Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов
Сегодня в истории

Как Иран сохраняет свое бесценное бумажное наследие

819
Как Иран сохраняет свое бесценное бумажное наследие - e-history.kz

Автор статьи в рамках расширения научного и культурного сотрудничества между Казахстаном и Ираном в период с 27 августа по 1 сентября 2019 года принял участие в обучающем курсе по сохранению и реставрации документов и рукописей, организованном специально для казахстанских специалистов. В ходе этого визита мы смогли непосредственно ознакомиться с работой Национальной библиотеки и архивов Ирана. Этот опыт позволил глубже понять подходы и стандарты, применяемые иранскими коллегами в деле сохранения бесценного письменного наследия.

Иран, страна с тысячелетней историей и богатейшей культурой, является хранителем огромного массива письменных памятников – от древних манускриптов и редких книг до исторических документов и произведений искусства на бумаге. Сохранение этого хрупкого наследия для будущих поколений – задача колоссальной важности и сложности. Ключевую роль в этом процессе играет Национальная библиотека и архивы Ирана (NLAI).

Образовательное, научно-исследовательское, научное и сервисное учреждение Исламской Республики Иран, известное как Национальная библиотечная и архивная организация, было сформировано в 2002 году путем объединения Национальной библиотеки (основанной в 1937 году) и Национальной архивной организации. Ранее в состав Национальной библиотеки вошли Центр библиотечных услуг (1979) и Организация культурных документов Исламской революции (1999). Данная организация, чей устав утвержден Ассамблеей Исламского совета, находится под верховным председательством Президента и в настоящее время функционирует в двух отдельных зданиях.

Департамент консервации и реставрации применяет комплексный подход, основанный на принципах превентивной консервации и международных стандартах. Давайте погрузимся в иранский опыт и узнаем, какие методы и стратегии используются для защиты бумажных сокровищ от неумолимого бега времени.

Бумага – материал, на котором запечатлена история человечества: от личных писем и дневников до государственных актов, карт, произведений искусства и архитектурных планов. Однако, будучи органическим материалом, бумага чрезвычайно уязвима. Со временем она подвергается разрушению, или деградации, – процессу изменения ее первоначального состояния под воздействием различных факторов.

Почему бумага стареет и разрушается?

Прежде чем говорить о сохранении, важно понять, что угрожает бумажным документам. Специалисты NLAI подчеркивают, что процессы разрушения (детериорации) – это изменение первоначального состояния материала под воздействием различных факторов. Эти факторы делятся на две большие группы:

  1. Внутренние факторы: Связаны с самой природой бумаги и материалов, использованных при создании документа (чернила, краски). Некачественные компоненты, высокая кислотность бумаги (особенно характерная для бумаги XIX-XX веков) – это «бомбы замедленного действия», заложенные в самом объекте. Химические реакции, такие как кислотный гидролиз (ускоряемый влажностью и кислотностью) и окисление (ускоряемое светом, загрязнителями, примесями металлов), приводят к потере прочности, пожелтению и хрупкости бумаги.

  2. Внешние факторы: Окружающая среда и обращение с документом. Сюда относятся: 

    • Неблагоприятные условия окружающей среды (температура, влажность, свет, загрязнители воздуха).

    • Биологические вредители (насекомые, плесень).

    • Неправильное обращение и хранение.

    • Физические повреждения.

    • Катастрофы (пожары, наводнения).

Иранские специалисты уделяют особое внимание именно контролю внешних факторов, так как превентивная консервация – предотвращение повреждений – является наиболее эффективной и экономически целесообразной стратегией.

Окружающая среда – один из главных «врагов» бумаги. NLAI следует строгим стандартам для контроля ключевых параметров:

  • Температура: Повышенная температура ускоряет химические реакции разрушения, приводя к пожелтению и охрупчиванию бумаги. Идеальный диапазон, согласно британским стандартам, на которые ссылается NLAI, – от 13°C до 20°C. Для особо нестабильных, кислотных документов рекомендуется прохладное или даже холодное хранение, что может значительно продлить их жизнь. Важно избегать прямых солнечных лучей и точечных источников света (например, ламп накаливания), которые могут локально нагревать объекты.

  • Относительная влажность (ОВ): Как высокая, так и низкая, а также резкие колебания влажности губительны. Высокая ОВ (особенно выше 75%) провоцирует рост плесени, может вызвать расплывание чернил и акварели, коробление бумаги и ускорить химическое разложение. Низкая влажность делает бумагу более хрупкой. Резкие перепады вызывают циклы расширения и сжатия волокон, что ведет к механическим повреждениям. Рекомендуемый диапазон ОВ – 35-60%. Стабильность ОВ – ключевой элемент превентивной консервации. Для этого используются системы кондиционирования, осушители воздуха, обеспечивается хорошая циркуляция воздуха (вентиляция, вентиляторы), а хранение в коробках и контейнерах помогает буферизировать резкие изменения.

