Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Торжество права

1881
Торжество права - e-history.kz
Интернет-портал «История Казахстана» поздравляет всех казахстанцев с Днем Конституции!

В стенах Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева проходит международная научно-практическая конференция «Конституция: воплощение ценностей верховенства права, гражданского общества и современного государства».

 

В конференции приняли участие отечественные и зарубежные исследователи, ученые, представители Конституционного совета РК.

Иоган Меркель, член Конституционного Совета РК, рассказал о роли Конституции в гражданском обществе Казахстана и во взаимодействии с другими странами:

- Конституция является ядром политико-правовой системы государства и основой развития всего нашего законодательства. Она закрепляет фундаментальные основы  правоохранительной системы институтов гражданского общества, принципов организации и деятельности всех государственных органов. Конституционализация общественных отношений осуществляется посредством утверждения верховенства права, а также развития конституционных ценностей.

Сегодня мировое сообщество отмечает Международный день действий против ядерных испытаний. Он был провозглашен Генеральной ассамблеей ООН в декабре 2009 года по предложению Казахстана. 29 августа 1991 года было принято историческое и мужественное решение Президента Нурсултана Назарбаева о закрытии Семипалатинского ядерного полигона, благодаря которому весь мир говорит о Казахстане как о лидере глобального антиядерного движения. Данное решение является ярким свидетельством следования Казахстана общепризнанным принципам, заложенным как в международных документах, так и в национальных конституциях всех государств.

Конституция нашей страны прямо закрепила, что Республика уважает принципы  и нормы международного права, проводит политику сотрудничества и добрососедских отношений между государствами и мирного разрешения международных споров. И наша конференция дает прекрасную возможность для обмена знаниями, опытом, выработки приемлемых решений.

Аманжол Нурмагамбетов, доктор юридических наук, профессор ЕНУ им. Л.Н. Гумилева обратился к истории, напомнив о программе 1917 года:

- Примечательна опубликованная 21 ноября 1917 года в газете «Қазақ» программа партии Алаш. Ее разработали выдающиеся политические деятели того времени Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Миржакып Дулатов и другие.

По этой программе Россия должна была стать федеративной демократической республикой. Каждое отдельное государство, входящее в эту федерацию должно было управляться самостоятельно, с одинаковыми правами и интересами. Был прописан принцип разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти.

Программа провозглашала равноправие. Но она не была воспринята центральной властью. Тем не менее, она имела важную роль в становлении институционализма в нашей стране. Первая конституция, которая повлияла на развитие конституционализма в Казахстане – это Конституция 5 декабря 1936 года.

Конституции 1977 и 1978 года существенных изменений в конституционное строительство не внесли. Более того в этих конституциях отвергались принципы разделения властей.

Необходимо отметить историческую роль советской Конституции в том, что она обеспечила юридическое оформление административно территориальных границ, мирного раздела государственного имущества в условиях обретения независимости этих государств. В новейшей истории Казахстана было принято две Конституции: 1993 и 1995 года. По этому поводу в стране были различные научные дискуссии, споры о необходимости принятия одной за другой двух конституций. Но тут надо исходить из общественно-политической и социально-экономической ситуации в республике, сложившейся накануне распада Советского Союза.

Судьбоносным для Казахстана событием стало учреждение 24 апреля 1990 года поста Президента Казахской ССР. Это правовое решение на пороге независимости обеспечило преемственность и устойчивость государственной власти в Казахстане. В том же году под патронажем Верховного Совета Казахской ССР была создана Верховная комиссия для разработки проекта нового основного закона. Работа над проектом заняла более двух с половиной лет.

28 января 1993 года Верховный Совет Казахстана принял первую Конституцию независимого Казахстана. В ней было немало норм, соответствующих общемировым конституционным стандартам, особенно касающихся правд и свобод граждан. Более того некоторые положения первой Конституции были заимствованы при разработке Конституции 1995 года. Но все же при анализе основного закона 1993 года очевидна его незавершенность, непоследовательность, а в ряде случаев неоправданная компромиссность.

30 августа 1995 года казахстанцы на всенародном референдуме выразили свою волю. С этого времени берет начало новый этап становления казахстанского конституционализма, согласно которому во главу угла ставится общественное согласие, политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа и казахстанский патриотизм.

Юрий Дук, доцент Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, рассказал о том, как изучение и разработка законов снижает уровень преступности:

- Россия и Казахстан – многонациональные государства. Это придает особую специфику нашим странам. Государство обязано учитывать особенности всех национальностей, людей, которые исповедуют самые разнообразные конфессии. В этой связи перед государством стоит огромнейшая задача – создать свод таких законов, которые удовлетворяли бы потребностям всех граждан государства и обеспечивали комфортность проживания в государстве.

