Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

О формировании Евразийского союза государств

1259
О формировании Евразийского союза государств  - e-history.kz
В июне 1994 года детально разработанный интеграционный проект был направлен главам государств, а затем опубликован в прессе.

Впервые в официальном документе новое интеграционное объединение было названо Евразийским союзом.

В настоящее время все стра­ны СНГ продолжают испы­тывать глубокий кризис во всех сферах обществен­ной жизни – экономике, полити­ке, идеологии, межнациональных отношениях, нарастает социаль­но-экономическое напряжение. Это происходит в условиях, когда раз­витие Содружества Независимых Государств определяется двумя тен­денциями. С одной стороны, про­исходит дальнейшее становление национальной государственности, а с другой – наблюдается тенденция к интеграции стран Содружества.

СНГ как межгосударственное объединение играет позитивную роль в правовом оформлении межгосударственных отношений входящих в него стран. Потенциал действия СНГ не исчерпан. Тем не менее, существующая в настоящеевремя структура органов СНГ не позволяет реализовать имеющийся ин­теграционный потенциал в полном объеме. На это обращают внимание не только руководители стран Содружества, но и большая часть населе­ния этих государств.

Опыт прошлых лет функционирования СНГ показывает необходи­мость перехода на новый уровень интеграции, который будет гарантиро­вать соблюдение совместно принятых обязательств всеми государства­ми-участниками.

Международная практика показывает, что любое межгосударствен­ное объединение переживает различные этапы в своем развитии, допол­няется новыми формами сотрудничества. СНГ имеет существенные пре­имущества – высокую степень интегрированности экономики, сходные социально-политические структуры и ментальность населения, а также многонациональный состав большинства республик, общие историче­ские традиции.

Все это свидетельствует о необходимости сочетания процесса национально-государственного строительства с сохранением и развитием на этой основе межгосударственных интеграционных процессов. Логика истории такова, что интеграция в мировое сообщество возможна лишь совместными усилиями всех стран Содружества, использующих сформи­рованный десятилетиями мощный интеграционный потенциал.

Сложившиеся условия показывают, что наряду с совершенствова­нием механизмов СНГ не следует рассматривать его как единственную форму объединения. Как показала практика, дальнейшее развитие стран СНГ сдерживается недоста­точностью внутреннего потен­циала каждой из них. Развитие последнего возможно только при экономической интеграции стран постсоветского пространства на новой, рыночной основе.

Оставшиеся в наследство струк­туры единого народнохозяйствен­ного комплекса продолжают коррозировать. Объективно отмирают отжившие формы экономических связей. Вместе с тем нарушаются отработанные технологические связи, отвечающие экономическим интересам наших стран в ближней и дальней перспективе.

Рыночные реформации имеют универсальные закономерности. Ни одна страна не может их игнориро­вать, не впадая при этом в экономи­ческий романтизм. Целесообразно соединить усилия по рыночному ре­формированию экономик стран быв­шего Союза на основе уже сформи­ровавшихся в течение десятилетий тесных хозяйственных отношений.

Как показывает мировая прак­тика, только при коллективных усилиях переходные общества в состоянии осуществить успешную модернизацию. В то же время мы видим, что продолжающиеся попытки решить эту задачу отдель­ными странами СНГ в одиночку по-прежнему безуспешны. Они останутся таковыми до реализа­ции экономической интеграции на новых условиях. С другой стороны, стала очевидной нереалистичность попыток переориентации в какие-либо региональные экономические объединения в дальнем зарубежье.


ЕАС – союз равноправных независимых государств,

направленный на реализацию национально-государственных

интересов каждой страны-участницы и имеющегося

совокупного интеграционного потенциала. ЕАС является

формой интеграции суверенных государств с целью

укрепления стабильности и безопасности,

социально-экономической модернизации в постсоветском

пространстве.


Серьезной проблемой госу­дарств стала несогласованность ценовой политики на экспортируемое сырье, негативно отража­ющаяся на их экономическом по­ложении. С другой стороны, это вносит элемент нестабильности в устоявшиеся мирохозяйственные связи, вынуждает третьи страны принимать жесткие санкции. Экс­порт сырья и энергоресурсов явля­ется наиболее важной статьей до­ходов наших государств. В связи с этим назрела необходимость еди­ной системы экспортной политики стран СНГ в интересах всех госу­дарств-участников с принятием се­рьезных мер в случае несоблюдения какой-либо страной согласованных квот и цен.

Важным элементом обеспе­чения успешного проведения рыночных реформ является совершенствование национальных законодательств стран СНГ.

