Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Языческие истоки казахских народных поверий

2511
Языческие истоки казахских народных поверий - e-history.kz
Приметы и поверья, которые издавна бытуют в истории казахского народа, являются отражением многовековых традиций и опыта, определенных заповедей, оставленных предками.

Поверье — это суеверное предание, в которое можно верить или не верить, однако это пример народной жизни, рожденный опытом и традициями. Примета есть своеобразное предвестиечего-либо — хорошего или плохого, она есть знак, предостережение человеку. Вместе с тем, у казахов существует «примета», неразрывно ассоциирующаяся с понятием «запрета», или табу.
Сегодня некоторые из этих знаковых преданий представляют лишь исторический интерес, но немало среди них таких, которые помогают людям жить, творить и приумножать духовные и материальные богатства.

Вместе с тем, многие приметы и поверья, дошедшие до наших дней, носят отголоски языческой веры (тенгризм, шаманизм, суфизм и др.). Однако следует отметить, что некоторые приметы и поверья трактуются в отдельных сурах Корана.

«Киргизы (казахи) приписывают особенную силу «кие» некоторым стихиям, например, огню (который был божеством), некоторым животным, птицам и разным предметам, полезным в их кочевом быту, и воздают им известного рода почет, думая, что исполнение этих почетных обрядов утверждает за ними богатство и счастье. Құт — это слово заключает в себе идею счастья, соединенного с богатством, а неисполнение — бедность и какое-нибудь зло. Предметы, имеющие такую силу, кие, называют киелі, а карательная их сила — кесір (зло)» [1].

Ч. Ч. Валиханов писал: «…если животное имеет какую-нибудь особенность, то его называют аулие и почитают выражением счастья; лошади с гнездами на гривах и хвостах, которые делают, по понятиям казахов, злые духи — шайтаны, почитаются также как предмет счастья (құт). Таких животных никому не отдают: счастье уйдет («құт кетеді»), если отдают — тогда берут так называемый сілекей — слюну. Например, у лошадей вырывают клочок гривы, ослюнивают в слюне животного и кладут в калту, т. е. в карман» [2].

b33271bf1134aa90055a572d14284f05.jpg

Г. Н. Потанин более детально описал этот обычай следующим образом: «хозяин вырывает клочок шерсти, сует под губы продаваемой скотины, чтобы замочить ее слюной… У киргизов (казахов) подобный обычай называется слекей, обтирать слюну… шерсть со слюной зашивают в гриву коню, если она взята с коня, в гриву» барана и т. д.; другие вместо шерсти довольствуются тем, что оботрут слюну своим кепешем (шапкой). Говорят, что если слюну не обтереть, то скот не будет водиться»; если забудут соблюсти этот обычай, то через день и более догоняют проданную скотину; если купленная скотина заболеет, а хозяин, продавший ее, не отер слюны хоть через пять дней, человек, который купил ее, может по обычаю возвратить ее старому хозяину и сказать: «Ты не отер ее слюны; она заболела, возьми ее назад». И тот должен взять ее обратно [3].

Собирая этнографические материалы по религиозным воззрениям, Диваев определяет в жизни казахского народа следующие признаки некогда существовавшего «язычества»:

1. Когда молодая сноха в первый раз вступает в дом свекра, бросают в огонь очага кусочки бараньего сала;
2. Весною, когда киргизы из зимовок впервые вступают на летовки, навьюченные со скарбом верблюды проводятся между двумя пылающими кострами, специально для того разведенными;
3. За бесплодие не отсылают жену к отцу, а посылают ее ночевать к святым местам и жечь там свечу или затапливать огонь;
4. Отағасы…, т. е. «хозяин огня», а также «один дым»;
5. В продолжение 40 дней зажигали по 40 шырақ (сальных фитилей) по умершему. Все это, несомненно, подтверждает, — указывает А. Диваев, — существование у казахов доисламского периода культа поклонения огню. В вопросе определения остатков домусульманских религиозных верований у Диваева много общего с Ч. Ч. Валихановым.