  • Свет: Как видимый свет, так и невидимое ультрафиолетовое (УФ) излучение вызывают выцветание пигментов и чернил, пожелтение и ослабление структуры бумаги. Ущерб от света необратим и кумулятивен. Поэтому NLAI применяет строгие нормы освещенности: не более 50 люкс для светочувствительных материалов (акварели, цветные гравюры, некачественная бумага) и до 150 люкс для более стабильных объектов (например, документов с угольными чернилами на хорошей бумаге). Основные меры защиты: хранение в темноте (в коробках, папках), использование жалюзи на окнах, нанесение УФ-фильтрующих пленок на окна и светильники, выбор ламп с низким УФ-излучением, отключение света в хранилищах, когда там никого нет (использование таймеров, датчиков движения).

  • Загрязнители воздуха: Газы (диоксид серы, диоксид азота, озон, сероводород) и твердые частицы (пыль, сажа, споры плесени) могут оседать на документах, вызывать химические реакции (потемнение пигментов, кислотный гидролиз) и служить пищей для микроорганизмов. Источниками загрязнений могут быть не только внешний воздух, но и материалы самого хранилища (деревянные стеллажи, краски, покрытия, некачественные коробки). Защита включает использование плотных коробок и папок, систем фильтрации воздуха, регулярную уборку и использование химически стабильных материалов для хранения и экспонирования.

Пример двух идентичных рисунков. Тот, что слева, был защищен от света и пыли; тот, что справа, остался незащищенным, выцвел и загрязнился.

Биологические угрозы: насекомые и плесень

  • Насекомые: Книжные черви (личинки жуков) и другие насекомые могут нанести значительный физический ущерб, прогрызая ходы в бумаге и переплетах.

  • Плесень: Рост плесени – серьезная проблема, напрямую связанная с высокой влажностью (выше 65-70%) и плохой циркуляцией воздуха. Плесень не только оставляет трудновыводимые пятна и ослабляет бумагу, но и может быть опасна для здоровья людей. Превентивные меры включают строгий контроль влажности, обеспечение вентиляции и регулярный осмотр коллекций. При обнаружении плесени зараженные объекты немедленно изолируются.

Человеческий фактор: аккуратность превыше всего

Повреждения, вызванные человеком, – одна из самых распространенных причин ухудшения состояния документов. Неправильное обращение, хранение, неудачные попытки реставрации, использование неподходящих материалов (скрепки, скотч, стикеры) – все это наносит вред. Иранские специалисты подчеркивают важность обучения персонала и посетителей правилам обращения:

Не используйте самоклеящиеся заметки, скрепки, двусторонний скотч или липкую ленту на страницах, так как это может повредить книгу.

  • Всегда использовать чистые руки или перчатки (хлопчатобумажные или нитриловые, если требуется лучший тактильный контроль).

  • Использовать обе руки, поддерживать документ или книгу, особенно хрупкие или большеформатные объекты.

  • Перемещать объекты на жесткой подложке.

  • Минимизировать обращение.

  • Не открывать книги более чем на 100-120 градусов, использовать подставки для чтения и экспонирования.

  • Правильно снимать книги с полки (за середину блока, а не за верхнюю часть переплета).

  • Не использовать ручки, маркеры рядом с документами – только карандаш.

  • Запрет еды и напитков в зонах работы с документами.

  • Аккуратное разворачивание и раскрепление документов только обученным персоналом.

Правильное хранение: дом для документа

Организация хранения – краеугольный камень превентивной консервации. NLAI следует принципам:

  • Индивидуальная защита: Использование бескислотных папок, конвертов, коробок, полиэстеровых (майларовых) рукавов для каждого документа или группы документов. Это защищает от пыли, света, механических повреждений, перепадов влажности и кислотной миграции от соседних объектов. Особенно важно изолировать кислотные материалы (например, газеты), помещая их в отдельные папки или используя бескислотные прокладочные листы.

  • Материалы: Все материалы, контактирующие с документами (папки, коробки, бумага для прокладок), должны быть бескислотными, химически стабильными и пройти тест на фотоактивность (PAT), если используются для фотографий. Рекомендуется заменять коробки и папки примерно каждые 10 лет, так как их буферные свойства со временем истощаются.

