Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Факторы развития Казахстана

2385
Факторы развития Казахстана - e-history.kz
25 лет назад на сессии Верховного Совета РК Президент Казахстана выступил с историческим докладом о важнейших факторах дальнейшего развития Казахстана, как суверенного государства.

Если вспомнить, то в реальных условиях социально-экономическое положение республики в то время оставляло желать лучшего. Проводимые реформы пока не дали должного эффекта, бюджет страны трещал по швам, граждане страны не могли получить свою зарплату, а пенсионеры – пенсию. Какой выход видел Президент, что он предложил народу? Портал «NDH» решил напомнить об этом и обратился к историческому выступлению Нурсултана Назарбаева.

Президент констатировал, что при всей остроте стоящих задач, становление Казахстана как суверенного государства имеет необратимый характер. Главной и надежной опорой нашего продвижения вперед, несомненно, является межнациональное единство, стабильность, консолидация, духовное согласие народа. Это – важнейшее условие, отправная точка реформирования и прогресса Казахстана.

Разумеется, стабильность в обществе зависит, прежде всего, от решения экономических проблем, что непосредственно сказывается на атмосфере в обществе.

Между тем, о каких-то позитивных сдвигах говорить нам пока рано. По прогнозной оценке, за 1992-1993 годы производство валового внутреннего продукта против уровня 1991 года снизится на 25 процентов, объем промышленной продукции – на 22, капитальных вложений по всем источникам финансирования – на 70, розничного товарооборота – на 41 процент. Наряду с этим нарушилась связь между доходами населения и результатами труда. Мы пока живем, потребляя больше, чем производим.

Большой урон экономике Казахстана, как, впрочем, и российской, нанесло возведение таможенных барьеров между нашими странами. Однако сегодня есть все основания заявить, что началось, наконец, движение вперед по конструктивному руслу. Заключенный недавно Экономический союз между государствами СНГ, соглашение об объединении денежной системы Казахстана с денежной системой России, рассмотреть которые предстоит, видеться реальным шагом на пути к преодолению кризиса в экономике.

Здесь Президент сделал принципиальную оговорку. Он сказал, что если договор об Экономическом союзе и соглашение о создании рублевой зоны нового типа не будет работать, то ему придется принять неординарное решение в интересах республики. Речь шла о введении собственной национальной валюты. Судя по реакции зала, Президент получил согласие на такой шаг, хотя среди депутатов были и противники такого решения.

Многие тезисы доклада Президента формировались, с оглядкой на положения в других постсоветских странах. И это объяснимо – прошло всего несколько лет с момента распада Советского Союза и обретения Казахстаном независимости. Экономические, политические и социальные процессы стран СНГ могли следовать схожей модели развития, несмотря на различия, обусловленные потенциалом полезных ископаемых, а также промышленного и научного наследия, сформированного в каждой стране за годы существования в составе СССР.

Общая история, а также территориальная близость обуславливали хозяйственную интеграцию между нашими странами на новом рыночном уровне, что отвечает общим целям, поскольку в тот момент нельзя было найти иной рынок сбыта продукции. Как отметил Президент Казахстана, рыночные критерии нельзя, а в нашем случае и невозможно соотносить с Западом или Востоком. У нас, если говорить упрощенно, один «котел», и мы будем вынуждены долго в нем вариться.

Наша политика по отношению к странам СНГ была и остается неизменной – это равноправное экономическое и оборонное сотрудничество, взаимная координация действий на внутренней и внешней арене, подчеркнул Президент. Традиционно тесные отношения у нас были и будут с Россией и государствами Центральной Азии. Политический развал СССР не поколебал и не мог поколебать нашу многовековую дружбу. Исторически сложилась так, что ориентация на добрососедские отношения объективно вытекала из широких симпатий наших народов друг к другу.