Право на безопасность с нашей точки зрения является основополагающей, по той причине, что если человеку не безопасно в государстве – все основные положения уходят на второй план. Безопасность предполагает собой большое количество разнообразных положений. Среди них одной из самых важных является преступность. Преступность – общественно опасное деяние, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности.

В России уровень преступности огромен. Мы в течение 25 лет не можем уйти за уровень 2 миллионов преступлений, регистрируемых в год. Это на 142 миллиона населения.

Но ученые-криминологи Российской Федерации утверждают, что уровень регистрируемой преступности и преступности латентной различны. И латентная преступность больше регистрируемой в десятки раз. Это не может не вызывать беспокойства у научного сообщества РФ и ученые, исследуя преступность, предлагают большой перечень научных разработок для снижения уровня преступности.

В настоящее время положение немного улучшилось. Мы надеемся на то, что законы, принимаемые в регионах, помогут более удачно решать проблемы внутри субъектов и не нарушать основной свод законов и принципы верховенства права.

Юрий Голик, профессор Российского торгово-экономического университета, рассказал о различиях между законом и правом.

- Официальное название нашей конференции  «Конституция: воплощение ценностей верховенства права, гражданского общества и современного государства». Верховенства права – не закона. Это очень важно, потому что закон иногда может вступать в противоречие с правом, со здравым смыслом.

Можно согласиться с двумя тезисами:

1. Конституция – основа всего законодательства, а значит основа правопорядка.

2. Конституция – акт прямого действия.

Но насколько сложно это воплотить в жизнь!

Конституция – законодательная база. Но конституция не инструкция. Она дает основные направления, по которым мы должны следовать и не более того. Но кроме Конституции существует огромное количество законодательных актов, которые должны соответствовать Конституции, которые должны помогать ее исполнять. Это происходит далеко не всегда. Именно для этого существуют конституционные суды, в Казахстане – Конституционный совет, которые указывают: соответствует ли тот или иной акт Конституции?

Существует правоприменительная практика, которая постепенно может изменять понимание Конституции, а может менять саму Конституцию. Например, в Соединенных Штатах Америки в Конституции записано, что женщинам запрещается принимать участие в выборах. 100 с лишним лет потребовалось Верховному суду США, чтобы изменить восприятие своих граждан этой нормы. И сейчас женщина принимает участие в выборах и даже баллотируется на самые высшие государственные посты.

Недаром один из членов Верховного суда США сказал: «Конституция – это вовсе не то, что написано на бумаге, Конституция – это то, что скажем об этом мы – Верховный суд США».

Еще один важный момент – правосознание граждан. Мир стремительно развивается, развивается и наше восприятие, и наше миропонимание. Конституция остается актом прямого действия. Но для того, чтобы акт этот акт действительно работал нам необходимо предпринять определенные усилия.

Талгат Сарсенбаев, заместитель руководителя канцелярии Премьер-министра РК, объяснил значение восстановительного правосудия в уголовном судопроизводстве:

- Восстановительное правосудие заключается в том, чтобы максимально  учитывать интересы участников процесса: как обвиняемого с одной стороны и потерпевшего с другой стороны и создать максимальные условия без мер уголовного принуждения, наказания, для того, чтобы эти стороны могли восстановить нарушенные права и каким-то образом решить возникший конфликт.

Одной из наиболее известных форм восстановительного правосудия на сегодняшний день в Казахстане является медиация. Медиация известна во всех древних культурах и цивилизациях. Например, известны такие формы медиации как поединки. У осетин были такие меры  как самопосвящение – когда осетины приходили на могилу убитого и приносили свои извинения, приносили себя в жертву. В это время родственники жертвы могли применить силу и убить его, или же простить его.

Когда совершается преступление, все понимают, что преступник должен получить по заслугам, общество к этому готово и в какой-то степени ждет определенной расплаты со стороны виновного. Уголовное судопроизводство определяет наказание виновному, как бы сводит счеты с тем, кто совершил это уголовно-наказуемое деяние. Создается ощущение, что восстанавливается баланс справедливости и осуществляется правосудие. Но именно в этом процессе и потерпевший, и обвиняемый остаются не удел. Они остаются без решения своих нужд, вопросов.

Виновные, осужденные зачастую оспаривают то наказание, которое в отношении них было применено. А потерпевший традиционно не согласен с результатами судопроизводства.

Мы должны создавать справедливые условия обоим сторонам, а не только иметь целью наказать или использовать судопроизводство для реализации личных амбиций и решения своих вопросов.

 

Тематика докладов раскрывала конституционно-правовые аспекты, рассматриваемых ими институтов. Выступающие еще раз напомнили о том, какое  значение имеет Конституция в общественной жизни, обеспечивая безопасность и соблюдение прав человека.

 

главное фото: akorda.kz

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?