Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Приграничное сотрудничество

2324
Приграничное сотрудничество - e-history.kz
Ровно 25 лет назад 25 мая в Москве было подписано соглашение о нерушимости существующих границ между Россией и Казахстаном

Казахстан начал проводить самостоятельную внешнюю политику только после приобретения 16 декабря 1991 года независимости. Начиная с этого времени, республика вышла на мировую арену как полноценный субъект международного права.

Казахстан объявил миру о своих позициях, как только была провозглашена государственная независимость. «Республика Казахстан свои отношения с другими государствами строит на основе принципов международного права», - сказано в Законе Республики Казахстан о государственной независимости.

Приграничное сотрудничество Казахстана и России развивается параллельно истории их политико-правовых взаимоотношений. Начало было положено Абулхаир-ханом, принявшим решение о призна¬нии российского протектората. В 1731 году Младший жуз, а позднее, в 1734 году, Средний жуз приняли подданство России.

Это решение совпадало с планами Российской империи, ее стремлением расширить свою территорию и выйти к выгодным торговым путям Азии и начать освоение богатств казахских степей.

После Октябрьской революции 1917 года Казахстану представился шанс восстановить свою территориальную целостность. Однако ни Декрет ВЦИК, ни другие документы, действующие на тот исторический момент, не уточняли линии границ. Даже национально-территориальное размежевание республик Средней Азии, проведенное в 1924 году, никоим образом не коснулось границы между Казахстаном и Россией. Таким образом, образование новой союзной республики (Казахской ССР) в составе Союза ССР не сопровождалось уточнением и юридическим оформлением административно-территориальной границы между КазССР и РСФСР.

Помимо этого, казахстанско-российская граница с момента образования Казахской АССР в 1920 году неоднократно претерпевала изменения, которые зачастую проводились по согласованию между хозяйствующими субъектами и затем утверждались на межобластном уровне, но так происходило далеко не во всех случаях. В период существования СССР внутренние админис¬тративно-территориальные границы не являлись серьезными ограничителями в хозяйственной деятельности и размещении населения, а складывавшиеся реалии не всегда соответствовали зафиксированной на картах линии границ.

Особую актуальность проблема делимитации казахстанско-российской границы приобрела после обретения государственной независимости двух государств. Сотрудничество в охране границ базируется на ст. 10 До¬говора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 25 мая 1992 года, в котором определены признание и уважение территориальной целостности и нерушимости существующих границ обоих государств. Стороны обязались в соответствии со своими законода-тельствами запрещать и пресекать создание и деятельность на своих территориях организаций и групп, а также действия отдельных лиц, направленные против независимости и территориальной целостности Казахстана и России.

Первым двусторонним документом в области пограничных отношений явилось Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о сотрудничестве и взаимодействии по пограничным вопросам от 25 февраля 1993 года, которое стало основой всех последующих соглашений по пограничным вопросам.

Соглашением была определена цель, направленная на осуществление мер по обеспечению стабильного положения на их внешних границах, определение конкретных сфер сотрудничества и взаимодействие пограничных войск по комплексу вопросов, связанных с охраной своих внешних государственных границ. В Соглашении был определен широкий круг вопросов по мате¬риально-техническому обеспечению пограничных войск Республики Казахстан и Российской Федерации, по подготовке офицерских кадров и их социальной защите, информационному взаимо-действию.

За годы сотрудничества РК и РФ в пограничной сфере был заложен мощный договорно-правовой фундамент и осуществлено реальное стратегическое партнерство, обеспечивающее двум государствам стабильное развитие и безопасность. Однако необходимость проведения делимитации казахстанско-российской государственной границы, как отметил министр иностранных дел РК К. Токаев, была продиктована тем, что линия ее прохождения между Казахстаном и Россией никогда не имела законодательного описания. Данное обстоятельство затрудняло деятельность пограничных подразделений и других правоохранительных органов в обеспечении надлежащего контроля за лицами и грузами, перемещаемыми через границу, а также в установлении заслона экономической контрабанде, провозу наркотиков и нелегальной миграции.

Результатом плодотворной работы явилось подписание в 2005 году Договора о казахстанско-российской государственной границе. Целью договора явилось определение прохождения государственной границы между двумя странами, уточненное в Описании прохождения государственной границы между Республикой Казахстан и Российской Федерацией. Договор явился базовым документом, определяющим прохождение государственной границы между Россией и Казахстаном на ее сухопутном участке, включая реки и озера.

Отметим, граница, расположенная между Казахстаном и Россией, является самой длинной непрерывной сухопутной границей в мире - 7 591 км.

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?