Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

История ЭКСПО: Париж 1855

3286
История ЭКСПО: Париж 1855 - e-history.kz
Портал NDH раскрывает страницы истории ЭКСПО. 15 мая 1855 года император Наполеон III торжественно открыл в Париже вторую Всемирную выставку

Всемирная выставка поможет создать прочные звенья,

чтобы сделать Европу одной большой семьей.

Наполеон III

 

Официальное название: Всемирная выставка продукции сельского хозяйства, промышленности и изобразительного искусства.

Продолжительность: 15 мая – 15 ноября 1855 года.

Место проведения: Королевский двор, Марсово поле, сквер Марини, авеню Монтень.

Площадь: 15,2 га.

Количество стран-участниц: 27.

Количество участников: 23954.

Количество посетителей: 5162330.

Затраты: 11340000 франков.

Доход: 3200000 франков.

Убытки: 8000000 франков.

Следует заметить, что проведение аналогичных мероприятий не было новшеством для Франции. Самая первая выставка подобного рода, организованная в 1798 году, позволила 110 участникам представить широкой публике свою продукцию. При всей масштабности экспозиций на них демонстрировались достижения исключительно французских производителей, а главными посетителями выставочных павильонов оставались парижане и представители буржуазии.

Как следствие, идея проведения подобных мероприятий на международном уровне являлась одновременно и новаторским решением, и необходимым шагом для дальнейшего развития выставок. После блистательного старта первой Всемирной выставки в Лондоне в 1851, где Франция занимала самый большой по площади павильон, воодушевленный Наполеон III решил провести следующую Всемирную выставку в Париже. Данная идея нашла горячую поддержку у французского правительства. С одной стороны, страна могла продемонстрировать выдающиеся достижения местных мастеров, с другой - прославить французскую империю и непосредственно самого Императора. Результатом этого шага стала официальная встреча в Париже королевы Виктории и Наполеона III.

Выставка под патронажем принца Наполеона, двоюродного брата Наполеона III, должна была превзойти по размаху свою лондонскую предшественницу.

Ответом на британский Хрустальный дворец стал дворец Индустрии, возведенный на Елисейских Полях по проекту инженера Алексиса Баро и архитекторов Виело и Дезжардено. Это невероятно смелое сооружение общей площадью 45 000 м2 представляло собой металлическое прямоугольное здание со стеклянной крышей (ширина 110 м, длина 254 м и высота 30 м). Посчитав это сооружение недостаточно вместительным для масштаба задуманной выставки, Наполеон III распорядился построить новое здание - Галерею Машин. Расположившаяся вдоль берега реки Сена, галерея являла собой образец передовых технологий той эпохи. В единый архитектурный ансамбль дворец Индустрии и Галерею Машин соединяет ротонда, сконструированная еще в 1839 году. Возведение величественного дворца Индустрии унесло жизнь шести человек, а также нанесло серьезный вред здоровью 594 рабочих.

Дворец Изобразительного искусства расположился на 20 000 м2 на авеню Монтэнь.

Taким образом, общая площадь всех выставочных павильонов достигла 12 гектаров.

Официальная дата открытия второй по счету Всемирной выставки была запланирована на 1 мая, но из-за проволочек организационного свойства, оно состоялось двумя неделями позже – 15 мая 1855 года.

К лету первоначальная стоимость билета (5 франков) была снижена до 1 франка (во все дни, кроме воскресенья). Император распорядился сделать бесплатный вход для 10 000 рабочих с тем, чтобы французские мастера смогли оценить мировые новинки, а также перенять опыт различных приемов и методов обработки металла, дерева и других материалов. Для многих представителей рабочего класса Франции Всемирная выставка в Париже явилась возможностью впервые выехать за пределы своих регионов. Для более комфортного пребывания к услугам гостей были предоставлены гиды для посещения как самой выставки, так и главных достопримечательностей Парижа.

Вниманию посетителей были предложены изобретения, поражавшие воображение новизной технологий: газонокосилки, перколятор Луазеля для приготовления 2 000 чашек кофе в час, прототип стиральной машины Мура, швейная машина «Зингер», говорящая кукла, шестизарядный револьвер и первые транспортные средства, работавшие на солярке. Компания Сен-Гобен показала самое большое зеркало в мире (высота 5.37 м, ширина 3,36 м), изготовленное 200 работниками предприятия. Леон Фуко продемонстрировал научную инсталляцию вращения Земли при помощи маятника, которая сегодня является частью экспозиции Музея искусств и ремесел в Париже.

