Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ ОБ ОЗЕРЕ АЛАКОЛЬ

7963
ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ ОБ ОЗЕРЕ АЛАКОЛЬ - e-history.kz

Озеро «Алаколь» — Пестрое озеро. На востоке необъятной казахской степи лежит это замечательное озеро. Триста лет тому назад произошло последнее крупное сражение казахов с джунгарами-ойратами. Ойраты – бывшее левое крыло монгольского войска. Их в середине XVIII столетия разгромили казахи в Анракайской битве, которая длилась целую неделю. Казахам противостояли более миллиона калмыков. В первые три дня сражения погибло очень много людей с обеих сторон, но казахские воины все прибывали и прибывали из степи, становились на место погибших, и бились, пока калмыки не побежали. После битвы к озеру Алаколь, находящемуся недалеко от Джунгарских ворот, стали стекаться раненые казахские воины. Вода озера Алаколь имеет целебные свойства, которые быстро залечивают раны. На берегах озера и на соседнем озере Жаланашколь имеется много целебных грязей, излечивающих людей от самых разных болезней. Отряды казахских ополченцев прибывают и прибывают к озеру, снимают на берегу амуницию, ставят юрты, купаются, режут скот, радуются победе в трудном сражении. И вдруг все затихают, поскольку приближается свита хана Абылая. Сам хан Абылай был в одном из сражений ранен в ногу, и вот приехал вместе со всеми залечить рану. Торжественно проезжает свита мимо воинов, склонившихся в почтении перед ханом. Лица вельмож, лицо хана крупным планом, и тут мелькает лицо то ли мальчика, то ли юноши-воина, одним словом, какой-то молодой султан. Черты его лица чисто тюркские: черные волосы, синие глаза, тонкий нос с горбинкой, властный хмурый тип. На самом деле это демон Эрклик – тюркский аналог Сатаны, антипод бога Неба Тенгри. Древние тюрки назывались «коктюрки» – Тюрки Бога Неба Тенгри, потому что у них были синие глаза. Он хмуро смотрит на все происходящее, его раздирают противоречия, с одной стороны, он доволен тем, что «его народ» празднует победу, с другой стороны, демон хмурится от того, что люди, победив людей, не думают ни о боге, ни о нем, демоне зла. Эрклик осматривает плоские горы, лежащие на восходе солнца. На склоне горы расположено чье-то кочевье, белые, черные, серые юрты. Взгляд его скользит выше, к снежным вершинам, откуда берет начало река, вливающаяся в озеро Алаколь. Бежит вода в реке, плывут облака, бежит время. 

812304af5cf3d3cb320f951bff9f94c3.jpg

Однажды мальчику Эрлику, который был семнадцатым ребенком в многодетной казахской семье, приснился странный сон. У него есть разные способности, данные ему от божественной природы, он умеет взглядом залечивать раны на теле у животных и у людей, просто надо смотреть и смотреть на рану, и она затянется. Он также умеет останавливать время, чтобы предотвратить какую-то беду, но именно этого ему делать нельзя, поскольку как только он остановит время, он начинает расти, и может быстро превратиться в большого демона Эрклика. Все зло от взрослых. Эрлик и его семья живут в небольшом ауле Коктума (Синий родник) на берегу озера Алаколь. В ауле обычные деревянно-саманные дома, во многих дворах играют по восемь-десять детей. Все дети от одной мамы и одного отца. Родители с раннего утра на работе, трудятся, чтобы прокормить детей. Но у жителей аула хватает и других забот. Каждую весну вода из озера подмывает берега, и сносит несколько домов. Если так будет продолжаться, вскоре вода полностью разрушит берега, и аул исчезнет с лица земли. Тает лед в озере, вода прибывает из горной речки, плещется у берега, обваливается с шумом берег, обнажаются стены дома, валится соседний дом, люди в панике. У мальчика Эрлика есть подружка – соседская девочка Айна (Зеркало), но и она пэри – ангел, но пока об этом не знает. В разговорах детей выясняется, что вода прибывает из-за того, что в горах живет настоящий злодей, форменный негодяй – чудище Уббе. По ночам он громко ухает, как сова, и его даже слышно в Коктуме. Уббе и направляет воду в долину, в озеро, чтобы лишить людей жилища. Шестилетний мальчик Эрлик решает, что ему надо идти в горы и убить того негодяя Уббе, который насылает воду на их аул. Эрлик вооружен отцовским кинжалом и тугим березовым луком. Есть у него и свирель – детская игрушка, на самом деле инструмент, играя на котором можно заворожить зверей и людей. Айна дает ему небольшое волшебное зеркало, и если направить его луч на албасты, конаяка или другое подобное существо, тот рассыпается от отраженного луча в пыль. Эрлик идет в горы и там сражается с множеством албасты, жезтырнаков, конаяков. Побеждая каждого из них, ему приходится останавливать время, и он неизбежно растет. 

В горном лесу ему встречается жезтырнак – женщина с медными когтями. Ерлик строит в лесу шалаш, рядом с шалашом ставит две рогатины с поперечной палкой, вешает на поперечину котелок, и разжигает огонь под ним. Кладет в котелок мясо антилопы. На запах пищи приходит женщина – жезтырнак, прикидывается бревном, и лежит рядом с костром. Ерлик садится на бревно, чтобы попробовать пищу, и тут бревно превращается в жезтырнака, обнимает испуганного охотника и пытается его побороть, но юноша побеждает ее, схватив за волосы. На следующий день, точнее вечером, Эрлик встречает женщину-албасты, очень красивую, но зловещую – у нее седые волосы и жуткие глаза. Она узнает в мальчике демона, и подчиняется ему. Он спрашивает у нее: «Чем ты сейчас занята?». Албасты отвечает: «Убиваю роженицу». Эрлик ведет Албасты в тот аул, где лежит больная после родов женщина. Оказывается, албасты вырвала у нее часть легкого, и женщина умирает. Эрлик приказывает женщине-ал-басты, стегая ее кнутом, вернуть роженице легкое. Албасты возвращает роженице украденную часть тела, и женщина выздоравливает. Люди хвалят Эрлика – юношу, спасшего роженицу. А он вырастает на несколько сантиметров. Женщину-албасты люди не видят, ее может разглядеть только Эрлик. Конаяк – это мужчина с длинными ремнями вместо ног. Он имеет обыкновение подкарауливать путника, запрыгивать на него, оплетать его накрепко ремнями, стегать человека, который бежит со своей жуткой ношей, пока не погибает, загнанный, как лошадь. Эрлик в древней пещере, разрисованной изображениями животных и первобытных людей, сражается с конаяком, и побеждает его. И вырастает до размеров взрослого мужчины. Так Эрлик победил всех злодеев, и пришел к чудищу Уббе, хозяину воды, который ухает, как сова. По просьбе Эрлика Уббе прорубает рядом с озером Алаколь другое русло, по которому теперь будет течь вода, выходя из озера. При прорубании нового русла гремел гром, сверкали молнии, и вода потекла по дну древнего каньона.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?