Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

ЕЩЕ ОДНА ЛЕГЕНДА О КРАСНОМ КАМНЕ – « КЫЗЫЛКЕНИШЕ»

11032
ЕЩЕ ОДНА ЛЕГЕНДА О КРАСНОМ КАМНЕ – « КЫЗЫЛКЕНИШЕ»  - e-history.kz

Если идти, оставив позади гору Каркаралы, по направлению к двум вершинам Догал и Коныр Кентских гор, смотрящимся издалека как два верблюжьих горба, то проходя прямо между ними, можно выйти к округло возвышающемуся легендарному дворцу Кызылкениш. Кызылкениш находится в уникальном месте. Это большая живописная по¬ляна, на которой свободно разместился бы небольшой аул. Здесь бьют кристально чистые ключи, на богатой сочными травами поверхности там и тут встречаются рощицы ив, тополей, берез, кусты черемухи. Вокруг всю поляну, как гигантский крепостной вал, огибают кольцом неприступные скалистые горы. Только птице под силу одолеть их. Лишь в одном месте природа устроила своеобразное входное отверстие – широкую расщелину для стока родниковых вод, через которую без труда мог бы проехать небольшой конный отряд. Что заставило людей выстроить дворец именно в этом укромном уголке? Желание надежно спрятаться, скрыться, защититься, по-видимому, было главным и основным, по сравнению со стремлением уединиться, отрешиться от мира во имя своих благ и покоя. Не о спокойствии своем, а, скорее всего, о безопасности заботились первые жители Кызылкениша. Это подтверждает и предание, сохранившееся в народе. В древние времена, повествует оно, на мирное племя, беззаботно жившее в этих местах, неожиданно напал враг. Основной его целью было пленение небывалой красоты девушки, которую полюбил и страстно возжелал вождь враждебного племени. Но на обратном пути вдруг ударили морозы, и повалил снег вперемешку с дождем. 

Неожиданно рано наступившая зима сковала дороги гололедицей и сделала невозможным дальнейшее продвижение назад вражеского войска. Неприятель вынужден был коротать зиму в одной из лощин среди этих гор. В живописном месте, надежно сокрытом от чужих глаз, воздвиг для своей печальной пленницы предводитель неприятельского племени каменный дворец, прозванный позже в народе «Кызылкениш». Много разных версий дальнейшей судьбы красавицы, одна интересней другой помнят старожилы. И сейчас не потерял Кызылкениш своей красоты и величия. Необычное архитектурное строение дворца, представляющее собой двухэтажное здание крестообразной формы. Под строительный материал был использован тщательно обтесанный и отшлифованный красный камень. Отдельные комнаты, как бы пристроенные с трех углов к центральному просторному помещению, связаны с ним внутренними дверями. Южная сторона дворца, по-видимому, имела над дверью полукруглую лоджию – балкон. Под ним располагался козырек, укрепленный шестью портиками. Название дворца и близлежащей местности было, по всей вероятности, обусловлено самой природой здешних гор. Кентские горы сплошь из красного камня, и отсюда вполне понятно значение Кызылкениш – «обилие, большое количество красного камня». Слово это является не только номинативным обозначением, но и опознавательным знаком. У входа в гору-крепость, где расположен дворец Кызылкениш, лежат два огромных камня округлой формы. Один из них около 20 метров высоты, другой – в пределах 10 метров. Поверхность этих каменных глыб настолько гладка, что по своей идеальной отшлифованности не уступит поверхности яичной скорлупы. Как говорят местные жители, дворец имел такой вид еще в начале XX столетия. В 30-е годы по распоряжению «рачительных» хозяев этих мест кирпичи данного сооружения использовались для строительства кошар для овец. Как свидетельствуют ученые, дворец Кызылкениш был построен не позже XIII-XV веков. Первое письменное упоминание об этом ценном архитектурном памятнике принадлежит перу А. Левшина (1832). Первые же «археологические раскопки» близ дворца были проведены еще ранее в 1825 году под руководством генерала С.Б. Броневского, в результате которых было найдено большое количество изделий из золота, серебра и драгоценных камней. (Из книги Сейдимбекова А. «Поющие купола», А. 1985 г.)

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?