Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Троицк в истории казахского народа

3619
Троицк в истории казахского народа  - e-history.kz
Город Троицк находится в нескольких километрах от казахстанской границы и сыграл большую роль в истории тюркских народов, в том числе казахского народа

300-летнее противостояние самых крупных кочевых народов Центральной Азии казахов-мусульман и джунгар-буддистов завершилось победой номадов-тюрков. Но, ценою победы стала потеря одной третьей численности казахов, нарушение торгово-экономических отношений городов Средней Азии и казахской степи. Эти последствия оказались губительными не только для казахов, но и для народов Средней Азии. Хронисты того времени описывают, что некогда цветущие города Средней Азии - главный рынок казахских товаров, не смогли долгое время восстановится и вследствие чего казахам нужен был новый рынок для сбыта и приобретения товаров.

В это время, в ходе продвижения Российской империи на юг встал вопрос об открытии Азии, конечно для этого они должны были «присоединить» казахскую степь.

Сам Петр I рассматривал Казахскую степь в качестве «Ключа и ворот» в Азию.

После «добровольного присоединения» в 1731 году Младшего и Среднего жузов к России, казахские ханы и российские власти вели переговоры об открытии пунктов торговли на приграничных районах.

Торгово-экономические отношения быстро развивались. На месте русских крепостей, построенных на казахских землях, появились новые города, такие как Жаманқала (Орск), Орынбор (Оренбург), Мұнанай (Троицк), Омбы (Омск) и т.д.

В взаимовыгодной торговле были заинтересованы и Казахское ханство, и Российская империя.

Один из таких торговых городов появился на земле казахов племени карабалык-кыпшаков Среднего жуза.

В 1743 году на левом берегу реки Уй был основан город Троицк как крепость Уйской укрепленной пограничной линии. Крепость находилась на главном караванном пути, который проходил из Азии в Европу.

В «Топографии Оренбургской губернии» П.И. Рычкова читаем о Троицке:

«Торг и мена с Киргиз-Кайсаками Средней орды (казахами Среднего жуза) и с Азиатскими купцами с 1750 года происходит там во всем на таком же основании, как и в Оренбурге… Чего ради учреждена там пограничная таможня, при которой особливый Директор и таможенные служители, так как и в Оренбурге находятся».

Через 2 года (как только было завершено основное строительство) губернатор края И.И. Неплюев с русской стороны и казахский хан Абылай открыли в Троицкой крепости меновой торг «для казахов Среднего Жуза». Русско-казахской торговле содействовал и первый казахский тархан Шакшак Жанибек, один из сподвижников Абылай хана, который правил в Тургайской степи.

Интересно, что казахское название города «Мұнанай», скорее всего произошло от слова Меновой, то есть Меновой двор!

В дальнейшем Троицк стал не только торговым городом, но и имел много общего с Казахстаном, Троицк свое время даже был центром Костанайского уезда Казахстана.

Здесь же родился знаменитый Российский адвокат, имеющие казахские корни Ф. Плевако.

Также, при непосредственном участии казахского просветителя Ибрая Алтынсарина, в Троицке в свое время была открыта казахская школа, а в 1861 году и училище для казахских детей.

А в знаменитом медресе «Расулия» получали образование не только казахи, но и татары, башкиры и представители других тюркских народов. Приезжали также со всех концов Российской империи.

Примечательно, что в финансировании строительства одной из семи мечетей (второй по очереди) Троицка участвовал и казах Ескендир Бабажанов.

В этом городе Мухамеджан Сералин в 1911 году открыл первый казахский журнал «Айкап».

Многие представители казахской интеллигенции, такие как Тайыр Жомартбаев, Султанмахмут Торайгыров, Мұхамеджан Сералин, Беимбет Майлин, Спандияр Кобеев, Бекет Отетлеуов, Сабит Донентаев и Сакен Сейфуллин обучались также в Троицке.

Несмотря на большое расстояние (около 700 км) многие интеллигенты моей малой Родины - Торгайского края также получили образование в Троицке, например, Сатыпалды Оспанулы, Алмухамед Оспанулы, Файзолла Сатыпалдыулы и другие. В Троицке обучались, как выше отмечал, казахские интеллигенты не только Тургайского края, но и со всех концов степи.

В какой-то мере Троицк стал «Российской Меккой», здесь происходил симбиоз восточной, казахской и русской культур.

Что интересно, тюркское койне стала языком торговли, сейчас, конечно, только старожилы помнят казахско-татарско-башкирский (тюркский) язык некогда третьего по значимости торгового центра России.

Здесь постоянно проживало более полутора тысяч казахов, при этом половину населения города составляли различные тюркские этносы. Город был многонациональным и многоконфессиональным, например, в Троицке было 8 храмов, 7 мечетей и 1 синагога.

В Троицке открылись первые мусульманские «новометодные» школы последователей «джадидизма», они для того времени были современными.

Город Троицк стал крупным торговым центром дореволюционной России, куда прибывали торговцы со всех концов Российской империи. Большую территорию занимала Базарная площадь. Вот как описывает современник того времени Базарную площадь:

«Троицк насчитывал порядка 30 тысяч жителей, половина из которых были тюрки. Взглянув на улицы Троицка, на огромную базарную площадь и на людей, складывалось ощущение, что это вполне азиатский город. Базар был заставлен многочисленными лотками, переполненными разнообразным товаром. За прилавками виднелись лица татар, в их тени сидели старые киргизки (то есть, казашки) и сучили нитки, от нечего делать. В остроконечных шапках киргизы прогуливались вдоль рядов. Стоял дикий гул, ревели верблюды, нагруженные различным крамом.