Так, в своей работе «Следы шаманства у киргизов» [4] Валиханов среди признаков шаманства определяет культ огня и связанные с этим различные ритуалы (поклонение, очищение огнем, роль в свадебном ритуале, изготовление светильников (чираков) по умершему и т. д.). О казахских приметах А. А. Диваев пишет так: «Не следует проезжать и проходить перед гуртом и сквозь гурт баранов, ибо там, где они пасутся, присутствует пророк хизр». Далее он отмечает, что среди казахского народа бытует примета (обычай), по которой нельзя принимать пищу ранее, чем отведает хозяин [5]. Диваев замечает в этой примете отзвуки исторического прошлого. 

Изучая работу В. П. Наливкина «Краткая история кокандского ханства» и используя сведения информатора, ученый предполагает, что исторические условия во время кокандского владычества выработали у казахов эту примету. Автор приводит случай, описанный его информаторами, по которому казахский батыр Игибай, защищавший интересы народа в период владычества кокандских беков в Перовском уезде, был отравлен Якуббеком [6]. Боясь повторения таких случаев, казахи стали опасаться есть или пить первыми в чужом доме.

Таким образом, приметы и поверья, которые издавна бытуют в истории казахского народа, являются характерным отражением многовековых традиций и опыта людей, их морали, нравственности и определенных заповедей, оставленных предками подрастающим поколениям.
Этой проблеме посвящены работы профессора, доктора педагогических наук С. К. Калиева [7], доцента А. Куралулы, Ж. М. Саурыковой [8]. В своих трудах они отмечают, что тематика казахских поверий и примет разнообразна — это жизненные советы и обереги для людей, предостережения в быту, на охоте, забота о скоте и хозяйстве, ритуальные поверья, суеверные и реалистичные предания, предвестия радостных или плохих событий. По мнению этих ученых, основное назначение казахских народных примет и поверий — это предостеречь, оградить, особенно молодых и неопытных от бед и жизненных трудностей, воспитать их в духе гуманистических традиций человечества, уважения к старшим и к исконным народным заповедям.


1. Валиханов Ч. Ч. Следы шаманства у киргизов // Собр. соч. в 5-ти томах. — Алма-Ата, 1971. — Т. 1. — С. 486.
2. Валиханов Ч. Ч. Тенкри (бог) // Собр. соч. в 5-ти томах. — Алма-Ата, 1961. — Т. 1. — С. 30.
3. Потанин Г. Н. Очеркисеверо-западной Монголии. Спб., 1881. Вып. 2. — С. 94.
4. Валиханов Ч. Ч. Следы шаманства у киргизов // Собр. соч. в 5-ти томах. — Алма-Ата, 1971. — Т. 1. — С. 501.
5. Диваев А. Приметы. Сборник материалов для статистики Сырдарьинской области — Ташкент, 1894. — Т. III. — С. 80. Из книги А. А. Байтанаева «А. А. Диваев — Очерк жизни и деятельности». — Шымкент-Алматы, 2004. — С. 132–133.
6. Диваев А. Приметы. Сборник материалов для статистики Сырдарьинской области — Ташкент, 1894. — Т. III. — С. 80. Из книги А. А. Байтанаева «А. А. Диваев — Очерк жизни и деятельности». — Шымкент-Алматы, 2004. — С. 134.
7. Калиев С.К. Қазақ этнопедагогикасының теориялық негіздері мен тарихы. — Алматы: Рауан, 1998. — 128 б.
8. Құралұлы А., Саурокова Ж.М. Ұлттық дүниетаным 3-сыныпқа арналған оқу құралы. — Алматы: Өнер, 1997. — 80 б.

Материал предоставлен Научно-экспертным советом Ассамблеи народа Казахстана, статья из книги д.п.н., профессора А. Калыбековой «Народная мудрость казахов о воспитании», Алматы, 2011 г.

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?