Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Главный символ столицы

2586
Главный символ столицы  - e-history.kz
Три мира объединены мировым деревом. На вершине дерева находится гнездо птицы Самрук, в корнях мирового древа лежит дракон, у подножия дерева стоит человек, птенцы в гнезде олицетворяют будущее

Казахская мифология полна образов, понимание которых приходит только через какое-то время. Для детей все просто: есть добро и зло, один персонаж хороший, а другой – плохой. Но для того чтобы понять, мир не так уж и прост, наши предки через мифы погружались в разные миры.

Очень хорошо представил мировоззрение древних кочевников Орынбай Жанайдаров в книге «Мифы Древнего Казахстана». Вселенная состояла из трех миров – Верхнего (неба), Срединного (земли) и Нижнего (подземного). В каждом из миров протекает жизнь, но обитатели отличались друг от друга. В верхнем мире обитали летающие существа и птицы, в Среднем – люди и животные, а в Подземном мире – змеи, черепахи, рыбы.

Одним из важных образов древней мифологии было мировое дерево, которое соединяет все три мира. По восприятию древних людей, своими корнями оно уходит в подземное царство, в котором правит дракон, а кроной, в которой свито гнездо гигантской птицы, дерево упирается в небо. Такое дерево упоминается в мифологии и сказках многих народов. Золотые изделия в виде дерева, найденные в Иссыкском кургане, на Алтае и в других местах доказывают глубокие традиции этих представлений.

В устном народном творчестве кочевников это дерево известно, как Байтерек. Упоминания об огромном дереве есть в сказке о Ер-Тостике. После очередного поединка с врагами Ер-Тостик лег отдохнуть под деревом Байтерек. На вершине дерева плакали птенцы птицы Самрук. Дракон поднимался по дереву чтобы полакомиться беззащитными птенцами. Ер-Тостик не побоялся и убил Дракона. Когда прилетела птица Самрук детеныши рассказали ей о Ер-Тостике. Тогда птица помогла ему выбраться на поверхность земли и наделила невиданной силой. Это один из важных сюжетов в мифологической философии кочевников.

 

 

Три мира объединены мировым деревом. На вершине мирового дерева находится царь Верхнего мира – птица Самрук (Симиург). В корнях мирового древа, обхватив его кольцами, лежит дракон-змей – олицетворение зла. У подножия дерева стоит человек, направивший лук и стрелы на дракона. Птенцы в гнезде олицетворяют будущее.

Глубокий философский смысл мифа о мировом дереве Елбасы выразил в архитектурном облике столицы.

Президент страны Нурсултан Назарбаев понимал, что новая столица должна отражать преемственность казахстанской государственности, общность и единство народа Казахстана. Однажды Президент нарисовал эскиз будущего монумента на обычной бумажной салфетке, которая хранится в Библиотеке Первого Президента РК - Елбасы. Вскоре монумент «Байтерек» стал одним из главных достопримечательностей столицы.

 

 

Байтерек» был построен в 2002 году по инициативе Елбасы. Архитектор проекта - Акмурза Рустембеков. Высота постройки составляет 105 метров, смотровая площадка находится на высоте 97 метров. Это не случайно. Именно в 1997 году Нур-Султан стал столицей Казахстана.

Структура башни символизирует три основы мироздания – подземный, земной и небесный миры. На глубине четыре с половиной метра находится нижний уровень, где располагаются кафе, аквариумы и мини-галерея «Байтерек». Металлическая конструкция башни весит больше 1000 тонн и стоит на 500 сваях. На вершине находится огромный шар из стекла диаметром 22 метра и весом 300 тонн.

В панорамных лифтах посетители могут подняться в стеклянный шар. Там расположены бар и панорамный зал. В центре зала стоит глобус с лепестками, подписанными представителями крупнейших религиозных конфессий. На верхнем уровне расположен оттиск ладони Первого Президента Казахстана Н. Назарбаева «Аялы Алакан» – символ мира и согласия. Прикладывая свои руки, все люди желают мира и процветания народу Казахстана.

Со смотровой площадки открывается прекрасный вид на город. В прямом смысле слова завораживает современный деловой облик столицы, современные хайтек здания бизнес-центров, спальные районы, парки, расположенные на обеих берегах Есиля.

 

 

Монумент стал туристической Меккой для путешественников из разных уголков страны и дальнего зарубежья. На экскурсии и выставки приходят школьники, студенты, работники организаций и предприятий столицы. У посетителей остаются не только прекрасной впечатление, но и чувство гордости за страну. «Мне очень понравилось – это было что-то новое, что-то красивое. Гид нам все показал и рассказал. С тех пор у меня осталось потрясающее впечатление, думаю, как и у всех», - поделился своими впечатлениями ученик 4-ого класса Нурлан Азаматов.

«Байтерек» - символ независимого и молодого Казахстана. Сегодня он ассоциируется не только со столицей и Президентом, но и со всей страной в целом. Он стал не только символом города, но и всего казахского народа, сохраняющего свои исторические корни и устремленного в будущее.

 

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?