На окраинах базара располагалась конная площадь. Для того что бы покупатель лучше оценил лошадей и выбрал более подходящий себе экземпляр, лошадей гоняли из одного края в другой. Вокруг табуна летал бесстрашный наездник, в руках у него была длинная плеть, взмахом которой он направлял табун. Когда покупатель выбирал лошадь, наездник на скаку ловким движением рук накидывал на ее шею петлю, от этого весь табун разбегался в стороны, лошадь была поймана. Киргизская лошадь была особенной, оно обладала огромной выносливостью, силой и быстрым бегом. Это была степная порода темно коричневого окраса.

На границе с конной площадью располагался верблюжий рынок. Здесь были представлены верблюды на любой вкус и цвет, а также размер кошелька. Старые, молодые, двугорбые, все, что только душа пожелает».

Крупнейшие торговцы города Троицка братья Яушевы открыли торговые дома в Кустанае, Петропавловске, Тургае и в других городах Казахстана.

Еще один из богатых людей Троицка Г. Башкиров имел дело с Тургайским регионом, благодаря торговым отношениям с казахской степью стал одним из богатых людей России. Разбогатев, он становится не только одним из влиятельнейших коммерческих воротил, но и крупным домовладельцем, членом ряда акционерных обществ, владельцем крупных вкладов в солидных банках Российской империи, в западноевропейских банках.

«Отвергнув советы доброжелателей и материнские уговоры открыть собственную мелочную лавочку, Башкиров разрабатывает план коммерческих действий. Приобретя пару выносливых коней и вместительную кошеву, закупив несколько пудов черного плиточного и кирпичного чая и несколько сот женских головных платков поцветастее, отправляется он в путь дорогу к далёким зимним стойбищам под Тургай. Остановившись в центре зимовий богатых скотоводческих племен, Башкиров заявил о цели своего приезда, о том, что он намерен оптом скупать отары овец. Весть о русском купце из Троицка, куда обычно по весне приходилось казахам гнать скот для продажи, приехавшем прямо к ним и покупающем овец на месте, быстро разнеслась по заснеженной степи. Покупая очередную отару овец за наличные деньги, Башкиров как бы в знак благодарности одаривал его хозяина несколькими плитками чая, а то и платком в придачу. Желающих продать своих овец щедрому купцу оказалось много. Здесь же из молодых казахских парней подобрал он пастухов, возчиков с конными подводами и несколько гуртоправов из аксакалов. С наступлением первых февральских теплых «окон», после праздника Сретенья Господня, многотысячная лавина баранты, в сопровождении верховых пастухов взяла путь на север. Поскольку зима в тот год была малоснежной, овцы и лошади, привыкшие к тебеневке, без труда добывали себе корм из-под ноги.

Медленно, но верно, как бы развернутым фронтом, день ото дня приближалась живая лавина к Троицку. Последний привал в завершение многодневного пути сделали тогда, когда на горизонте четко обрисовались позлащенные кресты церквей и стройные минареты мечетей с отливающими позолотой полумесяцами. Отсюда, от Черной речки, и от небольшого поселения Бугристое до Троицка рукой подать, до Менового двора — совсем близко.

Судя по всему, в Бугристом не только знали, но и готовились к встрече Г. Башкирова, так как буквально к вечеру в селение приехали из города десятка два мужчин и женщин и сразу же приступили к делу. Одни из них, ловко орудуя ножницами, стригли овец, другие резали их, грузили огромные мешки с шерстью и стопы шкур и туши мяса на подводы, отправляя все это в город. В общем, все шло день за днем, как по конвейеру, дружно, быстро, в темпе.

В городе подводы, груженные шерстью, мясом и шкурами, разгружались также без особых задержек, потому что все было согласовано заранее и в деталях оговорено Башкировым с приемщиками и хозяевами шерстомоек, шерстобиток, с теми, кто держал кожевенные и овчинно-шубные заводики, кто занимался производством копченых колбас, заготавливаемых впрок до предстоящей ярмарки.

Оказывается, Г. Башкиров, прежде чем отправиться в Тургайские степи, заручился честным словом скупщиков шерсти, шкур, мяса, которые увидели в предложении молодого купца полный резон, поскольку за полтора месяца до открытия ярмарки, то есть до той поры, когда казахи пригоняют скот для мена и продажи, они смогут пустить в переработку сырье и в день открытия ярмарки уже начать торговлю вымытой и упакованной в тюки шерстью, выделанными овчинами, всевозможными копченостями.

Сделав такой маневр, обставив на много ходов вперед своих конкурентов – оптовых скупщиков скота, Г.А. Башкиров оказался монополистом. Но главный его расчет — продавать овец не живьем, как это делалось обычно, а реализовать сырье, полуфабрикат – обернется многократной выгодой».

Хочу отметить, что казахско-российские отношения никогда не прекращались, ведь у нас много общего в культурных и экономических отношениях.

Хотя сегодня Троицк является провинциальным городком Челябинской области, он оставил заметный след в истории не только казахского народа, но и у многих тюркских народов!

Амандык АМИРХАМЗИН

 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?