Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Священное дерево аула Аулиеагаш

3089
Священное дерево аула Аулиеагаш  - e-history.kz
Священное дерево, которому более семисот лет, которого с трудом охватывают семь человек, во времена монгольского нашествия спасло от врагов более 1500 воинов

Министерство культуры и спорта РК в текущем году реализует съемку документального фильма о священных, сакральных землях Великой степи. Цель фильма: составить перечень сакральных мест Казахстана, познать их историю и судьбу. Как отмечали ранее, по заказу и организации министерства съемочная группа документального фильма «Сакральный Казахстан» посетила южные регионы страны, попробовала окунуться в таинственную историю священных мест трех областей (Алматинская, Жамбылская и Южно-Казахстанская области). Начало этого исторического путешествия было положено в священном месте «Киелі ағаш» Аулиеагаш Алматинской области. Под сенью карагача, который имеет более 700-летнюю историю, мы встретились с хранителем мечети Киели агаш Рая-апай.

Рая Нуржапаркызы, хранитель Киели агач: 

Это священное дерево имеет более семисотлетнюю историю, таких деревьев в мире всего три, одна – у нас, другие две – в Китае и Турции. По легенде однажды в этом месте заночевали 7 святых предков, и у святого Шамшырака, который присутствовал среди них, был асатаяк. На утро, на том месте где стоял посох, выросло дерево.

Это дерево священно тем, что вот уже более 700 лет оно растет и не увядает. Никто специально не растил это дерево. С 1999 года началось благоустройство места. Когда мы приехали здесь была София хаджи, у нее умер сын, и по предзнаменованию она пришла сюда. И мы сюда попали не просто так, нас привел дух (аруах), и вот уже 18 лет, как мы обосновались здесь. До меня хранителем здесь был мой супруг – Кадыр Муканулы, после его смерти хранителем стала я, и вот уже 15 лет как я исполняю порученный мне аманат (наказ). О том, что дерево священное раньше нам рассказывали аксакалы, старейшины аула, говорили: «не ходите налево-направо (туда-сюда), не трогайте дерево», и мы тоже стараемся по возможности встретить приехавших сюда людей. 

Еще одно чудо – от корня этого дерева выросло еще семь деревьев, олицетворяя семь святых. Вода, которая сочится из-под корней дерева целебна, особенно при лечении кожных заболеваний. Это научно доказано. Раньше ручей был полноводным, со временем ключ начал забиваться, сейчас вода уже еле сочится.

По легенде, во времена монгольского нашествия, от жестоких войск Чингисхана, дерево спасло от врагов более 1500 воинов.

По другой легенде, жил-был батыр по имени Шормак, и не было у него детей. За советом он обращается к старейшине своего рода, который посоветовал ему ехать сюда. Батыр сюда приезжает, молится и просит ребенка. Ночью он видит вещий сон, в котором ему предвещают рождение трех сыновей, первые два сына родятся в ближайшее время, а третий должен родиться чуть позже. По предзнаменованию, рожденного сына он должен был назвать Ертас, но он напрочь забывает это имя, и новорожденного нарекает другим именем - Акпушык. К сожалению, спустя немного времени ребенок умирает. Позже, один из святых старейшин является батыру во сне, и говорит: «Ты не назвал сына тем именем, который мы сказали, если тебе не нужен ребенок, то он нужен нам, и мы его забрали».

На сегодняшний день растет число людей, приезжающих к святому дереву с молитвами, желаниями. У кого нет детей, те просят ребенка, те, кого преследуют неудачи, просят открыть им дорогу. А люди имеющие священные силы, обретают здесь себя.

Приведу пример святости дерева. Из Алматы приехала девочка, прикованная к инвалидной коляске, она помолилась, выпила воду, заночевала у священного дерева, а наутро встала и ушла на своих ногах, я сама стала свидетелем этого.

Но были люди со злыми намерениями. В 2010 году последователи радикального течения хотели сжечь дерево, обвиняли, что мы поклоняемся к какому-то дереву. Благодаря святости дерева оно не сгорело, но пострадало.

Нельзя отсюда без разрешения брать ни одной веточки. Некоторые берут без разрешения, и в последствии попадают в разные беды. Есть такое понятие – киесі ұру (запретное действие), значит их покарал святой дух дерева, за какое-то запретное действие.

По вопросу государственной охраны памятников, 27 июля я ездила в область и участвовала в совещании по выявлению, подсчитыванию, составлению списка историко-культурных памятников и сакральных мест области, и защитила это место, в итоге «Киели агаш» включен в список памятников, охраняемых государством, теперь необходимо подготовить документы. кстати, дерево Киели агаш стало эмблемой молодежной организации «Жасыл Ел».

В 2013 году с целью исследования свойств дерева из США прибыла группа ученых, состоящая из 123-х человек. Для исследования взяли кору дерева, но сломался аппарат, и ничего не смогли исследовать. Значит, здесь техника бессильна. Чтобы обеспечить необходимый уход за деревом, а ему как-никак более 700-лет, в этом году мы специально пригласили специалиста-биолога из Италии. Он лечил дерево со своими витаминами, вроде раны затягиваются.

Таким образом, увидев своими глазами «Киели агаш», мы были поражены его чудодейственной силой. Пожелаем, чтобы это святое место перешло под охрану государства, и стало исторически значимым местом, куда в поисках чуда, стекались бы толпы людей.

Астана - Алматы - Аулиеагаш - Астана

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?