Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Каким был государственный флаг Автономии Алаш?

9797
Каким был государственный флаг Автономии Алаш? - e-history.kz
В истории национально-освобдительного движения, партии и Автономии Алаш все еще остается немало неисследованных и неизвестных моментов, из-чего порой возникает разного рода легенды, домыслы и небылицы

Особенно неподдельный интерес вызывает государственные символы Автономной Республики Алаш. Например, имела ли Алаш свой государственный флаг? Если да, то каким он был?

Опираясь на исторические факты можно однозначно утверждать о том, что Автономия Алаш за два с половиной года своего существования (декабрь 1917 – август 1920 гг.) успела разработать все свои государственные символы – герб, гимн, государственный флаг, в том числе печать, штамп, бланк (фото № 1-2) Временного Всеказахского Национального Совета (Правительства) Алаш Орда, а также знамя войска (армии) Алаш и его марш.

Фото № 1. Извещение Правительства Алаш Орда за подписью председателя А. Букейхана за № 2 от 12.06.1918. Г. Алаш

Установлено, что в 1918-1919 годах было написано несколько гимнов Республики Алаш. Слова одного из известных вариантов гимна под названием «Кері заман» сочинил поэт, автор сборника «Оян, қазақ!», первого казахского романа, один из лидеров движения, партии «Алаш» Миржакып Дулатулы (Мир-Якуб Дулатов), музыка взята из песни «Заман-ай». Автором слов другого варианта гимна являлся поэт, видный религиозный деятель, ахунд Гумар Караш. Один из видных представителей элиты Алаш второй послереволюционной волны, талантливый писатель, поэт-песенник Жусипбек Аймауытулы (Джусупбек Аймаутов) являлся автором слов и музыки песни «Ғаскер өлеңі» (букв. «Песня воинов». – С.А.), более известной как «марш Алаш».

Фото № 2.

Был разработан эскиз государственного герба Автономии Алаш, о чем сообщалось в материале «Орда гербі (таңбасы)» (букв. «Герб Орды»), опубликованном в газете «Қазақ» от 5 января 1918 года. «Раз государству Алаш приставлено название Орда (государство, империя: Алаш Орда – по аналогии с Золотой Ордой - Государство или Империя Алаш), едва ли кто станет оспаривать, что в его гербе присутствует изображение Орды. И вряд ли кто будет отрицать закономерность наличие в гербе Орды изображения орды. Следовательно, можно считать, что вопрос о гербе в основе решён», отмечается в этом материале «Орда гербі (таңбасы)» [1].

        Теперь что касается государственного флага Алаш Орды. По одной широко растиражированной версии, флаг Алаш будто бы имел исключительно зелёный цвет, что должно было свидетельствовать о том, что Автономия Алаш являлась исламским государством. Подобное утверждение не имеет ничего общего с действительностью. Это домысел, плод фантазии дилетантов. Версия о зелёном флаге (знамени) впервые появилась в секретной записке, если быть точнее – откровенном доносе от 19 апреля 1925 года, авторство которой не без основания приписывается Сакену Сейфуллину и которая была адресована Иосифу Сталину, утвердившемуся к этому моменту в качестве «единоличного хозяина Кремля». В нем утверждается дословно следующиее:

        «V Всекиргизский (читать «Всеказахский». – С.А.) съезд открылся в г. Ак-мечете (Перовск). Этот съезд считался первым объединительным съездом, на этом съезде была окончательно объединена вся Киргизия, присоединив к себе Джетсуйскую и Сыр-Дарьинскую области. После открытия съезда, на 2 или 3 день мне один товарищ говорит, что в зале, на самой середине красных знамен, раскинуто зеленое знамя Западного правительства Алаш-орды Досмухамметова с надписью из Корана.

         Я не поверил, но вспомнил, что действительно на середине красных знамен стоял какое-то зеленое знамя. Некоторые товарищи возмущались. Алаш-ордынское знамя сняли.

Потом объяснили, что это по незнанию повесил туда какой-то русский из служащих...

          Когда обратно, после конца съезда ехали в г. Оренбург, в поезде один бывший работник Алаш-орды, старый учитель, мне хорошо знакомый, теперь сотрудник Наркомпроса, с довольным видом в присутствии двух товарищей сказал мне: «Наконец все вышло в нашему (т. е. по Алаш-орде). Съезд открыли под нашим зеленым знаменем Алаш-орды» [2].

