
Одна из завидных красавиц Самарканда, дочь губернского секретаря – Зухра Нурмухамедовна Ахмерова.
В прошлом году исполнилось 155 лет яркой и интересной личности, чья общественная и политическая деятельность на рубеже XIX-XX вв. в Туркестанском крае незаслуженно забыта в независимых государствах Центральной Азии, хотя имя его в регионе было достаточно известным.
В период царского правления деятельность его в интересах населения края всегда ассоциировалось высоким уважением и доверием. Он – интеллектуал своего времени, правовед, тюрколог, востоковед, переводчик. Проживший многие годы в Самарканде, наряду с выдающимися российскими учеными, как никто другой знал сакрально-интимные стороны духовной жизни мусульманского населения края и посему всю свою сознательную жизнь посвятил этому народу.
В тандеме с российскими учеными, одним из первых обследовал исторические памятники Самарканда, чьи труды по сей день остаются бесценными и, как отмечают российские ученые - уникальными для исторической науки. Вариантом его смелого и неординарного перевода надписей в Гур-Эмир до сих пор пользуются наши современники в Самарканде [1]. Он - автор карманного русско-узбекского словаря, который пережил 4 издания в период 1894-1915 гг. и был высоко востребован как у коренного населения, так и русской её части. Словарь пользовался большим спросом у населения, и как писалось в печати, его можно было приобрести у секретаря Статистического Комитета М. Вирского (Ургутская ул., дом №23), в магазинах Д.Н. Захо, Д.Д. Филатова в г. Самарканде, а также в книжном магазине «Букинист» г. Ташкента. Данная работа была положительно оценена самим академиком В.Р. Розеном. Кстати, термин «чекара» - граница, в оборот введена им, и он по сей день широко используется в Центральной Азии, цитируется во многих справочниках и словарях [2].
Наряду с другими достойными представителями, он выдвигался кандидатом в Государственную Думу I-созыва от мусульманской части Туркестанского края в 1906 году, однако, по надуманным предлогом был исключен из его списков [3, 4]. В 1914 году он принимает участие в работе IV-Всероссийского съезда мусульман в г. Санкт-Петербурге. Совместно Б. Каратаевым, А. Букейхановым озвучивают вопросы «О положении киргиз в России». Сам выступает с докладом «О реформе духовных правлений» [5, 6, 7].
После свержения самодержавия, он один из активных политиков Туркестанского края. В периодических публикациях того времени имя его упоминается во всех значимых политических событиях. Он – тонкий политик, стратег, один из лидеров организации «Улема Джамияти» в Туркестанском крае. Его политические взгляды на фоне быстро меняющейся политической ситуации в регионе вызывают, порой, полярные мнения у его политических сторонников. Как лидер своей организации был избран на должность Председателя Народного Совета Туркестанской автономии, но, в последующем, он отклонил свою кандидатуру, поскольку в сложившихся условиях видел иной путь достижения

независимости народов Туркестана. В рамках всероссийского мусульманского движения, имя его цитируется как в отечественных, так и в зарубежных изданиях, однако, германский период его политической деятельности за независимость народов Туркестана, за исключением отрывочных воспоминаний некоторых политиков того времени, остается до конца не изученным [8, 9]. В 1919 году он вернется из Германии в свой родной Самарканд, где его жизнь оборвется трагически при невыясненных обстоятельствах и будет похоронен на мемориальном кладбище Шах-и Зинда.
Значимую роль в его жизни сыграет эта женщина, запечатленная на фотографиях (©Private archive of Sofja Sultanova). Одна из завидных красавиц Самарканда, дочь губернского секретаря – Зухра Нурмухамедовна Ахмерова. Связав судьбу с умным, дальновидным человеком своей современности, они воспитают четверых детей, которые получат прогрессивное образование в европейской части Российской империи. Испытав взлеты, падения общественной и политической деятельности своего супруга, а также все тяготы и лишения после установления советской власти в Туркестанском крае, она до конца своих дней пронесет в своем сердце его имя – Сер-Али Лапин.
Б. Алтынбеков
Примечание:
Фото №1. Зухра Нурмухамедовна Ахмерова. Фото не позднее 1893 года, г. Самарканд. ©Private archive of Sofja Sultanova.
Фото №2. Зухра Нурмухамедовна Ахмерова вместе с внучкой, г. Самарканд, 1914 год. ©Private archive of Sofja Sultanova.
Источники:
Алтынбеков Б.К. Сер-Али Лапин и нефритовое надгробие Темирлана https://e-history.kz/ru/news/show/339321
Алтынбеков Б.К. Русско-узбекский словарь С.-А. Лапина 1894 года https://e-history.kz/ru/news/show/339394
Исхаков С.М. Первая русская революция и мусульмане российской империи. М.: СП Мысль, 2007. С. 223.
- Котюкова Т.В. Туркестан в имперской политике России. Монография в документах. М.: Кучково поле, 2016. С. 352, 355, 356.
ГА РФ. Ф. 102. 0.0. Оп. 244, 1914. Д. 74.57. Л. 3-3об.
ГА РФ. Ф. 102. 0.0. Оп. 244, 1914. Д. 74.57. Л. 4-5.
ГА РФ. Ф. 102. 0.0. Оп. 244, 1914. Д.74.57. Л. 8, 10-11об.
Алтынбеков Б.К. Неизвестные страницы жизни Сер-Али Лапина https://e-history.kz/ru/news/show/23851
Алтынбеков Б.К. Меморандум Сер-Али Лапина https://e-history.kz/ru/news/show/32394 , https://e-history.kz/ru/news/show/32446