ист. сложившаяся соц.-экон. система развития кочевых нар., хоз.-культур.тип. К. сформировалось во II тыс. до н. э. в евразийском и афроазиат. аридном регионе на основе совершенствования пастбищного скотва. Истор. различают К. др., классич. и позднего времен. К др. кочевникам Евразийской Вел. степи относятся саки, усуни, канглы, гунны и др. Во времена тюрко-монг. классич. кочевников этот кул- ный тип оказал значительное влияние на развитие мир. цивилизации. В науч. лит-ре выделяют след. признаки традиций и обычаев кочевой жизни: 1) преобла- дающий вид хоз-ва — скот- во; 2) экстенсивный способ хозяйствования, основанный на содержании скота круглый год в природных условиях; 3) сезонная миграция в зависимости от земель, условий; 4) преобладание натуральных способов хозяйствования. К. уже в период образования племенных союзов постепенно, развиваясь эволюц. путем, установилось в качестве продуктивной формы хоз-ва. Превратившись в осн. производств. средство кочевых нар., населявших Евразийскую степь, К. давало продукты питания, к-рые использовали и для обмена. Для кочевников, готовых всегда к миграции, охрана скота, ловля зверей, рыбы, земледелие превра-в поколение. В процессе многовекового ист.-соц. развития К. вырабатывались мат. и духовные ценности кочевников. Научно обоснованные данные показали, что К. в отношении хоз. развития, гос. атрибутики, системы обществ. управления, кул-ного развития сыграло значительную роль в ист. общечеловеч. цивилизации. тились в привычное занятие. По традиции сезонные пастбища делились между общинами, остальные, кроме зимовок для скота, были в общем пользовании. К., совершенствуя способы выпаса скота, вместе с тем усовершенствовало и по- вседневно используемые бытовые предметы, а также морально-этич. понятия. Понимание суровой при- роды степи, глубокое зна- ние ее внутренних закономерностей оказали значит. влияние на мировоззрение кочевого общ-ва. В каче- стве основных были понятия «вселенная» и «человек». Родственные, родовые связи у кочевников счита- лись особенно ценными. Понятие «земля предков» было для них священным, служило гарантом единства терр., а также признанием неприкосновенности соседних терр. Священность земли, гор, рек, озер, долин, холмов, кладбищ, где лежат предки, через легенды, поэмы и сказания передавалась из поколения
КОЧЕВНИЧЕСТВО
16.11.2016
3849