Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Мукан Тулебаев. Символ музыкальной культуры Казахстана

4899
Мукан Тулебаев. Символ музыкальной культуры Казахстана - e-history.kz
В истории казахской музыкальной культуры Мукан Тулебаев занимает особое место

Его жизнь оборвалась рано, но творческое наследие композитора, включающая в себя более сотни классических произведений, остается в веках

Жизнь и творчество Мукана Тулебаева – это история музыкальной культуры Казахстана 1940-50-х годов прошлого века. Оперы, хоровые и симфонические произведения, романсы и кантаты… Нет ни одного жанра, в котором бы ни творил Тулебаев. Он был обладателем высокого звания Народного артиста СССР, лауреатом Государственной премии Советского Союза, профессором консерватории, автором первого государственного гимна Казахстана, депутатом Верховного совета Казахской ССР. В его жизни было все: признание власти, любовь народа, благополучие в личной жизни.

Мукан родился 28 февраля 1913 года в местечке Карашиган Семиреченской области в творческой семье Тулебая Ускимбаева и Тажибалы Акшаловой, которые нарекли его Мухаммедсалимом. Существует история, что незадолго до рождения сына Тажибала увидела сон, в котором она рукой поймала большую птицу. На следующий день она отправилась к местному мулле, который предрек благополучное рождение ребенка. Через несколько дней во сне Тажибала снова ловила птицу, которую назвала Бопанай. Она снова пошла к мулле, который посоветовал назвать ребенка именем из Корана. Так появилось имя Мухаммедсалим. Однако родители предпочли называть сына более ласковым именем Мукан.

Говоря о творческой натуре ребенка, нельзя не отметить вклад матери. Отец Мукана Тулебай происходил из бедной семьи, всю жизнь трудился земледельцем, что, впрочем, не помешало ему быть избранным мирабом, в обязанности которого входило распределение полевой воды в песчаной местности Борлитобе. О матери Мукана Тажибала известно немногим больше. Она происходила из многодетной семьи Акшала Тастанбекова, известного в округе знатока казахского фольклора. Она была музыкально одарена, слагала стихи и очень красиво пела. Кроме родителей в семье Мукана жил и двоюродный брат отца Апырбай Ауелбаев, известный в то время акын и айтыскер. Он-то и стал первым учителем маленького Мукана. Апырбай привил шестилетнему племяннику любовь к музыке. Тогда Мукан только постигал тайны двухструнной домбры.

Мукан в 1929 году становится слушателем литературного отделения Капальского педагогического техникума. Учебу М. Тулебаев не окончил. В 1933 году смерть отца сделала Мукана единственным кормильцем семьи и вынудила его вернуться в родные края, где он трудился счетоводом в одной из 17 рыболовецких артелей, созданных в рамках строительства Турксиба, и одновременно организует кружок художественной самодеятельности. Тяжелая работа, тем не менее, не давала Мукану позабыть навыки в игре на домбре.

Так, известен случай, когда именно музыкальные навыки молодого Мукана расстроили свадьбу красавицы Толеу и одного старца. История гласит, что Мукан был приглашен на эту свадьбу как акын, который развлечет гостей. На деле же, когда Мукану дали в руки домбру, он запел обличительную песню об отце и брате девушки, который задолжал старцу и решил откупиться дочерью. Игра Мукана настолько заворожила слушателей, что под конец исполнения песни невеста, ее мать и сестра громко заревели, а свадьба расстроилась.

Весной 1934 года Мукан Тулебаев вместе со своим коллективом и агитбригадой принял участие в слете молодых талантов. За тридцать дней Мукан объездил тринадцать из семнадцати рыболовецких картелей, выступал на четырех рыбных заводах и покорил публику виртуозным исполнением песен «Аупілдек», «Аққуым» и «Жеті Арал». Этот успех окончательно подкрепил его желание заниматься музыкой.

