Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Хронология

Казахское ханство

Казахское ханство

Казахское ханство

Кодификация законов хана Тауке “Жетi жаргы”

Некоторые исследователи считают, что корни этих установлений берут начало от « Великого Джасака» (ясы) Чингис хана, а также установлений ханов Касыма и Есима. «Законы Тауке хана» юридически закрепляли нормы административного, уголовного, гражданского, семейного права, а также положения о налогах, религиозных воззрений, то есть охватывали практически все стороны. 

Уголовно-правовые нормы предусматривали наказания за совершенные преступления: убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбления, неисполнение сыновьего долга, воровство, прелюбодеяния и др. Наказания отражали принцип кровной мести: кровь за кровь, увечье за увечье. Устанавливался откуп от наказаний – кун. Смертная казнь применялась в форме повешения и побивание камнями за убийство мужа женой, убийство женщиной незаконно прижитого ребенка, прелюбодеяние жены, богохульство. 

Размер куна зависил от социального положения преступника и потерпевшего. Так, за убийство простого мужчины убийца мог откупиться, отдав его родственникам 1000 баранов, за женщину-500, за убийство султана или ходжи кун взимался как за семь простых человек. Оскорбление султана или ходжи оценивалось в 9 голов баранов, рукопрекладство по отношению к ним-27. Стоимость раба равнялась стоимости ловчего беркута или охотничьей собаки. 

Применялись и др. наказания: конфискация имущества-за принятие христианства; изгнание-за убийство мужа беременной женщины; предание публичному позору - за оскарбление родителей. 

Существовал принцип коллективной ответственности, т.е. наряду с личной ответственностью виновного за преступление отвечали и его родственники. Совершение двух или нескольких преступлений влекло суммирование наказаний. Женщины, дети, слуги, рабы не могли быть свидетелями в суде. В области семейно-брачных отношений соблюдалось право родителей на жизнь детей. Устанавливалось наследственное право. На суде без очевидных улик требовалось от двух до семи свидетелей, в случае их отсутствия приносилась присяга. Свод законодательных уложений «Жеты Жаргы» действовал в пределах всего Казахстана. 

Годы жизни Канжыгалы Богенбай батыра.

Первое боевое крещение Богенбая, в котором он одержал победу в единоборстве с джунгарским батыром, состоялось в 1712 году в местности Сарайлы, на берегу реки Қара - Кеңгір в Ұлытау у мавзолея Жошы хана. Оттуда началась слава Богенбая Ақшаұлы. Под его началом отражались нападения калмыков у берегов рек Сары-су, Нұра, Есіл, Шу. При участии Бөгенбая хан составил первое казахское правовое уложение «Жетi жарғы» - «Семь истин». Судьбой ему выпало объединение разрозненных сил казахских жузов для отпора врагу. Он возглавил тридцатитысячное казахское войско в великой  Анрахайском сражении, где было нанесено сокрушительное поражение джунгарам. В 1725-1727 гг., защищая город, Туркестан — столицу казахов, вместе с Абылай-ханом, Бөгенбай-батыр возглавил казахское ополчение против джунгар, в результате чего они были изгнаны из Туркестана и Саурана за Джунгарский Алатау. В 1756-1758 гг. Бөгенбай-батыр вступил в великое сражение под Талкы с впервые пришедшими в Восточный Туркестан китайскими войсками. В этой битве он нанес китайцам крупное поражение и преследовал их до Урумчи. Один из последних, в 1750 году победоносных крупных походов Богенбай-батыра был разгром джунгаров у Аягуза. Бөгенбай-батыр в 1761 г. сопровождал сына Абылай-хана - Әділа, который посетил Китай с дипломатической миссией.

Бөгенбай-батыр умер в 1778 на берегу реки Торғай.


Правление Жолбарыс хана, правителя Старшего жуза.

Во внешней политике стремился сдерживать натиск джунгарских войск и придерживался политики сближения с Россией.В 1723 году, в Годы Великого бедствия, был вынужден от имени подвластных ему родов и жителей Ташкента признать зависимость от Джунгарского ханства. В 1739 году в союзе с ханом Среднего жуза Абылаем Жолбарыс хан возглавил борьбу против джунгар. Совместными усилиями им удалось освободить города Ташкент и Сайрам. 5 апреля 1740 года Жолбарыс был убит в Ташкентской мечети местными ходжами. Похоронен в городе Туркестан. Его убийство усилило уязвимость внешнеполитического положения казахской степи. Правителем Ташкента после смерти Жолбарыс хана был назначен Толе бий. Вся деятельность Жолбарыс хана явилась важной ступенью в становлении и развитии казахского государства, он вошел в историю как суверенный правитель первой половины XVIII века.