       В этом доносе автор (не столь важно, был ли автором именно С. Сейфуллин или кто-то другой; главное в том, что именно эта тайная записка вкупе с более ранним секретным докладом Турара Рыскулулы на имя И. Сталина дали повод Кремлю начать массовое преследование деятелей и лидеров движения, партии и Автономии Алаш), сознательно или нет, допустил два грубых искажений в отношении Алаш Орды. Во-первых, в истории Автономии Алаш не существовало т.н. «Западного правительства Алаш Орды», как не было «Восточной Алаш Орды» или «Тургайской...». Разделение «по регионам» единого правительства Алаш Орда началось с подачи Советской власти и автора романа-мемуаров «Тернистый путь» того же С. Сейфуллина. В действительности же существовало единое Правительство Алаш Орда, сформированное Общеказахско-киргизским курултаем от 5-13 (18-26) декабря 1917 года в Оренбурге, главой (в проекте Конституции Автономии Алаш, составленного Барлыбеком Сырттанулы, институт премьер-министра не предуматривался, главой государства и правительства являлся президент, избираемый Национальным Мажилисом – Парламентом. Об этом чуть ниже. – С.А.) которого Всеказахско-киргизский курултай избрал Алихана Букейхана подавляющим большинством голосов на альтернативной основе. И именно он, будучи главой Алаш Орды, в условиях гражданской войны и отсутствия коммуникации, был вынужден своим указом создавать... нет, не Западную, Восточную или Семиреченскую Алаш Орду, а Западное, Тургайское и другие ОТДЕЛЕНИЕ АЛАШ ОРДЫ. К примеру, вот как гласило предписание Алаш Орды, подписанное А. Букейханом 11 сентября 1918 года в Уфе:

«Предписание Временного Казак-Киргизского правительства Алаш Орды правительству Уильского Ойялята об его упразднение и сдаче дел Западному отделению Алаш Орды

Постановлением Алаш Орды от 11 сентября 1918 года для управления Западной частью Автономии Алаш образовано отделение Алаш Орды под председательством Джанши Досмухамедова. В состав западной части входят: Уральская область (Уильский Ойялят), Букеевская орда, Мангышлакский уезд, Актюбинский и Иргизский уезды Тургайской области.

В виду этого Алаш Орда упраздняет правительство Уильского Ойялята и предлагает ему сдать дела и имущество правительству названного отделения Алаш Орды» [3].

Во-вторых, сама Алаш Орда или её Западное отделение по определению не могла иметь зелёное знамя (флаг), как об пишет С. Сейфуллин. Поскольку отцами-основателями Автономии Алаш и членами (комиссарами) её правительства являлась исключительно западноориентированная, высокообразованная элита Алаш. Вот что, например, писал А.Н. Букейхан еще за 7 лет до образования Автономии в своем историко-справочном очерке «Казахи» (в ориг. «Киргизы». СПб, 1910 г.): «В ближайшем будущем, в степи, вероятно, сорганизуются две политические партии, соответственно двум политическим направлениям, складывающимся в казахской среде. Одно из них можеть быть названо национально-религиозным, и идеалом его является религиозное единение казахов с  прочими мусульманами. Другое, западническое направление, видит будущее казахской степи в сознательном претворении западной культуры – в самом широком смысле этого слова» [4].

       7 лет спустя, накануне образования Автономии, тот же лидер Алаш в своей заметке «Мен кадет партиясынан неге шықтым?» (букв. «Почему я вышел из кадетской партии?») выразился более предметно: «Как видно из истории Франции, России и других государств, священнослужитель, получающий жалование от правительства, предаст интересы религии, духовная сфера отодвинется на задний план. Подобный священнослужитель станет ведомым, послушным оружием государства. Если наш казак-киргиз желает процветания своей религии, то должен отделить ее от государства. По-русски это называется «отделение церкви от государства». И для релизации этой цели А.Н. Букейхан в июле 1917 года вышел из кадетской партии и немедленно приступил к образованию для казахов партии «Алаш» [5].

       Следовательно, Автономия Алаш являлась первым подлинно светским государством на территории современного Казахстана. И ее государственный флаг (знамя) не мог быть исключительно зеленым и символизировать принадлежность исключительно к исламскому миру.

