
Байбатыр Ержанов – имя, которое сегодня возвращается из забвения, являясь ярким свидетельством трагической судьбы казахской интеллигенции начала XX века. Родившись в 1897 году в Карагандинской области, в скромном Пресковском районе, в Спасском аульном совете, он прожил короткую, но насыщенную жизнь, наполненную творчеством, просветительством и, в конечном итоге, ставшую жертвой политических репрессий.
Еще в юном возрасте, в 14 лет, Байбатыр Ержанов заявил о себе как о талантливом писателе. Его книга «Тұр, қазақ!» («Встань, казах!»), впервые изданная в Казани в 1911 году в типографии Домбровского, стала настоящим манифестом национального самосознания. Удивительно, но это знаковое произведение переиздавалось еще дважды – в 1912 и 1914 годах, что свидетельствует о его огромной популярности и актуальности среди казахского народа. В 1912 году из-под его пера вышел еще один труд – «Оқуға махаббат» («Любовь к учебе»), подчеркивающий его стремление к просвещению нации.
Содержание и структура книги «Тұр, қазақ!» поразительно перекликаются с известным произведением Миржакыпа Дулатова «Оян, қазақ!» («Проснись, казах!»). Это сходство говорит не только об общих национальных идеях и стремлениях авторов, но и о зрелости мысли юного Ержанова, его глубоком понимании проблем и чаяний своего народа. Подобно Дулатову, он призывал казахов к пробуждению, осознанию своей идентичности и борьбе за свое будущее.
Стремление к знаниям привело 17-летнего Байбатыра в 1914 году в Троицк, куда он отправился учиться. Не сразу поступив в школу, он некоторое время работал в депо, а затем устроился в типографию Сосновского. Параллельно он посещал подготовительные курсы медресе «Уазифа», готовясь к поступлению. До 1916 года он получал образование в медресе, но был вынужден прервать учебу из-за призыва на тыловые работы. По дороге, недалеко от станции Челябинск, он вместе с пятью товарищами бежал с работ и скрывался в аулах, после чего несколько месяцев работал по найму в Акмолинском уезде.
Несмотря на насыщенную общественную и творческую жизнь, Байбатыр Ержанов был женат на Маржан, воспитывал двоих сыновей – Эдгарда (Едиге) и Тельмана, а также дочь Розу.
Получив образование, молодой Байбатыр переехал в Семипалатинск, ставший одним из центров казахской культуры и образования того времени. Там он посвятил себя преподавательской деятельности в Казгеологоразведтехникуме, передавая свои знания и любовь к науке молодому поколению. Однако его истинным призванием было слово.
Однако судьба этого талантливого человека трагически оборвалась в период сталинских репрессий. 14 декабря 1935 года он был арестован органами УНКВД. Спустя два месяца, 21 февраля 1936 года, специальная коллегия Казахского отделения Верховного суда РСФСР приговорила его по статье 58-10 УК РСФСР к 8 годам лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях (ИТЛ).
Существует и другая версия, согласно которой причиной ареста и расстрела стали его антикоммунистические взгляды, выраженные в рассказе «Колхоз үшін» (в рукописи «Өлім құшты»). Эта версия косвенно подтверждается более поздней датой его смерти – 1939 годом. В официальной справке о смерти, выданной в 1960 году по запросу его сыновей, причиной смерти значится болезнь сердца, однако место и обстоятельства смерти указаны не были, что порождает множество вопросов.
Лишь спустя много лет, 25 января 1961 года, приговор в отношении Байбатыра Ержанова был отменен решением Коллегии по уголовным делам Верховного Суда Казахской ССР за отсутствием состава преступления. Так была восстановлена справедливость, и имя Байбатыра Ержанова было посмертно реабилитировано.
Главными идеями Байбатыра Ержанова были воспитание образованной молодежи, служение делу просвещения, призыв к получению знаний. Он стремился через свое творчество дать ответы на жизненные трудности, выражал беспокойство о будущем своего народа, мечтал о его свободе и образованности.
Байбатыр Ержанов оставил заметный след в истории казахской литературы. Несмотря на трагическую судьбу, его раннее творчество, особенно книга «Тұр, қазақ!», является важным памятником эпохи национального пробуждения. Его имя и произведения заслуживают того, чтобы быть включенными в учебные программы по казахской литературе, чтобы новые поколения знали и помнили об этом талантливом писателе и патриоте, чьи идеи и сегодня остаются актуальными. Его простой и понятный язык, его искреннее беспокойство о судьбе народа делают его творчество ценным вкладом в казахскую культуру.

Труд Ержанова Байбатыра «Оқуға махаббат (Любовь к учебе)» был издан в 1912 году в городе Казани в типографии Императорского Университета. Язык написания труда – казахский, старая письменность. Некоторые исследователи указывают письменность, как «тоте жазу». Однако это более ранняя старая (кадим) письменность. Объем труда составляет 18 страниц. Содержание повествует о том, как жаждущий знаний ребенок сбегает в Оренбург учиться, присоединившись к наемному учителю.
Вашему вниманию представляется анализ вступительного слова в книжке «Оқуға махаббат» Байбатыра Ержанова. Его слова могут служить хорошим источником о состоянии казахского народа на начало ХХ века. Текст вступительного слова был написан 30 сентября 1910 года.
Представленный текст критически рассматривает социально-культурное состояние казахского народа того времени, сравнивая его с другими народами. Автор с глубокой горечью описывает отставание казахов в науке, образовании и промышленности.
Сравнение и критика положения казахского народа: Автор начинает с прямого сравнения казахов с другими народами – французами, русскими и татарами (хотя в тексте указаны ногайцы) – в плане образованности и сплоченности. Он констатирует, что казахи находятся в невыгодном положении, характеризуя их как «наименее знающих» и «наименее сплоченных».
