1934-1938) А.А. Баталовой

1103
Анна из Петропавловска. Из истории деятельности директора Центрального музея Казахстана (1934-1938) А.А. Баталовой - e-history.kz

Архивы хранят биографии тех женщин Казахстана, которые смело шагнули в стихию учебы, созидания первых десятилетий новой эпохи, после окончания гражданской войны. Одна из ярких личностей, проявивших свои организаторские талант и способности на твоческой ниве, была уроженка г. Петропавловска Анна Баталова. Родилась она 13 октября 1899 года, согласно анкете, ею собственноручно заполненной в феврале 1935 года. Образовательный ценз А. Баталовой был высоким: по данным анкеты, в 1925 году она окончила вначале ПИНО – так сокращенно назывался Практический Институт Народного Образования в Оренбурге. Из истории ВУЗа: «осенью 1919 года, в Оренбурге по решению народного комиссариата просвещения РСФСР был открыт Практический институт народного образования» [Любичанковский, 2020: 29]. 

Дальнейшая ее деятельность связана с г. Алма-Ата, где в 1933 году она окончила Казахский педагогический институт по специальности «Педагог. Преподаватель литературы и языка». Ее привлекали научные исследования в области лингвистики и литературы. Более того, как она указала в анкете, после окончания ВУЗа ее «рекомендовали в аспирантуру, работаю ассистентом кафедры языка» в КазГУ [ЦГА РК. Ф. 1252. Оп. 1. Д. 72. Л. 2]. Сфера ее научных интересов указана как «история литературы и искусств». Тема диссертации – «Исследование творчества Леонида Леонова» (Л.Леонов – советский писатель, прозаик, драматург). В анкете Анна указала также, что «Первая часть диссертации выполнена и готова к печати» [ЦГА РК. Ф. 1252. Оп. 1. Д. 72. Л. 2].

Баталову привлекали к активной общественной работе по организации казахского филиала Союза художников СССР. Об этом красноречиво свидетельствует документ, хранящийся в фондах Архива Президента РК, который приводит в своей статье исследователь Г. Сырлыбаева [2013: 4-8] В статье Сырлыбаевой нет соответствующей ссылки, однако фрагмент документа ею приводится: «Протокол № 294 Заседания Секретариата Казкрайкома ВКП (б) от 8 июля 1933 г. «Об утверждении членов Организационного Бюро Союза советских художников (далее – ССХК)». Докладчик (Кабулов) – провозгласивший следующее: «Утвердить орг. бюро ССХК в составе: тт. Исмаилова (председатель орг. бюро ССХК), Савельева, Тимофеева (Казиздат) и Баталова (КазПИ)». Подпись: Секретарь Казкрайкома ВКП (б) Л. Мирзоян» [Сырлыбаева, 2013: 5]. О работе Художественного отдела Музея с алматинскими «пореволюционными» (так в источнике) художниками «…Исмаилов, Крутильников, Риттих, Ходжиков, Гербановский и др.» она также указала в отчетной документации за 1935 год [ЦГА РК. Ф. 1252. Оп. 1. Д. 64. Л. 15].

Учеба в аспирантуре КазГУ была не единственным приложением навыков энергичной девушки; ее организаторский талант был высоко оценен руководством республики, и Анну Александровну привлекли к руководящей работе. Анна Александровна Баталова приказом № 41 от 10 августа 1934 года Комитета Науки при КазЦИКе была назначена директором Центрального музея республики. При том, что занятия наукой она успевала совмещать (!) с директорской должностью, руководила подготовкой экспозиций, прекрасно справлялась с громоздкой отчетностью о работе Музея, а также успешно налаживала творческие связи с центральными музеями Союза. Сотрудников Центрального Музея Казахстана со штатом 29 человек, реально лиц с профессиональным образованием было немного; к примеру, обязанности ученого секретаря выполнял Пацевич, этнограф-археолог, выпускник одного из белорусских ВУЗов. Его подпись стоит после подписи Баталовой на Годовом отчете о деятельности Музея за 1935 год [ЦГА РК. Ф. 1252. Оп. 1. Д. 64. Л. 23]. 