       В-третьих, это грубое и недопустимое искажение истории, что Западное отделение Алаш Орды («Западное правительство Алаш Орды» по Сейфуллину. – С.А.) имело зелёное знамя, как утверждал об этом автор секретного доноса. Более того Алаш Орда и её областные отделения имели идентичные государственные символы – гимн, герб, флаг и т.д. Что касается зелёного знамени, то оно было знаменем Уильского вилаята (Ойыл уалаяты; вилаят-уалаят – область, аймак), образованного в мае 1918 года на съезде казахского населения Уральской области в Джамбейты (Жымпиты). Руководителями которого были избраны Жанша и Халел Досмухаммедулы (однофамильцы). В декабрском Всеказахско-киргизском курултае они уже были избраны комиссарами Алаш Орды. Однако они по какой-то непомнятной причине упорно отказывались прибыть к месту дислокации Алаш Орды – в город Алаш. Хотя, после образования Уильского вилаята, Жанша и Халел утверждали, что он образован в свете постановления Декабрского Всеказахско-киризского курултая и что он явлется составной частью (областью) Автономии Алаш.

        Между тем, по свидетельству того же С. Сейфуллина, руководство Уильского вилаята находилось всецело под влиянием и давлением религиозных лидеров. «Вся власть в западной алаш-орде, - пишет С. Сейфуллин, - была сосредоточена в руках троих: Жаханши Досмухамметова, Халел Досмухамметова и волостного управителя Салыка. За ними наблюдал священный хазрет Куанай, чью волю они выполняли беспрекословно» [6]. И, как следует, флаг вилаята был зеленым, на котором на казахском в арабской графике был написан лозунг «Жасасын Алаш Аутономиясы!» («Да здравствует Автономия Алаш!»), ниже приведена цитата из Корана, как свидетельствует об этом автор вышеприведенного доноса (фото № 3).

        11 сентября 1918 года в Уфе, глава Алаш Орды А. Букейхан собрал экстренное совещание правительства с участием Ж. Х. Досмухамедулы, по итогам которого подписал постановление об упразднении Уильского вилаята и образовании Западного отделения Алаш Орды. Таким образом вместе с Уильским вилаятом канул в Лету и его зелёное знамя.

        Так каким же был государственный флаг Алаш Орды, или был ли вообще?

        В материале «Прибытие в Семипалатинск киргизских отрядов», опубликованном в газете «Свободная речь» от 22.06.1918 г. за № 165, сообщается о том, как воины первого казахского конного полка держали над собой белое знамя: «На днях в Семипалатинск из степей прибыли киргизские отряды во главе с инструкторами-русскими офицерами. В среду 6 (19) июня около 6 часов вечера отряды были в городе. На площади возле Никольской церкви была устроена им торжественная встреча... Во время встречи на площадь прибыл известный национальный деятель Букейханов... На знаменах белого цвета на киргизском языке были начертаны лозунги: «Да здравствуют Всероссийское и Сибирское Учредительное Собрание», «Да здравствуют верные сыны Родины» [7].

        Однако здесь тоже не стоит торопиться с выводом о том, что флаг  Автономии Алаш был белым. По всей вероятности, это белое знамя было боевым знаменем войск Алаш. А на вопрос о том, каким все таки был флаг Автономии Алаш, ответ мы найдем в «Уставе (Конституции) Страны казахов», составленном ровно 108 лет тому назад в С.-Петербурге Барлыбеком Сырттанулы  (Сыртанов),  видным  деятелем национально-освободительного движения «Алаш», выпускником Восточного факультета С.-Петербургского  университета (1894). Этот уникальный исторический документ - «Устав Страны казахов» - следует рассматривать как плод совместного труда Б. Сырттанулы и А. Букейхана, совместного обсуждения текущей ситуации в родном Степном и Туркестанском краях и России в целом, анализа и выводов о ходе национально-освободительном движении, о чём