  • Размещение: Документы в папках и коробках размещаются вертикально или горизонтально, без переполнения, но и без пустот, чтобы избежать деформации. Книги ставятся вертикально (небольшие и средние), корешком вниз или плашмя (крупные, тяжелые, ветхие). Книги схожего размера хранятся вместе, используются подставки или разделители, чтобы они не наклонялись.

  • Оборудование: Используются металлические стеллажи (окрашенные порошковой краской или из нержавеющей стали), стационарные или мобильные (для экономии места). Для большеформатных объектов (карты, плакаты) применяются горизонтальные стеллажи или хранение в рулонах на специальных держателях.

  • Особые случаи: Ветхие газеты копируются на архивную бумагу или помещаются в полиэстеровые рукава с бескислотной подложкой. Поврежденные книги подвязываются хлопковой тесьмой или помещаются в индивидуальные коробки.

Управление рисками катастроф: готовность к непредвиденному

Пожары и затопления могут привести к катастрофической утрате коллекций. Подход NLAI включает:

  • Пожарная безопасность: 

    • Предотвращение: Регулярная проверка электропроводки, систем отопления; запрет курения; контроль за легковоспламеняющимися материалами; избегание захламленности; безопасное использование электроприборов.

    • Обнаружение: Установка современных систем пожарной сигнализации (детекторы дыма, тепла), подключенных к центральному пульту.

    • Подавление: Наличие и исправность огнетушителей; установка автоматических систем пожаротушения (предпочтительно водяные спринклерные системы, так как ущерб от воды часто менее разрушителен и более обратим, чем от огня).

    • Планирование: Разработка плана эвакуации людей и ценностей; обучение персонала; взаимодействие с пожарными службами.

  • Защита от воды: 

    • Предотвращение: Регулярный осмотр и ремонт кровли, водопроводных и канализационных систем; хранение объектов не на полу, а на стеллажах (минимум 10-15 см от пола).

    • Реагирование: Наличие плана действий при затоплении, запаса необходимых материалов (впитывающие материалы, пленка, вентиляторы) и знание процедур спасения и просушки мокрых документов.

Непрерывный контроль и уход

Сохранение наследия – это не разовое действие, а непрерывный процесс. Он включает регулярный мониторинг условий среды с помощью специальных приборов (термогигрометров, люксметров, датчиков загрязнителей), осмотр коллекций на предмет повреждений или активности вредителей, а также аккуратную очистку от пыли с использованием мягких щеток и пылесосов со специальными насадками и фильтрами.

Процесс реставрации исторического документа

Как показывает опыт Национальной библиотеки и архивов Ирана, детально изложенный в их методических материалах и подтвержденный непосредственным наблюдением, сохранение бесценного документального наследия требует системного, научного и, прежде всего, превентивного подхода. Это не просто набор технических процедур, а целая философия, направленная на минимизацию рисков и продление жизни хрупких свидетельств прошлого. Строгий контроль климатических условий, использование архивных материалов, продуманная организация хранения, обучение персонала и посетителей правилам обращения, а также готовность к чрезвычайным ситуациям – все это звенья одной цепи, обеспечивающей защиту коллекций от многообразных угроз.

Возможность непосредственно наблюдать за внедрением этих стандартов во время визита казахстанских специалистов в 2019 году, организованного в рамках научного и культурного сотрудничества между Казахстаном и Ираном, позволила воочию убедиться в эффективности и скрупулезности иранских коллег. Стало очевидно, что за каждым сохраненным документом стоит не только глубокое знание международных норм, но и повседневная, кропотливая работа реставраторов, хранителей и всего персонала NLAI. Подобное международное сотрудничество и обмен опытом играют неоценимую роль в повышении квалификации специалистов и совершенствовании практик сохранения культурного достояния в обеих странах и в регионе в целом.

Хотя данная статья фокусируется на иранском опыте, описанные принципы и методы превентивной консервации являются универсальными. Они представляют собой «золотой стандарт», к которому стремятся ведущие библиотеки, архивы и музеи по всему миру. Адаптация и применение этих подходов критически важны для любой страны, заботящейся о сбережении своей истории и культуры для грядущих поколений.

Сохранение документального наследия – это марафон, а не спринт. Он требует постоянного внимания, ресурсов, внедрения новых технологий и неустанной бдительности. Но именно благодаря таким целенаправленным и последовательным усилиям, которые демонстрирует Национальная библиотека и архивы Ирана, мы можем быть уверены, что бесценные рукописи, редкие книги и исторические документы – эти хрупкие мосты во времени – будут и дальше связывать нас с мудростью, опытом и культурой тех, кто жил до нас. Они останутся доступными для изучения, вдохновения и понимания нашего общего прошлого и настоящего.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?