Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

ШКОЛА ЖИЗНИ

5471

       Трилогия С. Муканова – классика казах. лит-ры «Ш.ж.» явл-ся этапным, широкомасштабным про- изв., включающим в себя панораму жизни аула и города первой трети сложного и во многом противоречивого 20 столетия. Первые главы трилогии под назв. «Өмір мектебі» были опубл. в 1930 г., а в 1941 г. первая книга вышла отд. изд. В переработанном и дополненном варианте под назв. «Школа жизни» вышли в 1953 г. 1 и 2 ч., а 3, заключительная, книга увидела свет в 1964 г. С первых же глав трилогии читатель погружется в аул. уклад жизни начала прошлого столетия. Др. предания старины глубокой сочетаются, благодаря большому таланту повествователя-мемуариста, с биографическими вехами большой и интересной жизни аул. бедняка, а в последствии классика казах. лит-ры. 

        Тяжелая судьба отца и матери, многочисл. сестер и родичей – ближних и дальних; степная среда Жаман-Шубара с одной стороны, и зарождение новой жизни в гг. Петропавловске, Омске, Атбасаре, Кокшетау, Оренбурге, Кызылорде, а затем и в гг. Алматы, Москве, Ленинграде – с др.; ветры перемен, все это показано не только глазами очевидца, но и непосредственного участника этих событий. 

      Незабываемые страницы встреч с яркими представителями кул-ры, иск-ва, лит-ры и политики – Аханом-сери, Балуаном-Шолаком, А. Кашаубаевым, И. Байзаковым, С. Сейфуллиным, М. Жумабаевым, М. Дулатовым, А. Байтурсыновым, С. Садвакасовым, М. Калининым, Н. Тюрекуловым, Ж. Тлеулиным, А. Затаевичем, М. Ауэзовым, А. Маргуланом, С. Ходжановым, Л. Мирзояном. Эта передовая ч. общ-ва в буквальном смысле взяла на себя весь груз ответсвенности за будущее своего народа в разных сферах человеческого бытия – обществ.-полит., социально-кул-ной и на- уч.-образовательной. Мн. из них ожидали репрессии. В трилогии всесторонне показано становление поэта С. Муканова. 

      Через его ранние стихи читателю раскрываются прекрасные картины природы – степи, лесов, оз. Приишимья. Глубоко интересны страницы трилогии, посв. образам Ш. Уалиханова, Кенесары Касымова, Абая, Г. Токая, Н. Наушабаева.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?