Причину такого положения автор видит в отсутствии стремления к развитию, в довольстве простым образом жизни (скотоводство, летние пастбища) и в отсутствии интереса к знаниям и прогрессу, в отличие от других народов, которые заботятся о своем развитии, создают печатные издания и развивают образование.
Акцент на важности образования и просвещения: Автор подчеркивает, что другие народы активно развивают систему образования, открывают школы с квалифицированными учителями и заботятся об обучении молодежи.
В противовес этому, он описывает невежество и пассивность части казахского общества, которая «спит в темноте неведения».
Призыв к пробуждению и прогрессу: Сквозь критику отчетливо звучит призыв к казахскому народу пробудиться, стать образованными, овладеть науками и искусствами, быть сплоченными и стремиться к лучшему будущему.
Автор выражает надежду, что казахская молодежь станет образованной, умной, получит знания и сможет писать, тем самым способствуя развитию нации.
Эмоциональное состояние автора: Текст пронизан чувством горечи и разочарования от текущего положения казахского народа («... хал харап, хал харап»). Автор выражает свою боль и переживания за судьбу своих соотечественников. В то же время, в тексте присутствует и надежда на лучшее, на то, что его книга сможет внести свой вклад в пробуждение и развитие казахского народа.
Контекст времени: Данный текст отражает авторское понимание социально-экономической ситуации казахского народа в начале XX века, периода активного развития общественной мысли и борьбы за национальное самоопределение. Содержание этого отрывка созвучно идеям, которые Байбатыр Ержанов высказывал в своей книге "Тұр, қазақ!", что подтверждает последовательность его взглядов на необходимость просвещения и национального пробуждения казахского народа.
На наш взгляд, цель автора при написании этого текста – привлечь внимание к отсталости казахского народа, пробудить их, призвать к стремлению к науке и образованию. Он глубоко огорчен тем, что его казахские сородичи остаются позади, и призывает их стремиться вперед. С этой целью он решает написать книгу.
Представьте себе голос из прошлого, полный сочувствия и критики, но при этом зовущий к надежде. Именно таким предстает перед нами текст, позволяющий заглянуть в душу казахского народа на рубеже веков. Это не просто исторический документ, а живое свидетельство размышлений казахской интеллигенции о судьбе своего народа, об их стремлении к знаниям, развитию и единству. Их обеспокоенность и призывы к действию звучат актуально и сегодня, напоминая о вечных ценностях, необходимых для построения сильного и процветающего будущего в современном мире. Пример самого Байбатыра Ержанова, смело высказывавшего свои мысли, вдохновляет нас на активную гражданскую позицию и поиск ответов на вызовы современности, сохраняя при этом свою национальную идентичность.

Сөз бастар:
Бұл дүниеде неше түрлі «француз, орыс, ноғай (татар халқы болуы әбден мүмкін. Бұрын қазақтар татарларды да ноғай деген кездер болған), қазақ» деген халықтар бар. Осылардың ең мағрифатсызы, ынтымақсызы біздің қазақ халқы деп айтуға жарайды; не үшін десеңіз: жоғарыда айтылған «француз, орыс, ноғай» секілді халықтар өзара бірлік дінін, міллетін ұғарлап, халін жамаулап, аяқтың астына қалмауының қамын ойлап, өнерді, ғылымды біліп жатыр; әсіресе біздің ноғай қарындастарымызда әр түрлі адамдарға ой беретін жақсы, жақсы рисалалар, кітаптар жазып өз тілінде матбағат ашып басып таратуда.
Екінші әр түрлі журналдар, газеттер басып шығарып, күнбе-күн алтын таудай пайдасына, күміс таудай пайдасына қалып отыр.
Үшінші шаһар салып ұл балалар, қыз балалар үшін өздерін мақсұс низамды мектептер жасап, оған осыдан хабары бар мұғалімлер әкеліп, жан-жақтан шәкірттер жинап, шәкірттер оқып, мұғалім оқытпаққа болып, мағрифаттың ең бірінші басқышына шығып тұрғаны мақтаулы.
Міне, қай осындай мағрифаттың заманында бейхабар қараңғыда ұйықтап жатқан секілді біздің – қазақта жоғарыда айтылғандардың бірі де жоқ; құр сахараның құмдағына қонып, мал бағып, қыс күйлі жаз жайлы болса уақыттарын елде қамыс жағып, «не» ықыласын беріп елі шақырса, қымыз ішіп, шекелері қызарып... Тағы да кім жарлы, кім бай, жесір дауын даулап...
... мұғалімнің алдынан оқып жүрген бишара милат балалары оза надан, надандығының үстіне тағы бір надандық жаман «баламды оқытпаймын!» деп шығарып алып кетіп, бірден мұғалімнің хақысын жеп, бірден баласын да надан қылып алып қалады.
Қайтып енді біздің қазақ өнерлі, ғылымды, мағрифатты, ынтымақты болып кебінсін, қайтып балалары әдепті, ақылды болып, ғылым тауып жаза білсін; қане біздің артта қалмағанымыз! Уа... уа... хал қаріп! Хал қаріп!
Мен бишара осындай қазақ бауырларымның артында қалғандарын қайғырып «бар-барын айтады; бақа бұтын тырбайтады!» - деген секілді қазақ балаларының нашар қалін көріп, сол нашар халін құтқару ниетіммен жазып, осы кітапты көрсетуіме батыршылық қылдым
Байбатыр Ержанов,
Петропавл – Қызылжар
1910 жыл 30 сентябрь