Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Скифская цивилизация глазами итальянского археолога

1790
Скифская цивилизация глазами итальянского археолога - e-history.kz
Итальянский археолог Николо Манасеро никогда не планировал изучать цивилизацию скифов. Тем не менее каждый новый этап работы подводил его к этому…

Николо Манасеро, археолог из Туринского Университета (Италия), заместитель директора итальянской миссии на раскопках Старой Нисы (крепости Парфянской империи в Туркменистане — прим. редактора) никогда не планировал изучать цивилизацию скифов. Тем не менее, каждый новый этап работы подводил его к этому...

Уважаемый профессор, почему Вы заинтересовались археологией?

- Как и любой ребенок, я всегда был очарован артефактами и рассказами о древних цивилизациях темных и забытых тысячелетий, говорящих с нами посредством поразительной красоты оставшихся от них предметов.

В 1985 году, когда мне было 8 лет, в моем родном городе Турине в Северной Италии под руководством профессоров Гулини и Инверницци, ставших впоследствии моими преподавателями в университете, проходила выставка «Земля в междуречье». Представленные украшения и изделия из слоновой кости, найденные при раскопках Ура (столица Месопотамии — прим. редактора) произвели на меня неизгладимое впечатление. Так я заинтересовался археологией. Однако в самом начале я занимался изучением истории своей собственной страны.

Отчего же Вы переключили свой научный интерес на цивилизацию скифов?

- Будучи студентом, я посвятил свое исследование феномену греческой колонизации Южной Италии. Затем, получив представление о греческих колониях на побережьях Малой Азии и Черного моря, мое внимание было поглощено интересом к местному населению, которое имело контакты с греками, в особенности к скифам. Я буквально влюбился в их звериный стиль в искусстве: оно было одновременно древним и современным, натуралистическим и абстрактным. Я был изумлен!

Окончив университет, я продолжил изучение цивилизации скифов. Затем профессор Антонио Инверницци предложил мне принять участие в итальянско-туркменской археологической экспедиции в Парфянскую Нису. Таким образом, мое исследование сфокусировалось на Центральной Азии. Благодаря этому я получил возможность лучше понять кочевую цивилизацию, расселившуюся по всему Евразийскому континенту: оказалось, что скифы принадлежали к сакскому народу, и я все больше и больше втягивался в изучение различных его племен.

Так, постепенно мои исследования привели меня на Восток. Я никогда не планировал изучать цивилизацию скифов, но каждый новый этап моей работы подводил меня к этому.

e5fd9c7c8c918f620a82df93aa486938.jpg

На раскопках. Ниса, Туркменистан


Расскажите, пожалуйста, о влиянии скифов на мировую цивилизацию.

- Роль кочевых народов в истории человечества огромна. Кочевники путешествовали на большие расстояния и посвящали свою жизнь торговле, они словно связующее звено между удаленными друг от друга оседлыми обществами.

Сакский народ представлял собой огромный союз кочевых племен, живущих на обширной территории Евразийского континента. Они служили своеобразным катализатором взаимодействия между такими народами, как греки, персы, китайцы.

Саки имели доступ к особым ресурсам, привлекающим оседлые народы — к золоту и драгоценным камням, месторождения которых располагались в Центральной Азии. Сакские кони стоили дорого и считались престижными, поэтому они пользовались спросом среди аристократов и военных. Поставки пушнины и древесины также были крайне важны для экономики греков и персов. Отсюда экономическая роль скифов.

Письменные источники, в действительности, нередко обращаются к скифам, их общество детально описано гречески историком Геродотом, посвятившим этому племени целую книгу. Скифы играли важную роль в эпохальной борьбе между греками и персами.

Также очень часто встречаются изображения скифов на греческих вазах и ахеменидских рельефах. Как правило, их называли «варварами», поскольку у них были совершенно другие внешний вид и язык, но все же скифы были крупными игроками того времени и торговыми партнерами этих оседлых народов.

Я знаю, что помимо всего прочего Вы также занимались исследованием особых знаков (тамга). В чем заключалась их функция, и какое отношение они имеют к письменности?

- В 2009 году во время раскопок в Парфянской Нисе мы стали находить какие-то маленькие глиняные предметы с изображением печати на них. При тщательном рассмотрении я заметил группу отпечатков со схематичными рисунками, которые были абсолютно уникальны, я даже не мог понять, что там нарисовано. По возвращении в Италию, обрабатывая соответствующую документацию, я наткнулся на несколько работ по родовым знакам, по большей части, называемым тамга (тюркский термин), хотя наиболее подходящее для них название — нишан (иранский термин). Эти знаки, главным образом, использовались кочевыми народами, по всему миру и на протяжении многих лет, в особенности скотоводами, которые сталкивались с необходимостью помечать свой скот и имущество, но не имели подходящей письменности.

5013f35d94ebe669ac60d2b6519b23f9.jpg

Отпечаток тамги. Ниса, Туркменистан


Такие знаки, как правило, представляли собой схематичные символы, состоящие из линий, кривых, петель, расположенных в различном порядке, что позволяло каждому в пределах одного общества распознать хозяина каждого отмеченного таким образом предмета или животного.

Другой интересной особенностью этих знаков было то, что, в основном, они принадлежали целой семье, каждая семья пользовалась своей тамгой, а различия в знаках членов этой группы были незначительными. Это говорит о преобладающем значении семьи над индивидуумом.

Я обнаружил, что очень немногие археологи занимаются исследованием этой темы, вот и решил посвятить себя ей.

В заключении, что бы Вы пожелали тем молодым людям, которые мечтают стать археологами?

- Следует быть честным - быть археологом невероятно трудно! Эта работа отнимает много времени и сил, она может негативным образом отразиться на отношениях человека с его окружением, поскольку археолог неделями, а то и месяцами находится на раскопках вдали от родственников.

И еще археолог никогда не станет богатым, даже если найдет несметное сокровище!

Но в то же время, это действительно захватывает: есть возможность посещать удивительные места, встречаться с представителями различных культур, испытывать непередаваемые ощущения, когда берешь в руки предметы, дошедшие до тебя из далеких времен, и осознавать, что ты первый человек, взявший в руки горшок, которым не пользовались вот уже многие тысячи лет!

Кроме этого, археолог может гордиться тем, что он вносит свой посильный вклад в понимание прошлого каждой из цивилизаций, без чего нельзя осознать настоящее и строить планы на будущее.

Без археологов мы бы никогда не увидели бы таких культурных шедевров, как Золотой Человек из кургана Иссык, не имели бы музеев. Думаю, и туристов тогда бы стало меньше, пострадала бы экономика.

Поэтому, если вы действительно горите желанием заняться археологией, не сомневайтесь: вы должны быть целеустремленными и не жаловаться на возникающие на вашем пути трудности. Ведь вы встретите столько всего интересного! Никогда не сдавайтесь, идите за своей мечтой, и вы будете вознаграждены, у вас будет одна их самых лучших работ на свете!


Инна Кузьменко

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?