Одним из важных вопросов был вопрос о человеческих ресурсах. Некогда многомиллионный Казахстан ежедневно покидали тысячи людей. Это был их выбор. Президент подчеркнул, что миграционный процесс, который сейчас идет – это нормальный процесс, вызванный множеством факторов. Уезжают те люди, которые не имеют глубоких корней на казахской земле, кто душой, что вполне естественно, стремится вернуться на родные места, откуда был сорван очередным призывом на «стройку коммунизма» или политикой разрушения «бесперспективных» российских деревень. Но в Казахстане не существует проблемы беженцев. Тем не менее, Президент высказался за экономическое обеспечение сокращения миграции, имея в виду и занятость населения, и создание атмосферы доверия в обществе. Наша задача, сказал он – широко разъяснять всем казахстанцам, что Конституция и законы Республики дают равные права всем гражданам. И поэтому у наших соотечественников нет оснований торопиться с отъездом.

В целом, по мнению Президента, партнерство Казахстана с государствами СНГ будет лишь способствовать достижению экономической независимости республики, поскольку это длительный процесс. Он связан с решением целого ряда стратегических проблем. Прежде всего необходимо последовательно без всяких крайностей проводить структурную перестройку экономики за счет формирования завершающих технологических стадий производства готовой продукции.

Здесь Глава государства подробно остановился на особенностях новой жилищной политики. Тема актуальна и интересна как для населения, так и для руководителей предприятий, местных органов и правительства. Жилье идет по приоритетности вслед за вопросами продовольствия. Развитие жилищного строительства послужит локомотивом развития многих смежных отраслей, пробуждая их от инвестиционной спячки. Будет решается не только экономическая, но и важнейшая социальная проблема.

В республике идут структурные изменения. Объединения «Жезказганцветмет» и «Балхашмедь» развивают производство медной катанки и эмальпровода. В Усть-Каменогорске и Шымкенте идет подготовка к выпуску титана и проката из него, свинцовых аккумуляторов и свинцового проката. В Павлодаре решается вопрос получения металлического алюминия и соответствующих изделий. Реконструкция Карагандинского металлургического комбината обогатит экономику республики многими современными видами металлопродукции. Освоение производства ферромарганца, пользующегося большим спросом на внешнем рынке, вздохнуло вторую жизнь в ранее малоперспективную компанию «Каратау». Начато строительство нефтепровода «Тенгиз – Жанажол – Кумколь» по доставке казахстанской нефти и газа на переработку в Павлодар и Шымкент, что позволит нам полностью перейти на самообеспечение горючесмазочными материалами. Реконструкция нефтеперерабатывающего завода в Атырау, строительство аналогичных заводов в Алге и Актау превратят Казахстан в экспортера продуктов нефтепереработки, что значительно выгоднее продажи сырой нефти.

Рассматриваются различные варианты строительства на первых порах сборочных автомобильных заводов. Переговоры ведутся с известными японскими, южно-корейскими, шведскими, немецкими и другими фирмами.   

Оборонные предприятия освоили выпуск малых пекарен, мукомольных комплексов, мини-заводов по производству колбас и мясных консервов. Они стали также выпускать тракторные прицепы, малые тракторы и микрокультиваторы, телевизионные станции, утюги экспортного уровня. Множество совместных предприятий расширили ассортимент производимых в Казахстане товаров народного потребления телевизорами, видеомагнитофонами, стиральными машинами, термосами, тканевыми обоями, разнообразными кожевенно-меховыми изделиями за счет использования наших мощностей и ресурсов. Корейская фирма «Самсунг» наладила в Караганде выпуск холодильников.

На реализацию четырех государственных программ по развитию топливно-энергетического и металлургического комплексов, насыщению рынка товарами народного потребления и продовольствием, развитию транспорта уже в текущем году выделено почти 250 миллиардов рублей, или более 90 процентов всех средств на производственное строительство.

