Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Тайна гибели Мади Бапиулы

2756
Тайна гибели Мади Бапиулы - e-history.kz
Личность и роль Мади Бапиулы в развитии казахской песенной культуры до сих пор не изучена до конца не получила достойной оценки

Однако, вместе с тем, некоторые факты из его жизни легли в основу нетленных произведений. Портал Qazaqstan Tarihy расскажет о том, какие испытания пришлось пережить акыну Мади, прежде чем он пал от рук подлых врагов

 

Мади Бапиулы родился 28 марта 1880 (по другим данным, 1888) года в ауле №3 Едырейской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской губернии в семье правнука знаменитого Казыбек бия Бапи. Его предок Казыбек би был знаменит своим голосом, за что получил прозвище «қаз дауысты Қазыбек би». Это же качество во многом передалось самому Мади.

Несмотря на высокое происхождение, семья Мади жила бедно. Еле сводя концы с концами, Бапи был вынужден отправить своего сына на воспитание в дом своего родного брата Какабая. В своих произведениях М. Бапиулы рассказывал, что их отношения были отрицательными, так как родной дядя старался приструнить строптивого племянника. Молодой акын с детства хорошо пел и прекрасно играл на домбре, чем заслужил уважение и любовь народа. Он не чурался говорить о несправедливости и безнаказанности аульных господ, чем совсем скоро вызвал их гнев. Среди них был и его дядя Какабай, который отправил племянника в ссылку в Атбасар.

Мади сумел вернуться в родной Каркаралинск лишь в 1914 году. Его путь пролегал через владения известного в тех местах бая Шорманова, из табуна которого М. Бапиулы присвоил себе двух лошадей. Однако добравшись до Ушкары вместо своего зимовья, он увидел горы пепла – так решил отомстить ему его Какабай. В ответ на это Мади угнал из табуна своего дяди кобылу и коня, что стало поводом для его ареста. Его отправили в Казалинскую тюрьму. Об этом периоде жизни М. Бапиулы пел:

 

Сижу в тюрьме, смотрю в окно на зори

И смерти жду, придет, наверно, вскоре...

Я с юных лет считался непокорным,

Рад Какабай, он выиграл в нашем споре.

Я здесь по воле дяди Какабая.

 

Именно в этой тюрьме родилось его знаменитое полная драматизма и непоколебимой силы духа произведение «Каракесек», которую знал и стар, и млад.

 

Каракесек я, кто мне даст совет,

Полно врагов, друзей почти что, нет.

Валяюсь на холодных, голых нарах

Я, знавший изобилье с детских лет.

Быстрее ветра был мой Каракок,

На Кара-Откеле я баев жег,

Но сбила с ног отважного болезнь

И родственника нет, чтоб мне помог.

 

Надзиратели не запрещали ему петь, а заключенные вслушивались в каждое слово его песен. Он исполнял песни, которые придавали ему и другим заключенным сил и терпения. Однако следствие все не начиналось. В 1915 году акын всерьез задумывался о побеге, но никак не мог на это решиться. Исследователи его жизни считают, что поводом для побега могла послужить болезнь отца. После побега он прямиком отправился к нему, но по пути узнал, что его отец скончался.

Долгое время М. Бапиулы скрывался и не возвращался в родные места, опасаясь гнева своего дяди. Однако вместе с тем он чрезвычайно счастлив, что вновь оказался на свободе. В этот период он сочинил еще одну знаменитую песню «Ширкин-ай», которое в полной мере передавало ликующее настроение акына.

От друзей Мади услышал, что в родной волости начинаются выборы. Главным конкурентом его дяди был Исламбек Жусупов, которому акын посвящает следующие строки:

 

Исламбек! Ты как тополь, что к небу стремится,
И спешат к тебе люди, как к дереву птицы.
Но скажи: если срубят зеленые ветки,
Разве птица на дереве станет гнездиться?

 

Узнав о взаимном недовольстве между Мади и Какабаем, Исламбек Жусупов сблизился с племянником своего конкурента. Знакомство с Мади повысило шансы И. Жусупова победить на выборах, что, впрочем, и произошло. Вскоре акын вернулся на родину, но спокойная жизнь продлилась недолго. Уже в 1917 году пост волостного правителя занял Айкожа Темиржанов, который написал донос на акына, попутно обвинив его в конокрадстве и побеге из тюрьмы. Шестеро солдат во главе с Ахметкали Аягановым арестовали Мади и отправили его в Каркаралинскую тюрьму, где акын встретил весть о победе Октябрьской революции.

