Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Была ли оттепель?

3323
Была ли оттепель? - e-history.kz
Хрущевская оттепель – это первая попытка осознания последствий сталинского режима, которая раскрыла особенности общественно-политической политики сталинской эпохи

После смерти Иосифа Сталина (март 1953 г.) первым секретарем ЦК Компартии Никитой Хрущевым была предпринята попытка демократизации политической жизни. Этот период условно был назван «хрущевская оттепель» и подразумевал, прежде всего, ослабление политического режима.

Уже в конце марта новое руководство предпринимает меры по либерализации системы. Верховный Совет СССР принял Указ об амнистии, согласно которому из мест заключения было освобождено 1 млн. 120 тыс. человек. Через несколько дней было принято постановление о нарушении законности органами госбезопасности в ходе следствия по крупным политическим делам конца 40-х-начала 50-х г. Арест и расстрел Берии, а затем осуждение культа личности Сталина благоприятно сказались в умонастроении людей.

Хрущев совершил резкий разворот в аграрной политике страны. На Пленуме ЦК КПСС, который прошел в 1953 году, впервые был поставлен вопрос об ослаблении экономического и политического давления на крестьянство. Понимая, что беспредельный грабеж деревни больше продолжаться не может, И. Хрущев начал внедрять в партийные решения идеи о смягчении государственного налога, увеличении в аграрный сектор инвестиции. В этой связи был предпринят ряд мер по перераспределению национального дохода в пользу села: изменена налоговая политика, повышены закупочные и заготовительные цены.

6 февраля 1954 года Шаяхметов был снят с должности. На его место пришел Пономаренко. Хрущев формировал новую генерацию политиков. На февральском пленуме ЦК ВКП(б) 1954 года Шаяхметов предстал как ответственный за все промахи партии в Казахстане.

В 1954 году ЦК КПСС принял решение о расширении посевных площадей в стране за счет освоения целинных земель в северных районах Казахстана, в Сибири, на Урале и Северном Кавказе. Это были зоны рискованного земледелия с очень уязвимыми к эрозии почвами и недостаточной увлажненностью. Их распашка означала отказ от интенсивных методов агротехники, консервирование отсталых способов хозяйствования. Всего в годы освоения целины (1954-1960 гг.) было распахано 25,5 млн. га.

В 1956 году в стране был собран рекордный урожай в 125 млн. тонн зерновых, из которых 50% было получено на целинных землях. Однако нарушение экологического равновесия и ветровая эрозия уже в конце 50-х годов стали превращаться в серьезную проблему.

К 1960 году в Северном Казахстане из-за нерационального освоения целинных земель из хозяйственного оборота было выведено более 9 млн. га. почв. С начала 60-х годов начались периодические засухи, приведшие к катастрофе 1963 года, когда впервые страна была вынуждена для обеспечения продовольствием закупить за границей 12 млн. тонн зерна на 1 млрд. долларов. Эффективность целинных почв ежегодно падала, и если в 1954-58 гг. средняя урожайность была 7,3 ц/га, то в 1961-65 гг. — 6,1 ц/га.

Распашка гигантских площадей целинных земель привела к резкому сокращению в Казахстане сенокосных и пастбищных угодий и началу длительного кризиса традиционной отрасли сельского хозяйства республики — животноводства. В 1955 году пришлось принять специальное постановление ЦК КПСС и обязать 47 степных районов и 225 совхозов разводить мясной скот. Начались работы по орошению земель и расширению кормовой базы. В результате с большим трудом удалось поднять общую численность скота в республике к 1960 году до 37,4 млн. голов (в 1928 году — 29,7 млн. голов). Тем не менее, рост численности населения привел к определенным затруднениям в обеспечении продовольствием, что заставило власти в 1962 году впервые пойти на повышение цен на мясо на 30% и на масло — на 25%. Планируемого увеличения производства мяса в три раза не получилось.

Отрицательно на сельском хозяйстве сказалась и реорганизация МТС (машинно-тракторных станций). Такая система сложилась с конца 20-х годов и являлось следствием глубокого недоверия к крестьянству в целом, которому не позволено было владеть сельхозтехникой. Большая часть колхозов оказалась не в состоянии купить сразу и выплачивала деньги в рассрочку, что поначалу ухудшило финансовое положение значительной части колхозов и породило недовольство.

Отношение к технике ухудшилось, так как колхозы не имели, как правило, парков и укрытий для её хранения в зимнее время. Сказывались и традиционные недостатки в ценах на сельскохозяйственную продукцию, которые были чрезвычайно низки и не окупали затрат. Господствовала непреклонная уверенность в абсолютном совершенстве колхозно-совхозной системы, находившейся под пристальной опекой партийно-государственных органов.

Эта реформа вызвала отток квалифицированных специалистов-механизаторов из села и сокращение парка сельскохозяйственных машин. В Казахстане сокращение было покрыто только присылкой техники на освоение целины.

В целом, освоение целины превратило Казахстан в один из крупнейших производителей зерновых в мире и в то же время заложило причины длительного кризиса сельского хозяйства в республике в последующие годы.

22 мая 1957 года на собрании представителей колхозников Хрущёв бросил ставший знаменитым лозунг: «Догнать и перегнать Америку!». Речь в данном случае шла о соревновании с этой страной в двух конкретных областях: в производстве мяса и молочных продуктов. Однако преобладание внеэкономических, административных методов управления экономикой привело к серьезному экономическому и социальному кризису в конце 50-х — начале 60-х годов, что привело к новому нарастанию продовольственных проблем и взрыву недовольства населения.

В августе 1959 г. социально-экономический кризис привел к массовым беспорядкам в Темиртау - одном из быстро растущих индустриальных центров Казахстана. Строящийся в городе металлургический комбинат был объявлен ударной комсомольской стройкой, где работало более 200 тыс. человек. Бытовая неустроенность, недостаточное обеспечение продовольствием и питьевой водой и откровенные злоупотребления администрации привели к стихийным выступлениям рабочих, перешедшим в трехдневные волнения, подавленные лишь с помощью войск, многие активные участники темиртауских событий были осуждены.

Несмотря на тяжелую социальную и экономическую обстановку, в 1959 году был принят семилетний план, по которому Советский Союз должен был выйти на первое место в мире по объему производства к 1965 году. Объявлялось, что строительство социализма в стране завершено и долгожданный коммунизм наступит в начале 80-х годов.

Крутой поворот претерпела и национальная политика. В целях создания новой общности – «советского народа» началось поощрение властями процесса русификации, сопровождавшееся закрытием национальных школ, сокращением сфер применения национальных языков и шовинистической пропагандой.

Была выдвинута задача слияния всех этносов СССР и ликвидации национальных республик к началу 80-х годов. Без учета интересов республик стали меняться их границы. Так, в 1962 году Узбекистану были переданы три хлопкосеющих района Южного Казахстана.

В 1961 г. руководителем Казахстана стал Д. Кунаев, работавший до этого Председателем Совета Министров республики и бессменно руководивший Казахстаном четверть века.

В 1962 г. Хрущев предложил партийную реформу, разделив партию на две организации - промышленную и сельскохозяйственную. Роль партии сводилась только к управлению экономикой, что вызвало недовольство верхушки партии и региональных функционеров. В обстановке секретности был подготовлен государственный переворот и в 1964 г. Н. Хрущев был отстранен от власти. Первым секретарем ЦК стал Л. Брежнев, а главой правительства - А. Косыгин.

С этого периода началась новая эпоха в истории Советского Союза.

Махаббат БОЛЬШИНА

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?