Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Доказали, что им дорого казахское искусство

3021
Доказали, что им дорого казахское искусство - e-history.kz
В Москве 81 год назад состоялась первая Декада казахского искусства и литературы, которая продемонстрировала достижения молодого искусства Казахстана

Советская музыка, созданная на огромной территории Советского Союза, стала особым явлением в мировой музыкальной культуре, удивительным феноменом многонационального единства. Ее облик, как отмечает Н. Шахназарова, начал определяться уже в 30-е годы: «Идея «всесоюзной» культуры активно вводилась в общественное сознание, подкреплялась такими акциями, как декады литературы и искусства национальных республик в Москве, постановки на столичных сценах пьес драматургов из разных регионов, переводами литературных произведений и т.д.».

Выступление участников Декады казахской литературы и искусства на заключительном концерте

В мае 1936 года в Москве проходила первая Декада литературы и искусства Казахстана. Изобразительное искусство было представлено в фойе филиала Большого театра в Москве с 17 мая по 26 июня. Экспозицию организовали на материале Центрального музея Казахстана, Института национальной культуры и других организаций. Она включала живопись, графику, плакат современных художников и образцы народного искусства – в общей сложности более 200 экспонатов. Среди участников - Ф.И. Болкоев, А.И. Бортников, Л.В. Гербановский, К.Г. Григорьянц, А. Исмаилов, В.В. Каптерев, А. Кастеев, Н.И. Крутильников, А.А. Риттих, Е.А. Техменев, Х.Х. Ходжиков, Н.Г. Хлудов.

В Москву приехало около 300 человек – коллективы Казахского государственного музыкального театра, Казахского государственного драматического театра, Казахской государственной филармонии, национальный оркестр и народные акыны. В течение 10 дней казахстанцы показали две оперы «Кыз-Жибек» и «Жалбыр» Е. Брусиловского, дали отчетный концерт.

Декадник, как тогда называли подобные мероприятия, безусловно, явился триумфом, в первую очередь, для казахского музыкального театра. Многие деятели театра были награждены правительством. Но и художественная выставка не прошла незамеченной. «Литературная газета» писала: «Три десятка картин Хлудова являются маленькой энциклопедией Казахстана, передающей своеобразие этого края в красках и линиях». «Не меньший интерес представляет организованная к декаднику выставка картин, рисунков, ковров, орнамента, украшений».

На выставке представлено много картин Хлудова… Три картины Техменева… На выставке есть картины Риттиха, Бортникова и других» Еще несколько цитат из газет того времени: «23 мая концертом казахской народной музыки, песни и танца в Большом театре закончилась декада казахского искусства в Москве. Присутствовал тов. Сталин».

Много положительных рецензий и отзывов известных представителей художественной интеллигенции содержалось в центральных газетах и журналах. «Спектакли казахстанцев волнуют своим искренним художественным воодушевлением. Свежесть богато напевной музыки, оптимистически задорное исполнение действует на слушателей как здоровый степной воздух», – восхищался Борис Асафьев. «Декада казахского искусства <…> – творческий отчет Казахстана. Свидетельствуя о росте казахского народа, она в то же время явится стимулом его дальнейшего развития», – писалось в «Литературной газете».

«В Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца 25 мая состоялась творческая встреча деятелей культуры Казахстана с московскими работниками искусств. На встрече присутствовали Сталин, Молотов, Ворошилов, Калинин, Каганович, Микоян, Хрущев и другие. Были приглашены режиссеры, артисты, писатели, художники, скульпторы».

Казахстанские артисты на первой Декаде искусства и литературы в Москве

Столь успешному выступлению казахстанцев предшествовала упорная, порой изнурительная работа. Вот как описывал подготовку один из ее участников К. Джандарбеков:

«Дни и ночи шли репетиции, писались декорации, шились костюмы. Спали в перерывах между репетициями тут же, прямо в креслах зрительного зала. Пищу приносили родные из дома. И все дни и ночи в зале находился нарком просвещения Жургенов.

Первыми не выдержали такого ритма музыканты оркестра, игравшие почти непрерывно. Показывая опухшие пальцы, они попросили трехдневный отпуск. С места вскочил весь склоченный Темирбек Жургенов и хриплым, сорванным голосом воскликнул: «Кому не дорого казахское искусство, пусть убирается отсюда вон!».

Музыканты молча сели по местам, и репетиции продолжились».

Свои воспоминания о Декаде оставил и Е. Брусиловский: «Опыта организации национальных декад еще не было. Казахская декада была только второй вслед за первой – украинской. Но украинское искусство, естественно, в Москве очень давно знали, а о казахах, и тем более казахском искусстве, знали очень мало <…>. Таким образом, казахская декада должна была впервые познакомить московскую общественность с казахским народом, его жизнью и обычаями, литературой и искусством. Очень трудная, очень важная и почетная задача. <…> Наш оркестр <…> находился на грани изнурения. <…> Первая репетиция начиналась с 9 утра и оканчивалась в 3 часа дня. Вторая репетиция начиналась в 5 часов дня и оканчивалась в 9–10 часов вечера. Выходных дней не было, и репетировали до полного изнеможения каждый день».

Пользуясь большой популярностью, Декада открыла советскому слушателю увлекательный мир Востока – казахи первыми из представителей среднеазиатских республик показали свое уникальное искусство в Москве в 1936 году, а затем и в Ленинграде в 1937-м.

В статье использованы материалы диссертации «Казахский музыкальный театр: история становления» Дины Маратовны Мосиенко.

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?