Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Фотография длиною в жизнь

2175
Фотография длиною в жизнь  - e-history.kz
«Фотография не пустая забава, фотография — это наука, искусство, фотография — свидетельство времени» (из дневников Д. П. Багаева).

Эти слова были жизненным кредо знаменитого фотографа, краеведа, основателя и первого директора Областного историко-краеведческого музея им. Г. Н. Потанина — Дмитрия Поликарповича Багаева.

Родился Багаев довольно далеко от Павлодара, в селе Туманы Вятской губернии в 1884 году. В 1899 г. он приехал в Павлодар на заработки, а уже в 1905 г. открыл первый в городе фотографический салон и стал снимать комнату в деревянном домике у Постниковых на Телеграфной улице. К домику в 1910 году Багаев пристроил фотопавильон. Самый большой в городе, с боковым и верхним естественным светом.

Павильонными портретами Дмитрий Поликарпович зарабатывал на хлеб, а его истинным призванием стала съемка повседневной реальности, жизни обычных людей, каждодневно превращающейся в историю.

bbf1442b372ef42e8cedba21f9b307a3.jpg

60f0ff4cf89e1c56c0f2987596a9d8de.jpg

39b1f6d10fb6766219f41728f0a338e9.jpg

В красной юрте

Дом-музей им. Дмитрия Багаева был открыт 30 января 2001 года, здание музея является памятником истории и архитектуры мещанского быта конца 19 — начала 20 века.
Дмитрий Багаев жил и работал в этом доме с 1905 по 1958 годы. Именно здесь он и открыл первую в городе фотографию.

e83803b5831d1822428056aef01a3ed3.jpg


Работая в Горно-промышленном Обществе, пятнадцатилетний Багаев впервые увидел фотоаппарат у одного из приказчиков, который владел им как фотолюбитель. Нужно ли говорить о том, что в 1899 фотоаппарат был настоящим чудом техники. Дмитрий загорелся желанием овладеть фотоделом и упросил приказчика научить его фотографировать.

Взяв в руки фотокамеру в неполные 16 лет, Дмитрий уже никогда с ней не расставался. Все свободное время он тратил на изучение азов фотодела, находился в постоянном творческом поиске. В самой светлой комнате дома, где он проживал, юный Дмитрий обустроил салон и принимал в нем своих первых посетителей.

5a689c9ea78c4076f099f8e24b131156.jpg


Теперь это экспозиционный зал № 1 Дома-музея. Позже, откупив дом за 500 рублей и став его полноправным владельцем, Багаев пристроил к дому с северной стороны фотопавильон.

d7e974f442a968ce08804872907e0e32.jpg

Строительство павильона

В 1905 году Дмитрий Багаев получил разрешение на проведение фотографических работ, заверенное Генерал-губернатором Семипалатинского уезда. 

В музее представлены документы и награды Д. П. Багаева разных лет. Среди них Патент на фотографию 1928 г., Дипломы и Грамоты — две медали «За трудовую доблесть в Великой Отечественной войне», «За освоение целинных и залежных земель» и удостоверения к ним.

6d448c9c3ea12daf25bc0cbb38498cec.jpg

 Разрешение на проведение фотографических работ

261a205b3a474f9a6e425b209bcb4bee.jpg

Похвальный отзыв от Тамбовского Общества

Его творчество продолжалось более пятидесяти лет. Все исторически значимые события, происходившие в эти годы в Павлодарском Прииртышье, были отражены в его бесценных фотографиях — документальных свидетельствах того времени, в котором он жил (революции, голод, коллективизация, Великая Отечественная война, целинная эпопея).

aef71c501402dd16a75de5ec3fb03538.jpg

Революция

7fecd56e6ed1119eaf77e0dfbd6caf76.jpg

Период ВОВ

5faceb0bb8d3665c45511e737f374e39.jpg

Целина

Дмитрий Поликарпович был разноплановым фотохудожником: ему одинаково хорошо удавались портреты и пейзажи (серии снимков Усолки, Баянаула), сюжетные снимки (быт народа, этнография), и репортажно — событийные фотосъемки. Благодаря его усилиям, красотами Павлодара, памятниками истории и культуры Прииртышья уже в начале его творчества могли любоваться в самых разных уголках земли: в 1912 году почтовые открытки с видами его фотографий стало выпускать Московское общество Фишера.

