Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Сакральные места в творчестве Тараса Шевченко: Ак-Джулпас

1805
Сакральные места в творчестве Тараса Шевченко: Ак-Джулпас  - e-history.kz
Портал Qazaqstan Tarihy продолжает серию публикаций исследователя Д. Черниенко, посвященную историческим обстоятельствам появления и современному состоянию сакральных мест Казахстана

Во время экспедиции Тарас Шевченко продолжал внимательно изучать священные места, которые попадались на пути команды. В июне 1848 года экспедиция двигалась вдоль северного залива Аральского моря к Раиму. В заливе Сарышығанақ Тарас Шевченко обратил внимание на один интересный объект «Акджулпас», о котором также упоминает известный русский ученый, зоолог и путешественник, исследователь Средней Азии Николай Северцов в книге «Путешествия по Туркестанскому краю».

 

На последнем наброске «Акджулпас» изображена одноименная могила со съемным маяком в заливе Сары-Чеганак на северном побережье моря, на которой, вероятно, находился уже упоминавшийся астрономический пункт «Акджулпас». На нескольких других акварелях и набросках, возможно, изображен А. А. Акишев, которого Шевченко чаще сопровождал при съемках. К слову, тогда поэт впервые выполнил рисунки островов Чеканарал, Чикитарал и других.

 

Интерес представляет один рисунок Шевченко, сохраняющий дискуссии в отношении времени и места его создания – «Ак-Джулпас». Дело в том, что такое название имели сразу несколько объектов в Приаралье. Например, это копани (колодцы) у северного залива Аральского моря – Сары-Чеганак (Сарышығанақ), вдоль которого проходил караван на пути к Раиму в середине июня 1848 года, это был 28-й по счету дневной переход. В тот день Шевченко впервые увидел Аральское море:

 

«Еще переход, и мы видели на горизонте, к югу, едва заметную синюю горизонтальную линию. То было Аральское море ... На другой день мы уже купались в Сары-чеганаке (залив Аральского моря). Еще один день следовали по берегам гнилых соленых озер того же залива и вышли опять на равнину, покрытую кустарником саксаулу»

повесть «Близнецы»

 

Шевченко мог выполнить набросок тут же на привале или вскоре по прибытии в Раим.

Также, по данным дневниковых записок командира экспедиции капитана А. Бутакова, название Акджульпас имела могила на берегу того же залива Сары-Чеганак, куда экспедиция на корабле «Константин» вернулась уже значительно позже – летом 1849 года.

Тогда же, согласно этой версии, и мог быть создан рисунок. Рисунок воспроизводит панорамный пейзаж залива с извилистыми низкими берегами, который на дальнем плане соединяется с широким водным простором большого залива, на горизонте окруженный грядой гор. Молчаливый покой безлюдного края как бы охраняет с одинокой горы могила-часовой с двумя мачтами. Рука мастера смогла наполнить спокойный, неприхотливый пейзаж глубоким смыслом.

Сверху по центру имеется собственноручная надпись Шевченко: «ак-джулъ-пасъ».

 

 

Ак-Джульпас

Таким образом, за время плаванья по Аральскому морю в составе научной экспедиции Тарас Шевченко благодаря своему пытливому взгляду, развитым исследовательским навыкам и высочайшему изобразительному мастерству сохранил названия и виды, к сожалению, на сегодня уже утраченных или малодоступных памятников культуры и природных объектов, которые по праву являются сокровищами древней истории Казахстана, известных сегодня лишь в творческом наследии художника.

При подготовке материала использованы публикации Л. Большакова, Л. Сапожниковой, статьи из «Шевченковской энциклопедии» (в 6 томах, Киев, 2013–2015).

 

Читайте также:

Сакральные места в творчестве Тараса Шевченко: Мула-Доса-Мал

(Продолжение следует)

Д.А. ЧЕРНИЕНКО,

старший научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК,

кандидат исторических наук

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?