Президент особо отметил важность для республики транспортной проблемы. Здесь проведена довольно интенсивная работа. Готовятся международные договора о создании трансконтинентальной железнодорожной магистрали от тихоокеанского побережья Китая через Казахстан и Центральную Азию с выходом на Ближний Восток, Средиземноморье и далее в Европу. Бассейн Каспийского моря стали использовать для транспортировки грузов в порты Ирана. Разрабатываются проекты строительства нефтепроводов, открывающих путь казахстанской нефти в зарубежные порты. Принимаются меры по развитию межгосударственных автомобильных перевозок с выходом на Индийский океан и воздушных сообщений с государствами дальнего зарубежья.

В комплексе все эти программы направлены на укрепление экономического суверенитета, обеспечение энергетической независимости, развитие экспортного потенциала и золотого запаса, создание условий для привлечения иностранного капитала, развитие производства сложных потребительских товаров, оборудования для нефтегазовой и металлургической промышленности и переработки сельхозпродукции.

Найти доступ к новой технике и технологии мирового уровня возможно лишь при наличии твердой валюты. Другой, более приемлемый для нас вариант – создание совместных производств. У нас уже свыше полутысячи таких предприятий, в уставном капитале которых доля иностранных партнеров составляет более 53 процентов. Создаются также предприятия, в которых весь капитал является иностранным.

На этом вопросе, заметил Нурсултан Назарбаев, приходится останавливаться более подробно потому, что в некоторой части есть определенное непонимание политики привлечения иностранных инвестиций. Иногда раздаются пусть искренние, но абсолютно не соответствующие действительности заявления о якобы идущей распродаже Казахстана иноземным магнатам. В реальности же нас должно заботить другое – как быстрее и плодотворнее вовлечь иностранный капитал для экономического подъема республики, адекватно ее богатым природным ресурсам и способностям трудолюбивого народа. Без этого становление Казахстана как суверенного государства и вхождение его в строй цивилизованных и развитых стран мира затянется надолго, а жизнь многих поколений будет ущербна.

Важнейшим направлением реформирования Президент назвал укрепление денежной системы, без которой невозможно проводить эффективную финансово-кредитную и инвестиционную политику.

Предпринятый шаг по объединению денежной системы Казахстана с денежной системой России – мера достаточно прагматичная и наиболее реальная в нынешней ситуации. Введение же собственной валюты, что не противоречит, кстати, Уставу Экономического союза СНГ, должно быть подготовлено временем. А рассуждения о том, что мы, мол, поступаемся суверенитетом в финансово-кредитной сфере, – это не более чем рассуждения. Мы поступаемся лишь частью этого суверенитета, как, впрочем, и российская сторона ради сохранения независимости в будущем.

Глава государства заявил, что в финансовой сфере необходимо сосредоточить усилия на обуздании инфляции, а не на стремлении к введению собственной валюты. Только тогда можно ожидать удешевления банковского кредита, появления мотивов к накоплению и к инвестиционной активности, увеличению объемов производства. От этих процессов зависит дальнейшая судьба экономики страны.

Нурсултан Назарбаев заметил, что еще не поздно принять конкретные направляющие меры по снижению инфляции, не пуская этот процесс на самотек. С начала года цены возросли более чем в шесть раз, то есть в среднем на 25 процентов каждый месяц. В связи с этим Президент выразил убежденность, что сегодня страна в жестокой и эффективной антиинфляционной политике. Важно перестать идти вслед за свершившимися событиями, а принимать меры, упреждающие и приглушающие инфляционные процессы. Мы дошли до порога, когда сохранение сложившейся экономической ситуации ставит под угрозу достижение наших стратегических замыслов. Нужны сильные меры со стороны государства, чтобы выстоять и преодолеть кризисные явления, угнетающие общество и экономику. В нормальной рыночной среде цена определяется соотношением спроса и предложения. Но наше хозяйствование протекает в условиях недоразвитого рынка, в котором его главный механизм – спрос и предложение еще не играет регулирующей роли в установлении цены.