Перед М. Бапиулы открылись новые возможности. После освобождения в 1918 году он старался помочь ей в достижении цели. В этот период он написал полную ликования песню «Мади», в котором он приветствовал народную власть. С оружием в руках он встал на защиту интересов большевиков, в 1919 году сражался с войском Александра Колчака, расстреливал белогвардейцев из отряда Черепанова. После того, как Белая армия отступила Мади посвятил себя не только агитаторской работе, но и борьбе с барымтой. Краеведы и аксакалы рассказывали, что степняки настолько беспрекословно слушались Мади, что когда он вышел на путь борьбы с конокрадами, то число барымтачей вмиг сократилось.

М. Бапиулы также преследовал цель разоблачить бывших сторонников царского режима, в т.ч. А. Темиржанова, которые совсем недавно истязали свой собственный народ. Одно из его писем вскоре дошло до некоего Малаева, подчиненного Айкожи Темиржанова. Так началось преследование акына Мади Бапиулы.

Однажды Мади Бапиулы узнал, что по вине бывших приспешников А. Темиржанова в Каркаралинской тюрьме несправедливое наказание отбывает ряд благороднейших людей. В феврале 1921 года Мади отправился в Каркаралинск, чтобы просить встречи с заключенными. Но начальник тюрьмы арестовал Мади и передал его конвоиру Жасанову. Именно Жасанова исследователи считают непосредственным исполнителем убийства народного акына. Примечательно, что 8 марта 1921 года на страницах газеты «Қазақ тілі» вышла статья «Товарищ убитого», которая до мельчайших подробностей описала ход дела против прославленного Мади.

 

«В 12 часов дня 1-го февраля этого года в городе Каркаралинске районным начальником пятого участка Жасановым был убит Мади Бапиев. Мади было 41 год, от обеих жен детей не имел. Убийство совершено при следующих обстоятельствах. В декабре прошлого года, когда в волости Эдирей началась двадцатипроцентная разверстка, Темиржанов с поддержки предволисполкома Малаева распределил тяготы продразверстки лишь среди одних бедняков. О бывшем стражнике, ныне перерядившемся в коммуниста Малаеве, об его вредительских действиях, позорящих новую власть, Мади рассказывал в Каркаралинске, а потом написал заявление в губисполком и губкиротдел. Мади, не надеясь на руководителей Каркаралинска, собирался поехать в Семипалатинск, но в это время по доносу крупных богачей Торанова и Темиржанова административным отделом Каркаралинска Малдыбаев был арестован и брошен в тюрьму. Для выяснения этого дела и установления справедливости Мади отправился в Каркаралинск. Там он встретил женщину, которая познакомила его с двумя крупными административными работниками. К ним Мади и обратился за помощью. Однако все старания Мади оказались безуспешными. 

- Мое заявление в губисполком я увидел в руках одного служащего, - говорил накануне Мади своим друзьям. — Это меня очень беспокоит. Во времена Колчака бывший управитель Эдирейской волости Темиржанов состряпал подложные документы, будто я против власти, и я несколько месяцев просидел в тюрьме. Теперь и при новой власти меня всюду преследует Малаев, и я снова в опасности.

На другой день, 1-го февраля, получив от народного суда второго района разрешение, допуск к заключенным, Мади отправился в тюрьму. С ним было четверо его друзей. Начальник тюрьмы не пропустил их к заключенным, более того, с ружьем в руках начал выгонять их и при этом трижды ударил Мади прикладом.

Через некоторое время уже на улице начальник тюрьмы задержал Мади и привел его в уисполком. О чем там говорили, нам неизвестно. Известно лишь, что начальник милиции Аклатигин трижды спрашивал, где находится Жасанов. Вскоре из уисполкома вывели арестованного Мади и погнали вместе с другими арестантами в сторону тюрьмы. К группе арестантов примкнули на улице и какие-то казахи. Служащие исполкома выбежали на улицу и пригласили всех казахов зайти в здание, а Мади вместе с конвоиром Жасановым, отделив от других арестантов, отправили по другой улице. Недалеко от тюрьмы Жасанов пристрелил Мади. Пуля вошла в затылок и вышла в лоб» 

 

Сложно сказать, что послужило истинным мотивом убийства поэта и певца Мади Бапиулы: то ли это был страх перед разоблачением, то ли его произведения, которые задевали даже самые черствые сердца своей искренностью и смелостью. Тем не менее, М. Бапиулы прожил короткую, но полную событий жизнь. Его произведения нетленны и навсегда останутся на устах его соотечественников как часть истории народа, народа свободного и сильного духом.

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?