Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Древние традиции Наурыза

4116
Древние традиции Наурыза - e-history.kz
Наурыз для народа востока — особенный праздник, который имеет неповторимые, присущие только ему черты.

Традиции празднования Наурыза направлены на раскрытие лучших человеческих качеств — открытости, сердечности, отзывчивости, милосердия. И в этом одна из причин того, что его прихода ждут с нетерпением. Теперь остановимся на отдельных народных традиция и обрядах связанных с Наурызом.


Қадыр ата. Қадыр ата — святой старец, благодетель народа, который оберегает, приносит благополучие, счастье, удачу и вместе с тем дарит жизнь. В день наурыза он ходит повсюду и заходит в каждый дом, благословляя всех его обитателей. Именно поэтому в каждом доме, очищаясь духовно и физически. В этот день сажают деревья и цветы. По поверью, такие дома, обязательно посещает и благословляет Қадыр ата. 


Әз. В один из первых трех дней Наурыза, по поверью казахского народа, по земле должен пройти особенный гул. Знающие люди говорят, что овцы, выходцы из рая, ощущают одними из первых этот гул и их пастухи могут узнать об этом. В такой день вся природа, животные и люди обретают жизнь. Считается, что в такой день нельзя стричь волосы и ногти, чтобы не заболеть параличом. Все живое вокруг обретает особенную энергию толь после «Әз». В народе есть крылатое выражение: «пока не пройдет Әз, не радуйся».

Наурыз тойы — веселый и радостный праздник. Упоминание об обычае весело отмечать наурыз можно встретить в рукописях Абая. В некоторых регионах Казахстана этот праздник назывался Наурыз той. Все, кто приходили на праздник Наурыз, стар и млад, обязаны были радоваться, веселиться и развлекать других. Регламент рпаздника запрещал пьянки, ссоры, разные неурядицы, которые могла омрачить приподнятое настроение празднующим. В праздничной программе были спортивные соревнования, конные скачки, состязания богатырей — палуанов. И, конечно, не обходилось без песен, танцев, игр. Существовали специальные обрядовые песни. Тут же затевались айтысы — веселые состязания в остроумм, загадывались загадки, звучали шутки. В обычае были добрые напутствия стариков молодежи. Получить такое благословение в Наурыз считалось добрым знаком.

Наурыз көже — традиционное новогоднее угощение. В эти праздничные дни готовится много еды, что является символом достатка и изобилия в наступающем году. Большое значение придается приготовлению ритуального блюда. «Наурыз көже», в состав которого обязательно входят семь пищевых продуктов. Наурыз көже — своеобразный показатель национального гостеприимства и щедрости. 

Наурыз бата. В традициях казахского народа много видов благословлений, и одно из них — наурыз бата. В дни наурызнама уважаемые аксакалы, женщины преклонного возраста благословляли того, кто их угостил наурыз-көже, акына, победителя айтыса, понравившегося музыканта, певца, борца, а также всех гостей тоя, жителей аула. Сохранилось немало устных памятников, связанных с этим обычаем. К примеру, «Славься, день Наурыз! Пусть твой дом обогащается! Пусть посетит тебя Қыдыр ата!» т. д. Благословление во время тоя считается добрым предзнаменованием. 

Наурыз жұмбақ — загадки в день Наурыза. Наурыз жұмбақ посвящаются явлениям природы, земле-матушке, вкесеннему равноденствию. Девушки и джигиты устраивали состязания, айтысы, разгадывая загадки, сочиняя на ходу стихи. 

Наурыз төл — приплод, полученный в месяце Наурыз. Так как «наурыз төлі» — начало приплода, казахи по- особенному ухаживают за первыми ягнятами, телятами, жеребятами. Их не дарят никому, даже когда подрастут. Обычно такой скот режут только для своей семьи к семейным праздникам или для жертвования во время айта.

Наурызкөк — птица, которая совершает перелет в месяце наурыз. Эту небольшую птичку люди востока ждут с нетерпением, увидев же приветствуют «добро пожаловать, наурызкөк!». Ее подкармливают, никто не прогоняет и старается не спугнуть. Она считается птицей счастья. 

Наурыз есім — имя наречие. Существует поверье, что дети, родившиеся в Наурыз, будут отмечены расположением звезд, высших сил. Поэтому при наречии им давалось имя, связанное с праздником. Известно немало батыров с подобным именем: Наурызбай Кутпанбайулы (1706 — 1781), Наурызбай Касымулы (1822 — 1847). В Золотой орде правил хан Наурыз. Очень распространены имена Наурызгуль, Наурызбек, Наурызали и другие этого же происхождения. 

Наурыз шешек — цветок (подснежник). В месяце наурыз он первым расцветает. Масло цветка имеет целебные свойства. В горных регионах Казахстана растут несколько разновидностей наурыз шешек и все они включены «Красную книгу» среди редких растений. 

Наурызша. В месяце наурыз в ясный день порой выпадает тонкий слой узорчатого снега. На солнце он недолго играет всеми цветами радуги — тает. Он бывает очень пушистым. Его называют «наурызша». «Наурызша» — первое дыхание весны, знак приближающегося тепла. 

Муххарам —арабское слово. В древности на востоке наурыз назывался «Муххарам». Оно означало, что в этом месяце нельзя загрязнять природу, запрещались преступные деяния: воровство, недостойное поведение, пьянство и т.д. Для мусульман дни наурыза считаются особыми. Они —для проявления человечности, духовной чистоты, верности и самых лучших качеств человека. 

Синий камень Самарканда. Выражение тесно связано с днем Наурыза имеет несколько значений. По преданиям в обсерватории знаменитого астронома Улугбека хранился синий камень и 22 марта луч солнца, попадая на камень , якобы, размягчал его. Давние обиды прощались именно в этот день. Если обиженный не склонен прощать, ему напоминали: «В этот день и синий камень Самарканда смягчается, или ты тверже камня?» В древние времена в день Наурыза могли помиловать преступников, осужденных к различным наказаниям, если они, осознав свои ошибки, просили прощения. 

Саумалык. В народе существует обычай петь песни «Саумалык» в день, когда рождается Новый год. Они звучат так: 

Саумалык,саумалык,

Птица, парящая высоко в горах,

Проснулась ли ты?

Саумалык, саумалык, 

Священный камень Самарканда

Растаял ли ты? 

Женщины и матери аулов наливали в черпаки свежее парное молоко и пели песни: Саумалык,саумалык, 

Принес ли ты нам добра?

Саумалык,саумалык, 

Ушел старый год, пришел новый, 

Саумалык, саумалык, 

Да будет этот новый год благодатен,

Пусть все беды уйдут со старым, 

Саумалык,саумалык,

 Да будет так. 

И они разбивали две посуды из домашней утвари, что означало, что с этой посудой ушли все несчастья и невзгоды.

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?