Фото № 3. Флаг Уильского вилаята

Алихан вспоминал в своей статье-некрологе «Барлыбекті ұмытпасқа» (букв. «В память о Барлыбеке»), опубликованной в газете «Қазақ» в декабре 1914 года по случаю безвременной кончины Барлыбека [8]. Алихан и Барлыбек являлись ровесниками – 1866 года рождения, были знакомы с далёкой студенческой поры в С.-Петербурге (с 1894 года), когда первый из них только поступил в Лесной институт, второй – уже закончил Восточный факультет императорского университета, но задержался, чтобы устроиться на службу (фото № 4). В некрологе автор вспоминает, что следующая их встреча состоялась почти 15 лет спустя в том же С.-Петербурге, где они вместе провели всё лето 1910 и 1911 годов и расстались, поклявшись впредь совместно бороться за права и свободу народа. Важно заметить, что Алихан в 1910-1911 годах в С.-Петербурге предпринял очередную попытку восстановить избирательные права многомиллионного народа и вернуть его к думской трибуне, которой казахи лишились вследствие нового «столыпинского» закона о выборах от 3 июня 1907 года (в дореволюционной литературе это положение называли не иначе как «третьеиюнским переворотом». – С.А.), а Барлыбек – отстаивал права Семиреченских казахов на собственные земли. Логическим итогом двух их встреч оказался «Устав Страны казахов», под которым стояла подпись «13 июня 1911 года, Санкт-Петербург, С. Б. Алашинский».

Фото № 4. Алихан Букейхан (слева) и Барлыбек Сырттанулы (справа) – видные деятели казахского национально-освободительного движения «Алаш» начала ХХ века

Необходимо ещё раз подчеркнуть, что документ составлен Б. Сырттанулы (С[ыртанов]. Б[арлыбек]. Алашинский) по поручению А. Букейхана. В пункте 2 статьи І документа под заголовком «О самостоятельности Республики Страна казахов» имеется описание государственного флага предполагаемой республики «Страна казахов»: «Страна казахов имеет флаг. Флаг состоит из зеленой, красной и желтой поперечных полос. В верхнем углу имеется рисунок полумесяца и звезды. Зеленый цвет – знак верности страны исламу, красный – символ пролитой при защите страны крови, желтый – символ широкой казахской степи, свободы» [9].

        Далее автор этих строк совместно с историком Халилом Масловым, строго следуя каждой букве описания флага Страны казахов, набросали два его эскиза. В ходе работы над эскизами возникла небольшая заминка с очередностью расположения цветов флага. Но всё же исходя из того, что в описании зелёный цвет, как «знак верности исламу», перечислен первым, решили разместить его первым в поперечной и вертикальной полосах, вторым – жёлтый цвет как символа Великой казахской степи и независимости, и самым крайним – красный как символа пролитой казахской народной крови  при защите отечества.

        В описании флага есть также изображение полумесяца со звездой, одной звезды, которые должны были разместиться в верхнем углу. Было решено разместить их в верхнем левом углу. В итоге получился вот таких два эскиза (фото №№ 5-6):

Фото №№ 5-6. Два эскиза государственного флага Автономии Алаш

Предлагая вниманию широкой общественности настоящий эскиз флага Автономной Республики Алаш, я надеюсь, что всякого рода споры, домыслы, спекуляции будут исчерпаны.

Настоящая статья написана в рамках реализации програмно-целевого финансирования BR05236848 и грантового проекта AP05132901.

Перечень использованной литературы:

1 Орда гербі (таңбасы). «Қазақ», 05.01.1918 ж. Орынбор. – 1 б.

2 АПРК. Ф. 811, Он.,24, Д243, Лл. 7-17. Фотокопия; Алаш қозғалысы. Құжаттар мен материалдар жинағы. - Сәуір 1920-1928 жж. Движение Алаш. Апрель1920-1928 гг. Алматы: «Ел-шежіре» басп., 2007. Т. 3. Кн.1. – 304 с. –С.187-194.

3 Мартыненко Н. Алаш-Орда. Сборник документов. // Кызыл-Орда, 1929 г. – С. 82.

4 Бөкейхан Ә. Шығармалары – Сочинения. 15 тт. – Астана: ОФ «Алашорда», 2018. Том 8. – С. 261.

5 Бөкейхан Ғали хан. Мен кадет партиясынан неге шықтым? //«Қазақ», 1917.23.12, № 256. Орынбор. – 1 б.

6 Сейфуллин С. Тернистый путь. Историко-мемуарный ромн. – Алматы: «Жазушы», 1975. - С. 187.

7 Прибытие в Семипалатинск киргизских отрядов. – Семипалатинск: «Свободная речь», 22.06.1918 г., № 165.

8 Ғали хан. Барлыбекті ұмытпасқа. «Қазақ», № 90, 16.12.1914 ж. Орынбор. – 2 б.

9 Барлыбек Сыртановтың Уставы («Қазақ елінің Уставы»). – Алматы: ҚР Әділет миинистрлігінің хабаршысы, № 12, 1994. – 24-28 бб.

Султан Хан Аккулы

 

 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?