Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

С. СЕЙФУЛЛИН ОБ АКАН СЕРИ

1962
С. СЕЙФУЛЛИН ОБ АКАН СЕРИ - e-history.kz
...Трагедия Акана – трагедия его окружения. «Духовное богатство» Акана родилось из секретов его же круга.

Благодаря своему таланту Акан Сери с ранних лет был известен в народе как прекрасный певец. Со временем, развивая свое искусство, он стал поэтом-песенником. Весь Алаш знал его по имени «Сері». Про его жизнь и талант было написано множество трудов и воспоминаний, хватает также слухов и домыслов. 

Сегодня мы вам предлагаем краткий отрывок из воспоминаний Сакена Сейфуллина об Акане Сери:

Поэт Акан родился в 1843 году и умер в 1913 году. Родился и вырос он в Кокшетау. Он - сын Корамса из рода Аргын Карауыл, выходца из Среднего жуза. Его отец Корамса был человеком богатым, занимался торговлей. А Акан – поэт, воспевавший горести и печали феодального класса...

До 12 лет Акан обучался у муллы по имени Контеу, который в свое время учился в Бухаре. В 13 лет Акан бросил учебу из-за разногласий с муллой, не подчинившись его порядкам. После этого Акан предался праздной жизни, развлечениям, гуляниям, стал именоваться «сери». Были у него красивая одежда, конь-скакун, гончая борзая, ловчая птица-беркут. Он был украшением всех развлечений и тоев многочисленного племени Атыгай Карауыл. Как и подобает сыну бая, Акана всегда сопровождали певцы, домбристы, игроки и борцы. Во главе был конечно, сам Акан. И сам он был одет с иголочки, голову украшала шапка, украшенная перьями филина, а восседал он на гордом, грациозном скакуне. По поэтическому искусству, и по песнопению никто не мог с ним сравниться. Где той, где гулянья, там всегда в центре – Акан. 

Все в округе называли его – Акан Сери. Жена, на которой он женился по старому обычаю, скончалась через 10 лет супружеской жизни, остался сын, две дочки. Сын был немым. После смерти жены Акан еще больше предался развлечениям. Поголовье скота стало сокращаться. Царская власть потихоньку начала отбирать хорошие земли и у Акана. Акан обеднел, его нежные песни, сочиненные им во время празднества, развлеченья и веселья, стали показывать его глубокую скорбь. Трагедия Акана – трагедия его окружения. «Духовное богатство» Акана родилось из тайн и секретов его круга. Таким образом, Акан – поэт, который до самой смерти именовался "сери".   Лишенный хороших земель, бесчисленного скота, Акан предпочитал держаться в стороне от людей, связывавших его имя с суфизмом, летом один-одинешенек поселялся на берегу озера, и пел заклинания (сарнау). Поэтому, не понимавшие его люди стали поговаривать будто бы он живет с нечистой силой.

«Оказывается нечистая сила наслаждается прекрасным человеческим голосом. Поэтому Акан на берегу озера в одиночестве поет свои песни», - говорили одни.

«Песни Акана загадочны, потому что они посвящены нечистой силе», - говорили другие. 

Многие стихи Акана пропали. Пока удалось собрать только эти стихи. Из его стихов отчетливо видно, что Акан является поэтом правящего класса (класса феодалов). Акан не только поэт, он к тому же еще и композитор, его песни Сырымбет», «Айгөлек», «Үш тоты құс», «Құлагер», «Қара торғай» - прекрасные шедевры казахского песенного искусства.

В этом сборнике мы не стали критиковать произведения Акана. Эти стихи мы приводим, лишь для того, чтобы они были в истории нашей литературы. Возможно, полная критика к произведениям Акана будет написана чуть попозже. 

 Алматы 28/ІV 1934 год. Сакен.  

 

Книга написана на казахском языке, латинской графикой.

Книга была предоставлена «Книжным музеем» Национальной Академической библиотеки РК.

 

 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?