Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Социально-экономические отношения и культура Чингизидских государств в XIII-XIV вв.

2804
 Социально-экономические отношения и культура Чингизидских государств в XIII-XIV вв. - e-history.kz

В политической системе улуса Джучи присутствовали следующие политические институты.

1. Хан – правитель государства, происходящий из династии Джучидов по мужской линии. Хан – это кипчакизированная форма монгольского титула (в свою очередь, каан – это монголизированная форма тюркского титула каган). Первый правитель улуса Джучи, который принял титул хан был Менгу-Тимур. Ни Бату, ни его первые три наследника ни носили данный титул. Изначально хан был равен по статусу титулу император. При Узбек-хане и до Бердибек-хана власть хана была абсолютной. Со временем титул потерял свою ценность и значимость в силу того, что в улусе Джучи было большое количество ханов, владевших малыми территориями и малым количеством людей.

2. Беклярибек – главный  бек (эмир) государства, происходящий из родоплеменной знати, назначаемый ханом из числа четырех карачи-беков. Изначально беклярибек был незначительной должностью, но с эпохи хана Узбека беклярибек стал вторым лицом в государстве, а после смерти Бердибека, зачастую беклярибек в некоторых случаях фактически был главой государства, правя от имени формального хана. Таким беклярибеком был Едыге и многие его потомки.

3. Правители улусов (улусбеки) – правители улуса (области) в Золотой орде. При Бату и его наследниках такими правителями улусов были потомки сыновей Джучи. При Узбек-хане правители улусов – Джучиды были подвергнуты репрессиям и лишены своих улусов. На место улусбеков были назначены представители родоплеменной знати. При Бату количество улусов было равно 19. При его преемниках число улусов выросло до 23. После начала Замятни в Золотой Орде улусбеками могли являться как Джучиды, так и представители родоплеменной знати.

4. Карачи-беки. Бату после похода на Запад раздал улусы своим братьям, кроме раздачи улусов, он каждому брату выделил по 4 племени. К примеру, он выделил своему брату Шибану рода Кушчи, Найман, Карлук, Буйрак, а другому брату Тука-Тимуру – рода Минг, Тархан, Ушун (Уйсын), Ойрат.

Изначально роль карачи-беков была низкой. При Узбек-хане их роль выросла, причем выделялись 4 ханских карачи-бека, бывших при хане, в то время как в каждом улусе один из четырех карачи-беков улуса был назначен улусбеком на место репрессированных джучидов. Причем эти четыре карачи-бека стали называться просто беками (князьями). После гражданских войн институт четырех карачи-беков сохранился в ханствах, где присутствовало большое оседлое население. В Большой Орде правящими кланами были Кият, Сальджиут, Кунграт, Мангыт, в то время как в Крымском, Казанском, Касимовском ханствах правящими родами были Ширин, Барын, Аргын, Кипчак. В Казахском ханстве институт четырех карачи-беков не сохранился, в Ногайской орде он также не сохранился. В Хивинском ханстве количество карачи-беков выросло до 8 человек.

 

Жаксылык САБИТОВ

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?