Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

В бурном море рыночной стихии

952
В бурном море рыночной стихии - e-history.kz
25 лет назад, 4 сентября 1993 года, в Акмоле во Дворце молодежи прошел первый коммерческий конкурс по продаже объектов малой приватизации.

Акмола была названа в числе 6 городов республики, удостоенных чести открыть II этап Национальной программы разгосударствления и приватизации.

4 сентября 1993 года во Дворце молодежи собралась солидная публика, участники четвертого аукциона и первого коммерческого конкурса по продаже объектов малой приватизации.

 

Аукциону предшествовала тщательная подготовка организаторов, о предстоящем событии было объявлено заранее. Реклама была и за пределами области, что означало приглашение к участию всех казахстанских предпринимателей.

Эти торги собрали рекордное количество участников - более 40 предпринимателей, среди которых представители малого бизнеса, руководители фирм и корпораций. На диковинное зрелище пришло множество зрителей и зевак, представлявших себя в роли будущих участников. В Акмолу за опытом приехали заместители глав администраций и председатели терркомов 10 областей республики, им еще предстояли подобные аукционы. В зале присутствовали руководители Акмолинской областной и городской администраций, областного и городского Совета, ведомств.

Глава Акмолинской областной администрации А.Г. Браун на церемонии открытия подчеркнул общественно-политическое значение приватизации – стержня экономической реформы. Андрей Георгиевич особо обратил внимание на торги в формате аукциона: они наиболее демократичны, обеспечивают равные права всем участникам. Открытость и гласность конкурса выгодна государству, а значит и всем гражданам.

Заместитель председателя Государственного комитета по госимуществу Республики Казахстан В.Н. Новиков акцентировал внимание на появлении новых собственников, для многих из которых аукцион будет впервые. Пожелав им удачного плавания в бурном море рыночной стихии, где бушуют невидимые миру страсти, он предостерег - обратного пути у вас нет.

Заместитель главы областной администрации, председатель Акмолинского терркома по госимуществу С.С. Есилов напомнил участникам важнейшее условие торгов: половину стоимости объекта победитель оплачивает в течение 30 дней - деньгами, и оставшиеся 50% - жилищными купонами. Эта особенность и определяет экспериментальный характер аукциона и конкурса.

Элегантный ведущий В.В. Миняев, который мог легко зажечь зал шуткой, объявил первый лот.

- Объект первый: баня №12, стартовая цена 3 миллиона!

Торги сразу же приняли такой размах, что ошеломили зрителей. Участники называли сразу 15, 20, 50 миллионов, и ведущий поддерживал темп задорной рекламой «великолепной бани», которая ушла за 90 миллионов! В.Н. Новиков вручил первому покупателю симпатичного медвежонка - приз, учрежденный спонсором торгов - концерном «Азат».

Помещение в жилом доме (пр. Победы, 65/4) при стартовой цене в 500 тысяч купили за 18 миллионов, а склад химикатов — за 110 млн.

Даже самому неискушенному зрителю понятно, предприниматель за ценой не постоит. На кону была выставлена недвижимость, которая росла в цене с астрономической скоростью, соответственно приобретение помещений было наиболее надежным вложением ненадежного капитала.

На аукционе разыгрались красноречивые драмы. Более десятка участников вступили в борьбу за право обладанием магазином «Сауле»! О начальной цене в 10 миллионов забыли уже на 10 секунде. Никто не хотел уступать! Острая дуэль состоялась между участниками №43 и №30. Счет пошел по-крупному: 150 миллионов! 300 миллионов! Наконец на сцене остаются молодой джентльмен и юная леди, выказавшая мужское упорство, напор и стремление к цели. Но высоту в 700 миллионов она взять не смогла!

За смелость и отвагу юная «Мисс-Аукцион» получила из рук вице-президента «Азата» П.М. Зильбермана памятный приз.

Магазин «Сауле» стал рекордсменом торгов (700 миллионов - не шутка), но и другие объекты пошли по самой красной цене.

За продовольственный магазин №81 организаторы запрашивали 5, а получили 315 миллионов. Продмаг № 61 ушел за 254 миллиона, а за комплекс общественного питания «Космос» участник №20, директор МЧП «Механ» Ю.А. Шохин, выложил 535 миллионов!

Относительно дешево оценили право на аренду магазина «Колос» - всего в 50 миллионов.

Объекты были выставлены на коммерческий конкурс с обязательными условиями для покупателей: в течение трех лет они должны выдерживать профиль магазина, торговать продуктами в обязательном ассортименте и сохранить рабочий коллектив.

В ходе торгов в обществе выявилась прослойка состоятельных людей, рационально вкладывающих в дело немалые капиталы. Среди них, президент АО «Есиль» М.А. Набиев. Это акционерное общество приобретало недвижимость только на аукционах, то есть максимально открытым, прозрачным способом.

 

 

Последний стук молотка. Отгремели аплодисменты, победители подняли бокалы шампанского.

Организаторы оценили итоги торгов. По мнению С.С. Есилова, они превзошли все ожидания и прогнозы. Были приобретены все 15 объектов. При начальной цене в 61 млн. получено 2 миллиарда 546 миллионов 350 тысяч рублей. Вырученные деньги поступили в бюджет.

«Это абсолютный рекорд! Самый прибыльный из аукционов!» - подчеркнул В.Н. Новиков, высоко оценив четкую организацию торгов.

Но С.С. Есилов высказал и озабоченность: где добудут покупатели жилищные купоны, чтобы покрыть половину стоимости. директор МЧП «Механ» Ю.А. Шохин, купивший комплекс «Космос», ответил: «Будем скупать купоны по всей республике в пропорции один к одному плюс акции МЧП на 3 года».

 

 

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?