 Центральный Музей Казахстана в 1930 годы проводил большую исследовательскую и культурно-просветительскую работу. Будучи ограничены в ресурсах (кадровых, материальных, финансовых), работники Музея выполняли ряд работ совместно с сотрудниками Института Национальной культуры (директор С. Алманов, ученый секретарь – С.Аманжолов) [ЦГА РК. Ф. 1252. Оп. 1. Д. 64. Л. 5-10]. Так, в Докладной на имя председателя Комитета Науки при Президиуме КазЦИКе С.Мендешева «О деятельности Центрального Музея за время с 1 января 1935 – по 1 декабря 1935 г.» на тринадцати страницах изложено довольно большой объем разножанровой работы. Это и «подготовка к 15-летию КАССР» экспозиций, и организация выставки казахского орнамента ко Дню съезда работников культуры КАССР и проч. [ЦГА РК. Ф. 1252. Оп. 1. Д. 64. Л. 11-12].

Хозяйство ей досталось немалое: в Музее функционировало несколько отделов – вводный; археологии; естественно-исторический; революционного движения; соцстроительства; художественный. Музей занимался издательской деятельностью по итогам исследовательских изысканий, к примеру в докладной упоминается заведующий историко-революционным отделом Музея М.Ахинжанов, книга которого «Свободная казашка» по материалам поездки в Шаульдерский район, вышла тиражом 15 тысяч экземпляров, и она переводится на русский язык [ЦГА РК. Ф. 1252. Оп. 1. Д. 64. Л. 15]. По итогам той же поездки, научным сотрудником Поповым были подготовлены «Путевые заметки экспедиции». В докладной записано, что «будет подготовлен труд «Заповедники Казахстана» [ЦГА РК. Ф. 1252. Оп. 1. Д. 64. Л. 22].   

Добросовестное отношение А.А.Баталовой к своим обязанностям заметно по тому, что к тексту докладной прилагался чертеж «Схема построения Центрального Музея Казахстана», на которой изображена структура Музея, от руководства в лице Комитета науки и директора, до отделов [ЦГА РК. Ф. 1252. Оп. 1. Д. 64. Л. 19]. Мелкая деталь, но она весьма выразительная.

  Внешние научные связи Центрального Музея Казахстана отражены в архивных документах: контакты поддерживались с Музеем народов СССР, Эрмитажем и Академией Истории материальной культуры. По запросу Академии Истории материальной культуры «Музеем был выслан ряд предметов археологических находок бронзового периода, для анализа состава сплавов» [ЦГА РК. Ф. 1252. Оп. 1. Д. 64. Л. 18]. Институт им. Ломоносова при АН СССР Музей проявлял интерес к «метеориту, найденному в 1929 году в Тувинской республике, и хранится все еще в Музее Казахстана». 

 Баталова А.А. писала в заключение докладной: «Основной работой Музея и на 1936 год остается научная обработка Музейных фондов, сбор и приобретение недостающих предметов и коллекций, а также работа над экспозицией, созданной заново, в текущем 1935 году» [ЦГА РК. Ф. 1252. Оп. 1. Д. 64. Л. 23].

Эпоха отражается в текстах и документации Музея, которым руководила А.Баталова. К примеру, одним абзацем сообщается о том, что все материалы, имеющие отношение к Алаш, выделены в отдельное производство: «Материалы о контрреволюционной деятельности Алаш-Орды находятся в обработке у научных работников (историко-революционного) отдела. Отдел разработан и осуществлен совместно с Центральным Архивным управлением КАССР» [ЦГА РК. Ф. 1252. Оп. 1. Д. 64. Л. 15]. Не совсем ясно из текста докладной, о каких материалах шла речь, возможно, по истории Алаш-Орды, либо восстании 1916 года, газетах-журналах, брошюрах и учебниках, фотографиях ли деятелей Алаш, и т.п. Однако сама краткость изложения передает атмосферу напряженности и изъятия «по умолчанию» источников из общего оборота музейных экспозиций. 

