Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

КАЗАХСТАН В УЧЕБНИКАХ КЫРГЫЗСКИХ АВТОРОВ

2036
КАЗАХСТАН В УЧЕБНИКАХ КЫРГЫЗСКИХ АВТОРОВ  - e-history.kz
На наш взгляд О. Осмонов слабо знаком с трудами ученых, исследовавших данную тему, в частности с трудами д.и.н., профессора Ж. Касымбаева и известного ученого Эдиге Валиханова

Общеизвестно, насколько важно для учащихся объективное знание истории. Но, например, в 2012 году вышел учебник Оскона Джусупбековича Осмонова Учебник предназначен для высших учебных заведений и утвержден Министерством образования и науки Кыргызской Республики. Вышло к 2012 году пятое, дополненное издание и, как указывается в титрах, данный «Учебник награжден Почетными грамотами Правительства Кыргызской Республики в 2004 и 2006 годах». По учебнику, утвержденному Министерством образования и науки республики обучаются тысячи и тысячи студентов страны.

Между тем, в указанном учебнике немало погрешностей и неточных данных. Мы остановимся только на фактах, которые касаются истории Казахстана. Так, например, в учебнике Дж. Осмонова (стр.182-183), сообщается, что «серьезная опасность сплотила кыргызов и казахов, с давних пор оказывавших друг другу поддержку. Особенно укрепился этот союз в первой четверти XVII в., в период правления кыргызско-казахского хана Эшима (год родж. неизв. - 1628 г.), что позволило им успешно противостоять натиску завоевателей». Далее сообщается, что Турсун-хан, (речь, видимо, идет о казахском хане Турсуне, погибшем в стычке с Есимом), «тоже» внес большой вклад в укрепление кыргызско-казахской коалиции. Здесь же, на странице 182-ой дан портрет и биография Ешим (Есим)-хана.

Автор учебника сообщает, что «Эшим Конок уулу, Эр Эшим (год рождения неизвестен - 1628 г.) - кыргызско-казахский хан первой четверти XVII в. Выходец из кыргызского рода саруу. Его мать была дочерью казахского хана Шыгая. Эшим-хан боролся за единство и дружбу кыргызов и казахов. Он возглавлял борьбу двух братских народов против калмакских захватчиков. ... После смерти Эшим-хана его дело продолжил сын Жангир».

Нам неизвестно, возможно у кыргызов был свой хан «Эшим». Утерю традиции государственности у киргизов в раннем средневековье отмечает академик Василий Владимирович Бартольд. В своих знаменитых «12 лекциях по истории тюркских народов Средней Азии», он отмечает: «В то время, (речь идет о 1218 годе, когда Джучи покорил киргизов на Енисее) уже не было, как VIII веке, киргизского хакана: народ разделился на две части... Впоследствии киргизы даже утратили воспоминание о том, что у них когда-либо были ханы».

«Радлов слышал, - продолжает академик, - у кара-киргизов есть предание, по которому киргизы обратились к «великому хану», то есть Чингисхану, с просьбой дать им в князья своего сына Джучи». Далее он продолжает: «В известиях о походах Тимура и Улугбека нет ни слова о киргизах; они впервые упоминаются в Джетисуйской области в начале XVI веке, когда во главе их стал Халиль-Султан, один из сыновей монгольского хана Ахмада; ничего не сказано о том, откуда они пришли. В XVI веке киргизы часто находились под властью казахских ханов и вместе с ними вели борьбу с монгольскими ханами, в то время уже отуреченными, владевшими Кашгарией». 

Но так или иначе, киргизы в XV-XVI веках оказались в составе Моголистана. Если в учебнике о Дж. Осмонова речь идет о казахском хане Есиме, при котором действительно был образован казахско-кыргызский союз, то данное сообщение требует пояснения. Известный кыргызский политический деятель и ученый Белек Солтоноев, безвинно репрессированный в сталинский период, тоже указывал, что при Есим-хане казахском, кыргызы были в составе Казахского ханства. Казахский хан Есим (Есім) сын Шигай-хана, прямой потомок основателя Казахского ханства Жанибека, родился в округе г. Туркестан. Есим стал ханом после смерти старшего брата Тауекела в 1598 году. Казахский хан Есим действительно многое сделал для укрепления казахско-кыргызского объединения. В народе его за храбрость назвали «Еңсегей бойлы ер Есім». Сообщается, что в честь Есима кыргызами в урочище Кенсай был построен памятный знак, а Есим - тогдашний владетель Ташкента, возвел Мавзолей Кокум-бию кыргызскому. В академическом издании «История Казахстана» жизнь и события того времени описаны подробно.

