Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Разделение государства на два каганата

3764

При Ибрахиме ибн Наср произошло окончательное разделение Караханидов на два самостоятельных каганата – Восточный и Западный. Ибрахим Тамгач Богра-хан перенес столицу Западного каганата из Узгенда в Самарканд и присоединил Фергану к своим владениям. Если к западному ханству с центром в Бухаре относились территории Мавераннахра вплоть до Ходжента, то к восточному относились Тараз, Испиджаб, Шаш, Фергана, Семиречье и Кашгар со столицей в Баласагуне.

В 1042 году лидер Восточного каганата Арслан-хан Сулейман (Шараф ад-Даула) разделил земли между членами своей династии, оставив себе Кашгар и Баласагун [1]. Так начинается юридическое закрепление фактического распада государства на самостоятельные и полузависимые уделы. Но с этим борьба за власть не прекратилась: в 1056 году Яган-тегин Мухаммад Богра-хан разгромил своего брата, Арслан-хана и его владения, но затем был отравлен. После этого в качестве главы государства был провозглашен сын Богра-хана, Ибрагим, который вскоре погиб в войне с барсханским правителем Йинал-тегином.

После этого в Восточном каганате в течение 15 лет, с 1059 по 1074 годы, руководителями каганата были сыновья Кадыр-хана Юсуфа Тогрул-хан и Бограхан Харун. При них граница между двумя каганатами проходила по реке Сырдарье [2].

После того, как на престол взошел сын Тогрул-хана, Тогрул-тегин, спустя два месяца его сменил дядя Тогрул-тегина, Богра-хан Харун (1074-1102), в ведении которого были земли Баласагуна, Кашгана и Хотана.

Во время его лидерства в 1089 году государству караханидов пришлось принять удар со стороны сельджукского султана Малик-шаха (1072-1092), который захватил Самарканд. После того, как войско дошло до Узгенда, Богра-хан вынужден сдаться, признав себя вассалом Малик-шаха. Таким образом, Караханидское государство подпало под верховную власть Сельджукидов, но они ограничились назначением угодных им ханов из числа членов караханидской династии.

В это же время Кашгар был осажден Тогрулом (возможно, он был сыном Тегина). Богра-хан Харун был взят в плен, но вскоре был отпущен благодаря заступничеству Якуба, владетеля Атбаши. Малик-шах заключил соглашение с Якубом и покинул Узгенд.

В 1102 году после смерти Богра-хана владетель Тараза и Баласагуна Кадыр-хан Джабраил восстал против сельджуков. Захватив все земли до Амударьи, он пытался захватить у Сельджукидов Термез, но потерпел поражение, был взят в плен и казнен [3].

При правлении султана Санджара (1118-1157 гг.) сельджукиды добились максимального влияния в Мавераннахре. В этот период наметился политический упадок караханидов.

Распоряжением сельджукского султана Санджара правителем Мавераннахра был назначен правнук Ибрахима Тамгач-хана Арслан-хан (1102-1130 гг.), который попытался вести независимую политику. Он назначил соправителем своего сына Насра, но в результате заговора верхушки мусульманского духовенства Наср был убит. Тогда Арслан-хан призвал на помощь султана Санджара, тот двинулся с войском в Мавераннахр, осадил Самарканд в 1130 году, взял его. Арслан-хан, страдавший тяжелым недугом, вскоре скончался в Балхе.

В первой половине XII века государство Караханидов фактически сошло с исторической сцены. Это произошло в результате нападения каракитаев (киданей), завоевавших Семиречье с Баласагуном, а затем и все владения восточных караханидов, после чего они начали претендовать на западные владения государства.

После разгрома караханидо-сельджукского войска в 1141 году власть над обоими ханствами государства караханидов перешла к каракитаям. В 1210 году после того как каракитаи одержали победу над найманами, восточная караханидская династия прекратила свое существование. А в 1212 году Хорезм-шах Мухаммед убил последнего западного кагана Османа из Самарканда.


1.  Ибн ал-Асир. Ал-камил фи-т-тарих, IX, с. 356.
2.  Бартольд В. В. Очерки истории Семиречья // Соч., т. II, ч. I. М., 1963, с. 44.

3.  Ибн ал-Асир. Ал-камил фи-т-тарих, т. X, с. 239-240.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?