В 30-е годы ХХ века в Москве при театральном институте им. А.В. Луначарского и Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского были открыты студии для подготовки профессиональных национальных музыкальных кадров республик Средней Азии. При консерватории в то время работали казахская, киргизская, таджикская и узбекская студии. Но прежде чем туда попасть, надо было принять участие в смотре талантов в Алма-Аты и получить рекомендации Евгения Брусиловского (на фото слева), Шакена Айманова, Курманбека Жандарбекова и Куляш Байсеитовой. С этим справились четверо: Мукан Тулебаев, Кадау Баймухамедов, Жамига Шалбаева и Оспан Камшибаев. В августе 1936 года они отправились в Москву. По воспоминаниям Е. Брусиловского, справиться М. Тулебаеву помогли прекрасный музыкальный слух и умение интонировать.

Первые профессиональные навыки в музыке Мукан Тулебаев получил в 23 года. Первые два года он учился на кафедре сольного пения у Ксении Васковой, Марии Владимировой и Елены Катульской, но хроническая болезнь легких заставила его попробовать свои силы на композиторском отделении под началом советского композитора Бориса Шехтера и Народного артиста СССР Рейнгольда Глиэра. Здесь он открыл для себя фортепиано. В 1938 году Мукан Тулебаев пишет свое дебютное произведение – романс «Кешкі көк» на стихи своего друга З. Ильясова, а также носит идею постановки оперы «Қамар сұлу» Султанмахмута Торайгырова. Из воспоминаний композитора известно, что после учебы в студии он собирался поступить на основной курс консерватории, но летом 1941 года началась Великая Отечественная война.

Мукан Тулебаев, как и многие смелые сыны казахского народа, рвался в бой, даже находился в рядах народных ополченцев, но из-за плохого здоровья его так и не отправили на фронт. Он начинает сочинять походно-маршевые песни («Тос мені, тос», «Соқ, барабан», «Қанаттым» и другие). Кроме того, этот период его жизни тесно связан с Евгением Брусиловским, преподававшего Мукану основы композиции с 1941 по 1946 год.  Е. Брусиловский позже напишет, что поначалу относился к М. Тулебаеву как к ученику, но его быстро очаровала его любознательность и пытливый ум. О своих отношениях с Муканом Евгений Брусиловский писал:

 

«Мы обычно не без ядовитости спорим, что звучит по-казахски…. Мы ревниво обсуждали каждую интонацию, тот или иной гармонический прием. Что делать с терцией? Можно ли пользоваться D7 в чистом виде или в альтерированном? … Вопросов было много и все нервные. Не успев толком освоить технический уровень первой гармонии, Мукан заглядывал далеко вперед. Так от первой песни «Соқ барабан» до последней «Тос мені, тос» Мукан прошел путь возвращения из Москвы в Казахстан, выяснения стилевых, ладо-гармонических принципов казахской музыки»

 

Для Мукана Тулебаева 1942 год стал щедрым на события. В этом году он стал членом Союза композиторов Казахской ССР, написал «Поэму» для оркестра, несколько камерно-инструментальных произведений для скрипки и фортепиано, «Лирический танец» для кобыза и фортепиано, песню «Таня туралы ән», которая стала лучшей песней на республиканском конкурсе произведений о Великой Отечественной войне. Кроме того, в этом же году он начал работать в качестве дирижера оркестра народных инструментов в Алма-Ате и наряду с Е. Брусиловским и Л. Хамиди стал автором первого Государственного гимна Казахской ССР.

В 1945 году Мукан Тулебаев написал «Казахскую увертюру» и оперу «Амангелды», за что получил высокое звание Заслуженного деятеля искусств Казахской ССР. О М. Тулебаеве Евгений Брусиловский писал так:

 

«Быстрота роста М. Тулебаева как композитора исключительна». Еще в 1936 году он не знал нот. А через пять лет Мукан Тулебаев вернулся из Москвы уже вполне грамотным музыкантом.

