Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Уалихан Калижан. Историю создают личности

2437
Уалихан Калижан. Историю создают личности - e-history.kz
В рамках І Международного форума «Абу Наср Аль-Фараби: в диалоге времени» мы взяли интервью у директора Института языка и искусства имени М. Ауэзова, профессора Уалихана Калижана.

В рамках І Международного форума «Абу Наср Аль-Фараби: в диалоге времени», приуроченного к 80-летию КазНУ, мы взяли интервью у директора Института языка и искусства имени М. Ауэзова, члена-корреспондента ННА РК, заслуженного деятеля РК, д.ф.н, профессора Уалихана Калижана.

«Историю создают личности. Историю государств, оставивших след, создают личности. Через столько веков аль-Фараби вновь вернулся к казахам. Среди великих личностей, вышедших из Отрара, имя Фараби называется с особым почтением. После Аристотеля аль-Фараби считается вторым учителем», – рассказывает Уалихан Калижан.

Среди выдающихся личностей Востока того времени аль-Фараби занимает особое место. Его гражданская политика, путь к счастью, теология, идеи о взамосвязи наук, книги о музыке – это не только бесценное наследие народа. Сколько бы ни проходило времени, наследие великого мыслителя остается современным и актуальным для всех нас.

В сегодняшней науке аль-Фараби присвоено звание доктора философских наук. А философия, как известно, это совокупность всех наук.

«Если классифицировать наследие аль-Фараби, то можно говорить о том, что он является основателем теории литературы», говорит Уалихан Калижан.В книге ученого «Классификация наук» есть раздел о поэтике, в котором теория литературы делится на три направления. В первом разделе описывается простой и сложный размер стихотворения, виды и размеры стихотворения, на которые влияют, говоря арабскими терминами, «сабаб» и «уатад», или греческими «слог», «стопа». Также  аль-Фараби затрагивает стиховорения и полустишия, количество их слогов и длину, описывает, в чем состоит их кардинальное отличие. Во втором разделе им рассматривается рифма стихотворений. Аль-Фараби бращает внимание на то, в каких стиховорениях рифма сохраняется от начала и до конца, из скольких звуков она состоит. В третьем разделе своей поэтики он осмысливает слова, из которых складываются стихотворения, однако так называемые слова назидания он не анализирует.

Если повториться, теорию литературы первым основал аль-Фараби. После его выводы использовали ученые Европы, а российский ученый В.М. Жирмунский, опираясь на «Классификацию», написал теорию литературы. Ученые-языковеды, такие как Кажым Жумалиев, Зейнолла Кабдолов, в своих трудах по теории литературы взяли за основу наследие аль-Фараби.

Проведение Фарабиевских чтений в рамках празднования 80-летия КазНУ – это начало национальной модернизации, считает У. Калижан.

«Мы собираемся строить «Вечную страну», а для этого нам нужно знать историю, – размышляет профессор. Если не ошибаюсь, 14 лет назад Президент написал книгу «В потоке истории». В книге написано: «Я глава государства, поэтому я должен знать историю минимум пяти веков». Описывая историю народа, Нурсултан Назарбаев высказал множество свежих весомых мыслей. Сегодня, по прошествии 14 лет, эти мысли модернизируются с программой «Народ в потоке истории». Чтения аль-Фараби являются составной частью этой программы».

Олжас Беркинбаев 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?