Дальнейшая модернизация не­возможна без сближения законо­дательных основ хозяйственной деятельности, поскольку суще­ствующие различия между ними становятся серьезным препят­ствием интегративных процессов в экономике.

Учитывая различия между стра­нами в уровнях развития рыночной экономики, демократизации политических процессов, мы предлага­ем формирование дополнительной интеграционной структуры – Евразийского союза, сочетающейся с деятельностью СНГ. При этом принимаются во внимание поливариантность интеграции, разные темпы, неоднородность и разно­векторность в развитии государств СНГ. Это дает основания говорить о настоятельной потребности в фор­мировании нового экономического порядка в СНГ. Цель – согласование экономической политики и при­нятие обязательных для исполне­ния государствами-участниками совместных Программ проведения экономических реформ.

Социально-экономический и политический кризис протекает на фоне многонационального со­става населения практически всех государств СНГ. Вследствие этого растет межэтническое напряжение, приводящее не только к внутриго­сударственной напряженности, но и в ряде случаев перерастающее в межгосударственные конфликты. Такая ситуация подрывает сам ин­ститут Содружества Независимых Государств. Следовательно, совмест­ными усилиями необходимо разра­ботать механизмы сдерживания, ло­кализации и погашения конфликтов разного типа.

В настоящее время все страны СНГ находятся в поисках форм го­сударственного устройства, адекватных внутренним условиям. Но, как показывает практика, ни унитарные, ни федеративные государ­ства СНГ не могут быть признаны в полной мере стабильными.

Решение вопросов экономиче­ской интеграции диктует необходи­мость создания политических институтов, обладающих достаточным объемом полномочий. Они должны включать в себя функции регулиро­вания взаимоотношений государств в собственно экономической, поли­тической, правовой, экологической, культурной, образовательной сферах.

Таким образом, настало время устранения препятствий для взаи­модействия на более высоком уров­не и одновременном создании его инструментов.

В настоящий момент происходит процесс дезинтеграции в сфере на­уки, культуры, образования. Некогда единое культурно-образовательное пространство оказывается разобщен­ным. В этих условиях утверждение, что «наука не имеет границ», оказы­вается просто несостоятельным.

На фоне усугубляющихся соци­ально-экономических трудностей резко усиливается отток специалистов из сферы науки, культуры, обра­зования, снижение интеллектуаль­ного потенциала, падение уровня и качества образования. Данные про­цессы приводят не только к разрыву некогда единой системы, но и к изо­ляции от культурно-научных дости­жений мировой цивилизации.

В то же время стремление ин­тенсифицировать интеграционные процессы в экономике и политике должно опираться на сохранение и развитие согласованной полити­ки в сфере культуры, образования и науки. Необходимо сохранить и укрепить интернационализацию процессов получения и практиче­ского использования новых зна­ний. Интеграция исследований и разработок в научно-технической сфере стала неотъемлемой частью глобализации промышленной де­ятельности вообще.

Изоляция постсоветского про­странства от мирового культурного и научного сообщества чревата новым этапом отставания в технологи­ческой сфере.

Одной из ключевых задач для новых государств является обеспе­чение территориальной целостности и безопасности. В настоящее время постсоветское пространство является зоной нестабильности, со­четания конфликтов различного типа, а также испытывает воздей­ствие очагов напряженности вне СНГ. Охрана внешних границ и ста­билизация ситуации в конфликтных регионах может осуществляться только совместными усилиями всех заинтересованных государств, тре­бует согласованного подхода участ­ников к кругу вопросов оборонного характера.

Проблема экологической без­опасности остается одной из на­болевших и нерешенных в странах СНГ. Экологическая напряженность вызвана рядом причин. К ним мож­но отнести последствия испытаний ядерного оружия, деятельности атомных электростанций, загрязне­ние окружающей среды промышленными отходами, деградацию природной среды в результате хо­зяйственной деятельности.

Эти проблемы актуальны прак­тически для всех стран СНГ, тем более что основные зоны экологического бедствия, как правило, рас­положены в пограничных районах. Они вызваны общностью сложив­шейся технологической базы, ме­тодов ведения хозяйственной дея­тельности, в основе которых была заложена экстенсивная направлен­ность. Сегодня нельзя решить ни одну из этих проблем самостоятель­ными усилиями одного, даже самого крупного государства. Сохранение окружающей среды является гло­бальной задачей, требующей круп­ных капиталовложений, соединения усилий всех государств.

Для обсуждения предлагается проект создания нового интегра­тивного объединения с условным названием «Евразийский союз» (ЕАС).

Н.А. Назарбаев

Президент Республики Казахстан


Материал предоставлен Международным научно-популярным журналом «Евразис»

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?