Часто бывает так, что молодой композитор, не обладающий необходимой технической подготовкой, объединяется с более квалифицированным композитором для совместной работы над крупной формой…. Соавторство же Тулебаева со мной имело совершенно иные причины… Он уже тогда мог бы вполне самостоятельно написать оперу, но ему не хватало практики, опыта. Подготавливая себя к самостоятельной работе над следующей оперой, М. Тулебаев активно участвовал в создании оперы «Амангельды».

 

Однако главной работой в карьере Мукана Тулебаева является не «Амангельды», а опера «Биржан и Сара» на либретто поэта Кажима Джумалиева, над которой автор работал на протяжении почти шестнадцати лет. Премьера этого лирико-драматического произведения состоялось 7 октября 1946 года, а главные роли в нем сыграли Ануарбек Умбетбаев и Куляш Байсеитова.

 

 

Мукан Тулебаев работал много. В 1948 году мир восторгался его произведениями для скрипки и фортепиано «Сюита», «Колыбельная», «Лирический танец» и «Трио», фильмом «Золотой рог». В 1949 году он стал лауреатом Сталинской премии II степени за оперу «Биржан и Сара», написал «Струнный квартет» для скрипки и фортепиано и «Токката» для фортепиано. Еще через два года он окончил Московскую консерваторию по классу композиции, знаменитую кантату «Огни коммунизма» и поэму «Казахстан».

Жизнь композитора была наполнена не только счастливыми звуками.

В начале 1950-х годов в СССР началась новая волна сталинских репрессий, в рамках которой Сталин старался ликвидировать т.н. «националистические ячейки». В ряды таковых попал весь свет казахской культурной и научной интеллигенции, в т.ч. Народный артист СССР, композитор Ахмет Жубанов (фото справа), чья недавно опубликованная книга «Жизнь и творчество народных композиторов» стала объектом безосновательной разрушительной критики.

В сентябре 1951 года в газете «Социалистический Казахстан» появилась еще одна критическая рецензия на работу Жубанова, под которой стояла подпись Мукана Тулебаева.

Коллеги по цеху никогда не враждовали, а подобный нож в спину, сделанный в медиапространстве, можно было расценить как предательство. Однако родственники и исследователи сходятся во мнении, что автором этого письма был не Мукан, а Владимир Мессман и Евгений Брусиловский. Последний и попросил своего друга Мукана Тулебаева подписать письмо. Тулебаев, к слову, всегда прислушивался к мнению Брусиловского, считал его своим учителем, а потому полностью ему доверял. Впрочем, как только статья вышла на страницы газет Мукан Тулебаев, взяв с собой Бакытжана Байкадамова, отправился домой к Ахмету Жубанову и попросил публичного прощения. Последний его простил.

Женился Мукан Тулебаев поздно. Со своей будущей супругой Даригой, или как ласково он ее называл Дарика, его познакомила Куляш Байсеитова. Сорокалетний преподаватель в Казахской консерватории Мукан Тулебаев увидел двадцатидвухлетнюю Даригу на одном из столичных алма-атинских концертов в компании с Куляш Байсеитовой. Он попросил подругу их познакомить, а вскоре они женились.

Мукан Тулебаев продолжал работать. Результатом этой работы стала полученная в 1953 году Республиканская премия им. Жамбыла, звание Народного артиста СССР (1959) и должность председателя Союза композиторов Казахской ССР.

В 1959 году Мукан Тулебаев почувствовал себя крайне плохо. Результаты медицинских анализов диагностировали рак печени с метастазами, которое очень быстро разрушало тело. В том же году Мукан Тулебаев вместе с супругой отправился в Боровое. Композитора не стало 2 апреля 1960 года.

Мукан Тулебаев прожил недолгую, но полную счастья жизнь. Он оставил бессметное количество шедевральных произведений, многие из которых навсегда вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры.

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?