ecfcb9765fef7b6236e80e793715c768.jpg

9b08af4ddf8cd9d291006e1d5706dbe3.jpg

f692620376934bdc12fd3937236c2904.jpg

В юрте богатого Баянаульского бая

b6b26e6fc85de34381bc3b176b5563da.jpg


В музее нас окружают подлинные вещи мастера, теперь это экспонаты музея: письменный стол, за которым Дмитрий Поликарпович работал, будучи директором краеведческого музея, два венских стула. На столе — трофейная портативная печатная машинка RHENMETALL BORSIG, привезенная ему с фронта дочерью Валентиной. 

4b05ec2130040792c0eca6b0dbfee119.jpg

0add052d766f5dbdfe3a33a269419ac0.jpg

01b4855cff13ca51aaacc3f60dd7d100.jpg

 Перед этим зеркалом прихорашивались клиенты фотографа

Но не только мастерски сделанные фотопортреты прославили фотографа. Обладая энтузиазмом исследователя и активной социальной позицией, Д. П. Багаев сумел отразить историю Павлодарского края в документальной фотографии. На протяжении всей своей жизни Дмитрий Поликарпович занимался научно — исследовательской работой: был членом — корреспондентом Западно-Сибирского отделения Русского географического общества, принимал участие в палеонтологических и этнографических экспедициях по области. Самостоятельно, пешком и на лошади, он посетил все уголки Павлодарского края и запечатлел его жизнь длиною в 50 лет.

a73673f5893d1266bcf92ccff10e587e.jpg

275b2ed8f95354ac425e30f5b0f9ab1c.jpg

Изготовление кошмы

1823d9b4085d42a2ed13a310af3041b3.jpg

За помолом зерна

Багаев, в юности мечтавший стать художником, был очень требовательным к себе мастером с тонким художественным вкусом. Стремление к совершенству побудило его пристроить к дому фотопавильон, ставший известным и единственным в своем роде не только в Казахстане, но и в Западной Сибири. Павильон был построен по всем правилам светотехники со стеклянным потолком и стеной, были заказаны два панно во всю стену, мебель в стиле «Модерн» из красного дерева. Все это давало возможность выполнять высокохудожественные качественные фотографии-портреты, сохранившиеся не только в музее, но и в семейных альбомах многих павлодарцев.

5c4a40598ab7a41e27cdcb6e241c3c75.jpg

e45efccc24622f815872e4b35c8481ab.jpg

7371b7b47f50b0b7ad0e306a6fabccc0.jpg

Главный экспонат фотопавильона - уникальная фотокамера австрийской фирмы «FOIGTLENDER & SOHN», приобретенная Багаевым в Москве в 1928 году. С помощью этой камеры были сделаны его павильонные снимки в последующие годы. 

f5b06294be9d56015fb10003a545d340.jpg

В специальной витрине размещены фотопортреты-миниатюры, самодельная подставка для просушки стеклянных негативов и резак для обрезки краев фотографий, сделанные самим Дмитрием Поликарповичем, стеклянные негативы, один из первых фотоаппаратов мастера «Фотокор».

0328625a9c4b3ce0dc2208b5e7eb999c.jpg

Стеклянные негативы 

Также в музее размещена коллекция фотоаппаратуры. В ней представлены фотокамеры разных лет, самая ранняя — ZEIS-IKON — 1925 года выпуска. Рядом с витриной — дорожная фотокамера на складном треножнике и павильонный фотоаппарат 50-х годов.

903c8342b70319f84fc47c1e17b2fbdf.jpg

До конца жизни Дмитрий Поликарпович оставался главным краеведом области — директором областного историко-краеведческого музея — его детища. Умер он 23 июля 1958 года (похоронен на Пахомовском кладбище), оставив потомкам фотолетопись родного края.

de1654d82adbe26e9c44603e015e8f5a.jpg

Работы Д. П. Багаева известны и получили признание не только в Казахстане, но и далеко за его пределами. С течением времени его фотографическое наследие вызывает все больше интереса, становится более ценным..


Полный альбом фотографий тут

Фотографии предоставлены Домом-музеем Д. П. Багаева в Павлодаре (Казахстан)

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?