Автор рассматривает значение Транссибирской железной дороги с новых методологических позиций Транссибирская железная дорога является одним из самых впечатляющих технических подвигов в современной истории.
Начатое в 1891 году и завершено 100 лет назад, это самая длинная железная дорога в мире. На 5772 миль (9288,2 км) пути соединяют Москву с тихоокеанским портом Владивосток. Это проект был и причиной русско-японской войны 1904 года, которая превратилась в одну из самых унизительных поражений России. Война впервые в современную эпоху ознаменовала разгром западного государства незападной силой, и привело к американо-японскому соперничеству, который завершилось нападением на Перл-Харбор. Это малоизвестная война, с такими далеко идущими последствиями, началась именно с Транссибирской магистрали. «Этот военный конфликт был первым крупным событием в русско-японской конкуренции, которая началась во время строительства Транссибирской железной дороги», - писала в своей научной работе Ева-Мария Штольберг, доцент русской истории Университета Дуйсбург-Эссен.
Транссибирская железная дорога была любимым проектом Сергея Витте, влиятельного министра в российском правительстве. Витте считал, что политическая сила происходит от экономической власти , и видел как недостаточно используются Сибирский регион Российской империи. Железная дорога, по его мнению, позволит России решит благодаря Сибири проблемы свои природные ресурсы, а также расширит торговлю с Восточной Азией. Идеи Витте сочетались со взглядами Александра III, который видел рост российского населения в Сибири, как способ обезопасить восточную границу страны.
Таким образом, в 1891 году Россия начала строительство железной дороги, которая должна была соединить одну часть своей огромной империи с другой. Это, с японской точки зрения, было весьма тревожно. До строительства Транссибирской железной дороги, Россия, казалось, было в основном сосредоточено на европейских делах. Чем больше страна повернула свой взгляд на Восток, тем больше японские политики стали беспокоиться о российских намерениях. «До тех пор, пока центр тяжести российской политики оставался на западной, европейской части своей территории, она не представляла никакой угрозы для территориальных притязаний Японии», - писали ученые Феликс Патрикеев и Гарри Шукман . «Но когда Россия приступила к строительству Транссибирской магистрали ... Япония встревожилась».
Витте сделал еще хуже, когда в 1896 году заключил сделку с Китаем, с целью расширения железной дороги в северной Маньчжурии. Предполагаемое расширение, известное как Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), сократит протяженность Транссибирской магистрали на 800 миль. Для России это было бы дополнительным направлением для торговли в Маньчжурии. Япония претендовала на эту территорию и расценила действия России как признак того, что Россия имела взгляды на Маньчжурию. Это подозрение превратилось в полноценную уверенность в 1900 году, когда Россия направила 170-тысячное войско в Маньчжурию и заняла всю провинцию.
Этот шаг не был бы возможен без Транссибирской магистрали. «До начала строительства Транссибирской железной дороги, сибирская инфраструктура для военно-экономической экспансии к берегам Тихого океана был ограничена. Особенно в Восточной Сибири дороги были непроходимы, и, следовательно, не могли быть использованы для переброски войск», - пишет Штольберг. Только со строительством Транссибирской железной дороги стала возможным реализация геополитических планов России в Северо-Восточной Азии. Это, в конечном счете, ускорило развязывание русско-японской войны. Японцы были обеспокоены тем, что Россия будет продолжать расширения влияния по всей Восточной Азии, даже в Корее. Российская империя отказалась сдвинуться с места и видела свое присутствие в Маньчжурии в качестве важнейшего оплота против японского нападения на Сибирь.
Это создало замедленный кризис, при котором обе стороны пришли к убеждению, что он закончится войной. «В условиях сильной потребности России в Маньчжурии, 1901 - 1903 годы были заполнены с обеих сторон растущим чувством обреченности» - пишет Дейл Copeland , политолог из Университета Вирджинии. «Становится все более очевидным , что найти любое согласованное решение в данной тупиковой ситуации будет трудно». В 1904 году война, наконец, вспыхнула: Япония напала на российские корабли, дислоцированные в Порт-Артуре, в Маньчжурии. В результате конфликт обернулся сокрушительным поражением для русских - отчасти из-за недостаточного технического состояния Транссибирской магистрали.
Плохое состояние железной дороги затрудняло для России переброску войск и военной техники с запада на восток, тем самым позволяя Японии сокрушить русских. «После катастрофического разгрома России, военный министр России Алексей Куропаткин признал, что технологическое состояние Транссибирской магистрали способствовало слабой обороны России в Северо-Восточной Азии», - объясняет Штольберг.
В войне погибло 130000-170000 солдат и геополитическая ситуация в Восточной Азии значительно трансформировалась. Россия сделала Японии большие территориальные уступки, а Тихоокеанский флот был окончательно потерян. Это привело к появлению Японии в качестве доминирующей военной силы в Восточной Азии, что позволило ей захватить большие территории в Восточной Азии и расширить свои имперские амбиции.
Рост Японский империи, конечно, создал огромную напряженность в отношениях с Соединенными Штатами, которая видела в японском империализме угрозу своим собственным амбициям.
Так проект Транссибирской железной дороги, который С. Витте видел как выход к новой эре величия России, привел к возникновению совершенно другой империи.
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)