В главе третьей, подготовленной известным казахстанским ученым, К. Пищулиной указывается «После этих событий и междоусобной борьбы с Турсун-султаном Есим-хан вместе с подвластными ему казахскими и киргизскими улусами вынужден был уйти в Киргизстан. ... После того, как Мухаммад - киргиз сошел с исторической арены, киргизы вплоть до середины XVIII в. признавали власть казахских ханов Тахира, Хакназара, Тауекеля, Есима, которые в источниках часто назывались, как «государи казахский и киргизский» (Указ.соч., с.415)

Примечательно, что подробную информацию о казахских ханах Есиме и Турсуне оставил Абулгазы, автор «Родословной тюрок» (Түрік шежіресі). Абулгазы в свое время долго жил во дворе Есима, в г. Туркестане, а затем в доме Турсун-хана, владетеля Ташкента. Приблизительно в 1628 году Турсун-хан был убит, а его сторонники из племени катаган были рассеяны. Возможно, что катаганы-киргизы как раз были сторонниками Турсун-хана, возможно они имеют и более древнее происхождение и восходят ко временам Золотой Орды.

Абулгазы, свидетель тех трагических событий пишет: «Я перешел жить к Турсун-хану. Через два года Есим умертвил Турсун-хана и перебил множество людей его. Тогда я обратился к Есим-хану: «Я приехал к вам, в надежде, не будет ли мне от вас, обоих ханов, какой-либо пользы, а у вас вот что вышло. Пустите меня к Имамкули-хану (в Бухару)». – «Хорошо, ступай», - ответил Есим. Я отправился к Имамкули-хану».

Таким образом, Эшим-хан, о котором пишет О.Дж.Осмонов, скорее всего казахский хан Есим, тем более, что хан Жангир, о котором упоминает кыргызский историк, был сыном Есим-хана казахского.

Мы считаем, что в истории важна объективность и точность фактологических данных. Тем более, когда дело касается конкретных исторических политических персонажей. Новые сведения накопились и по истории гибели хана Кенесары. Например, известно, что Кенесары, вступив на территорию кыргызских племен, обратился к местным жителям с воззванием. На наш взгляд О. Осмонов слабо знаком с трудами ученых, исследовавших данную тему, в частности с трудами д.и.н., профессора Ж. Касымбаева и известного ученого Эдиге Валиханова.

Странно, но О.Дж.Осмонов постоянно твердит о нападениях казахов на земли кыргыз. Такими у него являются хан Абылай, султан Кок-жал Барак, войска которых, якобы, постоянно терпят поражение от киргизских манапов. В реальности события имели другой характер, о чем писалось учеными неоднократно. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что уже давно пора создать совместную комиссию из числа казахстанско-киргизских ученых, чтобы не допускать подобных ошибок.

Буркитбай АЯГАН, директор Института истории государства КН МОН РК,

доктор исторических наук, профессор

 

Список использованной литературы:

1. Осмонов О. Дж. История Кыргызстана (с древнейших времен до наших дней). - Бишкек, «Мезгил», 2012;

2. Бартольд В. Тюрки. 12 лекций по истории тюркских народов Средней Азии. М., 2015;

3. «Есим» // Энциклопедия «Казахстан» Т.2, ҚЭ,2005. с.260;

4. См. История Казахстана, (с древнейших времен до наших дней, 5 томах), Алматы,1997;

5. Әбілғазы. Түрік шежіресі, Алматы «Ана тілі», 1992, сс.189-190;

6. Қасымбаев Ж. Последний поход хана Кенесары и его гибель (декабрь 1846 - апрель 1847 гг.). - Алматы, «Ана тілі», 2002 г.,сс.121-123; Валиханов Э.Ж. «Кенесары». - М., Мол.гвардия, 2004 г. (ЖЗЛ, сер.биография, Выпуск 883). - сс.175-176.

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?