Из переписки между Комитетом Науки при КазЦИК и Музеем очевидно, что А.Баталову направляли в дальние командировки по согласованию с председателем Комитета Науки С.Мендешевым. Так, Анна Александровна выезжала в июле-августе 1935 года в Государственный Эрмитаж в Ленинграде, поскольку в 1935 году для организации Международного конгресса по иранскому искусству, тогда из алматинского музея запросили предметы, связанные с эпохой Сасанидов. Баталова должна была после закрытия Конгресса, проконтролировать доставку из Эрмитажа обратно в Казахстан всех этих экспонатов [ЦГА РК. Ф. 1252. Оп.1. Д. 27. Л. 56]

Также она побывала в Оренбурге в 1936 году, согласно приказа Комитета  Науки Казахского ЦИК, с целью получения предметов материальной культуры Казахстана из Оренбургского областного музея. Ей также было поручено выехать в Москву для получения экспонатов с базы Всесоюзной Торговой Палаты и Музея Восточных культур. 

В докладной она писала, что сотрудники Музея направляют статьи в различные центральные и казахстанские журналы. Ссылку на авторскую статью за 1938 год, подписанную А.Баталовой, приводят отечественные исследователи истории музейного дела в республике: статья под названием «Музеи Казахстана» А. Баталовой увидела свет в союзном журнале «Советский музей» в 1938 году в 8-ом номере. 

Можно только догадываться, какие испытания пришлись на сотрудников Музея, как работников идеологической сферы, по мере запуска во всю мощь репрессивного механизма. Председатель Комитета Науки КазЦИК Сейткали Мендешев был арестован в феврале 1937 г. Осужден ВС ВКВС СССР 25 февраля 1938 года и приговорен к высшей мере наказания. Соответственно, должны были уйти со своих должностей его подчиненные, в том числе и Анна Александровна Баталова. Многие из окружения Мендешева подверглись арестам. 5 декабря 1937-го сотрудник Комитета науки КазЦИКа Мырзахан Толебаев также был арестован. Суть обвинения: статья 58, п. 2, 58, п. 8, 58, п. 9, 58, п. 11 УК РСФСР. Осужден 7 марта 1938 г. Военной коллегией ВС СССР. Приговор: ВМН (расстрел). 

...24 августа 1938 года Анна Баталова была освобождена от обязанностей директора Музея, причины не установлены. Такого рода приказы в то время издавались «вдогонку», после ареста сотрудника. Не обнаружено на данный момент сведений о составе ее семьи и близких родственниках. Домашний адрес в г. Алма-Ата в анкете за 1935 год ею указан следующий: ул. Красина, 47, кв. 3. Она входила в номенклатуру КазЦИК, ее работу мониторил Комитет Науки. Она входила в штат служащих Казахской республики и была подотчетна Председателю Комитета Науки С.Мендешеву. Была на виду, направлялась в командировки, вела исследовательскую работу и представляла молодое государство, материалы археологических находок на территории Казахстана, на международных выставках искусства и культуры.

В списках жертв репрессий 1937-1938 годов ее данных нет; была ли фамилия Баталова ее девичьей либо по мужу, также неизвестно. Сведений о защите ею диссертации также не найдено. Любопытно узнать, где проживают потомки этой энергичной женщины, склонной к научным исследованиям и смело познававшей этот яростный переменчивый мир, и как сложилась дальнейшая ее судьба после оставления поста руководителя Центрального Музея Казахстана.

 

Муканова Гюльнар Кайроллиновна

Профессор. 

Ведущий научный сотрудник 

ИИЭ им. Ч.Ч. Валиханова

г.Алматы

 

Источники и литература:

Баталова А. Музеи Казахстана // Советский музей. - 1938.- № 8 -с. 24 - 27.

Любичанковский С.В. Организация и становление оренбургского института народного образования в 1919-1921 гг. // Отечественная история. 2020. № 2. С. 29-35. 

Сырлыбаева Г.Н. Историческая роль Союза художников в становлении национальной художественной школы Казахстана. / Мат. науч.-практич. конференции «Значение и роль Союза художников в становлении и дальнейшем развитии изобразительного искусства на современном этапе, посвященном 80-летию со дня основания Союза художников Казахстана. 24 октября 2013 г. Алматы, 2013. С. 4-8.

ЦГА РК. Ф. 1252. Оп.1. Д. 27, 64, 72 и др.

 

 

 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?