Чтобы реально сдерживать инфляционные процессы в экономике, правительству необходимо фонд оплаты и в целом фонд потребления поставить в определенную зависимость от спада, сохранения уровня или роста производства. При этом оплата труда, пенсии, стипендии и другие пособия в непроизводственной сфере должны расти в меру роста оплаты труда в материальном производстве. Необходимо также долгосрочное кредитование инвестиционных вложений в приоритетных отраслях осуществлять под 5-7 процентов годовых, как принято в мировой практике, а по краткосрочным ссудам и депозитным вкладам установить ставку на 2 пункта выше роста сводного индекса потребительских цен.

Инфляция – многосторонне явление, и подходы для ее преодоления этими мерами, конечно же, не должны быть исчерпаны. Финансово-бюджетная политика должна преследовать цель сократить ежемесячный уровень инфляции как минимум до 10 процентов, снизить расходы бюджета и свести его дефицит до 4-5 процентов к валовому внутреннему продукту. Есть резон включить в состав соответствующих бюджетов созданные по сути на средства налогоплательщиков всевозможные многомиллионные внебюджетные фонды. Практика показала, что их автономное существование ведет к бесконтрольному и неэффективному расходованию.

Но еще важнее осознать, что в условиях сокращения производства, отсутствия средств для поддержки и оживления инвестиционного процесса другого выхода, кроме как жить по средствам, для нас не остается. Однако мы занимаемся огромной кредитной эмиссией, не подтвержденной реальным движением материальных ценностей. Это не улучшает ни производства, ни благосостояния людей. Кредитные вложения и народное хозяйство на 1 сентября этого года составили 5,6 триллиона рублей, а совокупная денежная масса в обращении в 1,7 раза превышает валовой внутренний продукт. Из каждых 100 рублей, выданных банковскими кассами, эмиссионные деньги составили по Казахстану 64, а в России – только 23 рубля. Эмиссия в расчете на каждого жителя превысила российский показатель на треть. Положение более чем серьезное, однако у нас почему-то сохраняется спокойствие по этому поводу.

Нашему Правительству и Парламенту, заявил Глава государства, надо, наконец, заняться осуществлением, пусть и непопулярных, но необходимых для нынешнего времени мер. Необходимо приостановить дорогостоящие социальные, экологические программы. Наш бюджет базируется на больной, сокращающейся экономике, такую тяжесть уже не выдержит. Социальные пособия и льготы следует предоставлять только малоимущим, слабо защищенным слоям населения. Есть смысл отменить все налоговые льготы, поощряя ими только рост физических объемов производства и эффективные инвестиции. Настала пора отказаться от финансовой политики и поддержки «на плаву» нежизнеспособных предприятий за счет бюджета и безнадежных кредитных инъекций.

Это жестокая необходимость, которую нужно не просто пережить, но и преодолеть общими усилиями для того, чтобы сократить кризисный период.

Адресность социальной поддержки означает отказ от стремления государства защитить все население вообще, ибо это не соотносится с его финансовыми возможностями не только в период кризиса, но и при стабильно растущей экономике. Упор должен быть на поддержку малоимущих и экономически недееспособных. У нас 2,7 миллиона человек нетрудоспособных граждан, 244 тысячи многодетных семей, чьи доходы ниже двукратного размера минимальной заработной платы. Вот они и должны быть под защитой государством. А для остальной части населения необходимо обеспечивать условия для максимальной занятости и реализации деловой предприимчивости. Важно также, чтобы в программах государственной поддержки населения в качестве основного объекта выступала семья, учитывались ее реальные доходы.

Даже понимая всю сложность мер по оздоровлению экономики и их неадекватность некоторым настроениям в обществе, нам все же придется их ввести в действие. При этом Президент отметил, что они отнюдь не сковывают руки, а напротив, дают возможность маневрировать в финансово-кредитной политике, если иметь в виду ее внешний аспект.

Заканчивая доклад, Президент подчеркнул, что стоящие перед республикой проблемы можно решить только сообща, только общими целенаправленными действиями, заботясь об интересах всего общества, реализацией начатых реформ.  

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?