Среди представленных новинок был и процесс проявления фотографии в жидком коллодии (раствор нитроклетчатки со спиртоэфирной смесью), позволявший увеличивать количество копий. Одной из подлинных жемчужин выставки стал павильон Империи, посвященный декоративному искусству. Посетители смогли полюбоваться украшенной алмазами императорской короной, предметами мебели императорских апартаментов и прочими изделиями. Также на выставке впервые была введена система классификации вин из региона Бордо.

Во всемирной выставке принял участие Гудьер, построивший павильон полностью из резины. Он был удостоен ордена Креста Почетного Легиона, подаренный Наполеоном III.

В художественной среде главенствовала Академия изобразительных искусств, которая закупала картины для музеев и императорской коллекции. Предпочтение отдавалось наиболее покорным художникам, в то время как нелояльные оставались в стороне. Примером тому - молодой Густав Курбе, чьи работы были отстранены от представления в основном павильоне выставки. 40 полотен его кисти демонстрировались в более чем скромном помещении, а цена входного билета не превышала 1 франка. Наибольший резонанс получили такие работы Курбе, как «Похороны в Орнане» и «Мастерская художника» - большинство критиков сошлось во мнении, что обычные сельские похороны недостойны столь масштабного полотна. Бывший на пике своей славы живописец Жан Энгр не только выставил 40 своих работ в стиле боз-арт, но и стал вместе с Делакруа членом жюри конкурса среди художников-академистов.

15 ноября 1855 года, в день официального закрытия выставки, состоялось торжественное награждение его участников, в котором приняло участие 40 000 человек. Помимо премий, врученных жюри конкурса. Наполеон III лично наградил еще 40 человек.

К сожалению, выставка 1855 года оставила весьма скромное архитектурное наследие. Дворец Индустрии был разобран в 1899 году и на его месте были построены новые выставочные здания Малого и Большого дворцов, существующие по сей день. Сохранившаяся часть фронтона фасада дворца Индустрии, скульптура в нео-античном стиле - олицетворение Франции, коронующей Искусство и Промышленность, была перевезена в парк Сен-Клу. Другой достопримечательностью выставки 1855 года стал мост Альма, посвященный победе Наполеона в Крыму в 1854 году.

Несмотря на то, что мероприятие посетило 5 млн. человек (на 1 800 000 меньше, чем в Лондоне), оно не принесло финансового дохода французскому государству, Император остался доволен Выставкой. Она не только послужила прославлению французской империи, но и способствовала возвеличиванию Наполеона III, как ее могущественного и законного монарха.

Дворец Индустрии

Первоначальный проект дворца Индустрии был воистину грандиозен, потому что предполагал сконструировать здание лишь из стекла и металла. Но консервативное мышление коллегии архитекторов Парижа отклонило эту идею и, как результат, изящная исходная модель обросла со всех сторон высокими каменными стенами, а стеклянной осталась лишь крыша.

Марибо скажет, что дворец скорее напоминает ему «быка, вытаптывающего поле роз», и даже 30 лет спустя, г-н Донкур напишет, что «дворец Индустрии является огромным сооружением, лишенным стиля, которое обрамляет Елисейские поля, а не украшает их».

Внешний фасад здания составляет 208 метров в длину. Его центральная часть исполнена в виде величественной арки, которая открывает вход с Елисейских полей в центральную часть павильона. Верхняя часть арки декорирована скульптурным ансамблем Роберта Элиаса, представляющим собой Францию, которая коронует венками из лавров Искусство и Промышленность. На стенах фасада по всему периметру выгравированы имена великих ученых того времени: Араго, Ампера, Вольта, Ватт и т.д.

Несмотря на всю внешнюю тучность, внутри здание кажется очень светлым и просторным. Оно состоит из четырех павильонов, а цокольный и первый этаж связаны между собой 12 лестницами. Общая площадь дворца - 45 000 м2, из которых 27 000 м2 занимает цокольный этаж, и 18 000 м2 отведены для галерей на первом (верхнем) этаже.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?