Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов
Сегодня в истории

Көкпар: Древняя игра, хранящая дух предков

442
Көкпар: Древняя игра, хранящая дух предков - e-history.kz

Сегодня, 20 марта, в Казахстане отмечается День национального спорта, ставший важной частью празднования Наурыза. Этот день посвящен сохранению и популяризации традиционных казахских видов спорта, которые передаются из поколения в поколение и являются неотъемлемой частью национальной культуры. Среди множества этих уникальных состязаний особое место занимает кокпар – древняя и захватывающая конно-спортивная игра, распространенная среди казахов, киргизов, узбеков, алтайцев, башкир и других народов Центральной Азии.

В богатой спортивной культуре казахского народа конные игры всегда занимали особое, почти сакральное место. И это не случайно. Лошадь для кочевника была не просто средством передвижения, а верным спутником, другом и даже членом семьи. Поэтому неудивительно, что такие состязания, как конные скачки и, конечно же, кокпар, глубоко укоренились в жизни казахов и продолжают оставаться важными элементами их идентичности. Эти игры – это не просто демонстрация силы и ловкости наездников, это еще и свидетельство уникальной гармонии между человеком и животным, их поразительной слаженности и взаимопонимания, отточенного веками совместного существования в суровых степных условиях.

Особую глубину и символизм кокпару придает его неразрывная связь с древним культом небесного волка – көк бөрі. Этот культ, общий для многих тюркских народов, занимает особое место в мировоззрении казахов, пронизывая не только их игры, но и фольклор, легенды и сказки. Вспомните хотя бы образ Куртки из эпоса о Кобланды-батыре, чье имя в древности означало волчицу. Это говорит о том, что волк в казахской культуре наделялся особым, почти священным статусом, олицетворяя силу, свободу и дух предков.

Связь древних тюркских племен со своим мифическим прародителем – небесным волком – нашла свое отражение не только в генеалогических преданиях, но и в самом названии игры «кокпар», которое буквально можно перевести как «синий волк» или «небесный волк». На мой взгляд, это не просто совпадение, а глубоко символичная связь, указывающая на то, что игра несла в себе некий сакральный смысл с самого момента своего возникновения.

Интересно рассмотреть различные научные гипотезы о происхождении кокпара. Предположение таких ученых, как Г. Симаков и С. Толстов, о связи игры с тотемным свадебным ритуалом, который со временем трансформировался в спортивное состязание, кажется весьма правдоподобным. В традиционных обществах многие игры и состязания имели ритуальные корни, отражая важные социальные и культурные аспекты жизни.

Также заслуживает внимания мнение Л. Ермоленко, которая видит в кокпаре олицетворение борьбы «волчьих стай» за добычу. Действительно, яростное соперничество всадников за тушу козла живо напоминает борьбу хищников за свою добычу. Параллели, проводимые исследовательницей с такими традициями, как игра аксуйек и обычай «барымта», еще больше убеждают в том, что образ волка глубоко укоренен в культурном коде тюрко-монгольских народов и находит свое отражение в различных аспектах их жизни.

Л. Ермоленко справедливо отмечает, что в культурном наследии этих народов существуют верования и обычаи, связанные с мифологическими представлениями о «волчьей рати» и древних мужских «волчьих» сообществах. Исходя из этого, можно с большой долей вероятности предположить, что истоки кокпара действительно лежат в своего рода «игре волков», старинном соревновании, наделенном глубоким ритуальным значением, которое сформировалось в определенном историческом и культурном контексте.

Описание самого состязания как символической битвы волков поражает своей образностью. Всадники, словно хищники, яростно сражаются за свою «добычу» – тушу козла. Опасность этих схваток, где риск травм и даже гибели был вполне реален, подчеркивает исключительную силу, отвагу и бескомпромиссность участников. Неслучайное сравнение всадников с волками и победителя с Көкбөрі – Небесным Волком – еще раз подтверждает глубокую символическую связь игры с образом этого тотемного животного.

Гипотеза о связи кокпара с выбором лидера также представляется весьма интересной. Проведение аналогии с поведением волков при формировании стаи и традицией проведения кокпара после прихода к власти нового правителя наводит на мысль о том, что игра могла служить своего рода испытанием на силу, ловкость и лидерские качества.

Несомненно, в казахском обществе прошлых веков кокпар играл важную роль в военно-патриотическом воспитании. Эта рискованная игра, где жизнь буквально ставилась на кон, способствовала развитию таких ценных качеств, как отвага, стойкость, решительность и мастерство верховой езды – навыков, жизненно необходимых для кочевника и воина.

Таким образом, кокпар – это не просто спортивное развлечение, а живая связь с прошлым, отражение духа предков, олицетворение мужества и силы казахской нации. Эволюция названия от «көкбөрі» к «кокпар» возможно и отражает определенную трансформацию восприятия игры со временем, но глубинная связь с образом волка, как мне кажется, сохранилась на подсознательном уровне, продолжая вдохновлять и восхищать людей своей зрелищностью и символизмом. 

Кокпар – это уникальное явление, которое необходимо бережно хранить и передавать будущим поколениям как бесценную часть культурного наследия.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?