Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Известные кюи неизвестного Саятулекулы

2972
Известные кюи неизвестного Саятулекулы - e-history.kz
Саятулекулы Баганалы (1895-1986) – исполнитель традиционного жанра казахской музыки – кюй 

Саятулекулы Баганалы (1895-1986) – исполнитель традиционного жанра казахской музыки – кюй. 

Баганалы Саятулекулы родился в 1895 году в селе Кокжыра Тарбагатайского района Восточно-Казахстанской области. Его необычайный талант стал заметен с тех пор, как он впервые взял в руки домбру – в шесть лет. 

Баганалы был не только виртуозным домбристом, он еще и прекрасно исполнял песни. Его красивый и сильный голос покорял с первого услышания. Одаренный кюйши кроме своих авторских произведений исполнял также кюи Таттимбета, Токи, Раздыка, Байжигита и других известных композиторов. Их музыку степей он сумел передать следующему поколению, сохраняя все особенности и технику игры. В историю Саятулеков вошел как первый исполнитель «Көкейкесті» (глубокое переживание) Таттимбета. 

В 1937 году он был приглашен для выступления на І-ом слете народных талантов в Алматы и праздновании 95-летия Жамбыла. В репертуаре кюйши было около 40-ка ранее неизвестных произведений.

На землях Алтай-Тарбагатай, передаваясь из поколения в поколение, сохранились казахские кюи давних времен. По технике исполнения и развитию темы, по восточной мелодике они имеют свойственные всем тюркским народам общие характеристики. 

Названия кюев говорят, что они основаны на тотемных поверьях: «самұрық» (птица самрук), «ақсақ марал» (хромой марал), «боз інген» (верблюдица), «бұлғын мен сусар» (соболь и куница), «ағаш ат» (деревянная лошадь), «жорға аю» (иноходец - медведь), «шыңырау» (здесь – название птицы). Баганалы сохранил варианты восточных кюев «Корамжан», «Горестный кюй», «Коктобет» (кличка собаки), «Шыңырау», «Беласар», из его авторских произведений известны такие кюи, как «Қосішек» (две струны), «Барыня-сударыня», «Шопан тойы» (Праздник чабана), «Гагаринге сүйінші» (Суюнши для Гагарина), «Ой толғауы» (Раздумье), «Қосбасар» (имя лошади). 

Последние годы своей жизни он прожил в местности Кокжартас. По словам аксакалов, кюйши ни на миг не расставался с домброй. Сидел, прогрузившись в глубокие думы, и играл, не громко, еле задевая струны. По инициативе Президента РК произведения Баганалы Саятулекулы «Беласар» и «Шынырау» в рамках программы «Культурное наследие» были включены в сборник «100 казахских кюев». 

Об истории кюя «Шынырау» композитор рассказывал сам: «Однажды путник устроился отдохнуть у родника. Рядом рос одинокий тополь, на вершине которого вокруг гнездышка беспокойно кружила какая-то птица. «Что это за птица?» захотелось узнать путнику, приблизившись к дереву, он увидел змею, скользящую вверх по стволу дерева. Он убил змею и снова спокойно расположился у родника. Вместе со спасенными птенцами успокоилась и птица. Человек вспомнил, что птица называется Шынырау. Так родился кюй «Шынырау». 

Об особенностях школы кюев земли Алтай–Тарбагатай рассказывает известный домбрист Жангали Жузбай: «Еще одна грань Восточно-Казахстанской школы кюев такова, что при исполнении кюев, рожденных от тотемных поверий, композитор не пытался описать характер и действия какого-либо животного или зверя, напротив, между кюйши и существом можно наблюдать тайное общение (диалог), в результате, мы становимся свидетелями особого ритуала взаимодействия, далекого от банального описания». 

Зангар КАРИМХАН

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111) 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?